Исполнитель роли Довлатова ради картины Германа учит русский язык
На петербургских улицах продолжаются съемки картины «Довлатов». Минувшей ночью режиссер Алексей Герман погрузил ночной центр города в полумрак, свойственный Ленинграду 1970-х годов. Ради достоверности кадра погасла художественная подсветка на Английской, Адмиралтейской набережной и Благовещенском мосту, осталось только уличное освещение. Эти панорамы запечатлели в кадре с Васильевского острова – съемочная группа расположилась на спуске к Неве возле Горного института. Ради этого на несколько минут было перекрыто автомобильное движение на набережных и мосту.
Предоставлено съемочной группой
Художник картины Елена Окопная восстанавливает картину в соответствии с исторической хроникой: на спуске восстановили черно-белый барьерчик у воды, разложили лодки, разбросали снег. Посреди темного спуска разместился роскошный белый «Крайслер» – диковинка даже для нашего времени, что уж говорить про 1970-е! Возле режиссерской палатки, где за несколькими экранами одновременно сидит Алексей Герман, собрались члены съемочной группы.
«А вот и Довлатов идет! – кивком головы показывает продюсер картины Андрей Савельев. – Похож?» К машине смелым, но расслабленным шагом направляется молодой темноволосый мужчина в черном пальто, полы которого развеваются. Он разговаривает со своим другом, затем, кажется, ссорится с женщиной, но здесь съемки прерываются.
В картине Алексея Германа-мл. Довлатову 30 лет, – в это время он расстается со своей женой Еленой и вскоре после этого приезжает в Прибалтику. Картина снята по мотивам одной из новелл сборника «Чемодан», но при этом не является ни экранизацией произведений писателя, ни его биографией. Все происходящее, как «Фонтанка» уже не раз писала, умещается в четыре дня. В кадре они займут всего полтора часа – таков первоначальный тайминг картины. За это время перед глазами зрителя пройдут более 200 персонажей «с репликами» и 42 локации.
Предоставлено съемочной группой
Имя исполнителя главной роли создатели картины по-прежнему не разглашают. Но уже известно, что играть русского писателя доверили иностранному актеру.
«Интрига не в лице и не в актере, а в его судьбе, – поясняет Андрей Савельев. – Мы не хотим раскрывать его имя, но у него очень интересная судьба. Он может сыграть Довлатова, потому что понимает, ЧТО он играет. Если бы это был российский актер, он должен был бы создавать внутреннее состояние из того, о чем он не знает. А этот человек, несмотря на свой довольно молодой возраст, многое прошел».
Исполнитель главной роли – далеко не единственный иностранец на площадке (напомним, что жену писателя играет польская актриса). Вообще происходящее на съемках Андрей Савельев в шутку называет «Вавилоном»: одни говорят на польском, другие на сербском, третьи на финском, четвертые на русском, и каждый, в меру своих способностей, – на английском.
Исполнитель роли Довлатова, по словам Андрея Савельева, в данный момент учит русский и уже довольно сносно на нем говорит (хотя произведения своего персонажа он читал еще в переводе). Что, разумеется, не отменяет необходимости его дублировать. Кто станет «голосом» Сергея Донатовича – пока неизвестно. Впрочем, даже исполнитель главной роли официально еще не утвержден, хотя реальная семья писателя с ним уже познакомилась и его «одобрила».
Прояснилось, кого сыграют известные российские актеры: Данила Козловский – приятеля-спекулянта, Светлана Ходченкова – давнюю знакомую писателя
Что до воссоздания аутентичного освещения Ленинграда 70-х, о котором Герман-мл. изначально заявлял как об одной из принципиальных для него задач, полностью привести город в соответствие с исторической картинкой все-таки не удается – свет фонарей тогда был совсем другим. Решить задачу поможет перевод эпизодов картины в черно-белое изображение, а также обработка с помощью компьютерной графики. С эпизодом на невском спуске поступят именно так, хотя подобные вольности создатели картины допускают лишь в исключительных случаях – в основном, делают ставку на строгую достоверность. Например, долгое время пришлось искать помещение, которое могло бы «исполнить роль» легендарного кафе «Сайгон», – недавно такое было найдено, сейчас ведется его оформление.
Предоставлено съемочной группой
А уж что пришлось делать ради одной из сцен на Кировской площади! «Меняли фонари, повесили большие портреты Ленина, Маркса, Энгельса, там ездили машины с агитационными инсталляциями, – вспоминает продюсер. – Туда же приезжал старый экскурсионный автобус из Финляндии 1969 года выпуска».
Андрей Савельев сказал отдельные добрые слова в адрес петербуржцев, которые охотно идут навстречу кинематографистам: «Это очень трогательно: когда люди узнают, что речь идет о режиссере Германе и фильме «Довлатов» – как-то нам сразу помогают, поддерживают, приходят посмотреть на действие».
Например, ради съемок пришлось переделывать фасад одного из зданий: поменять вывески над магазинами, задекорировать деревянными панелями стеклопакеты, разложить на балконах различную утварь, как это всегда делали советские люди, и даже закрепить на окнах корзины, в которых в те времена хранили продукты – вместо холодильников. На все это жители с готовностью согласились.
Были на съемках и забавные случаи: например, когда кинематографисты снимали книжный развал на проспекте Обуховской обороны, прохожие, не заметив камер, стали спрашивать у актрисы за прилавком, сколько стоят книги. А та, войдя в роль, ответила: «72 копейки!»
В данный момент картина снята на четверть, при этом Довлатов все время присутствует в кадре – в фильме нет параллельно развивающихся сюжетов.
«Главное – передать настроение того времени, настроение главного героя, атмосферу, которая на него влияла, – говорит Андрей Савельев. – Он не был диссидентом, он был человеком, переживавшим личную драму: он хотел публиковаться – ему не давали, потому что он писал не то, что от него хотели видеть».
Напомним, что Сергей Довлатов в фильме Германа приходит к решению уехать в Эстонию, и в это же время Иосиф Бродский готовится к эмиграции в США.
Напомним также, что съемки картины "Довлатов" начались в Петербурге в ночь с 20 на 21 февраля, как раз со сцены встречи Довлатова и Бродского. Картина должна выйти в прокат в начале 2017 года.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30