Эрмитажу подарили платья Елены Образцовой

28 марта 2016, 20:20
Версия для печати Версия для печати

Сценические костюмы и платья, в которых знаменитая оперная певица выступала перед слушателями, стали экспонатами Государственного Эрмитажа. Торжественная церемония передачи в дар 34 предметов одежды, а также аксессуаров, прошла в атриуме Главного штаба.

Вещи оперной звезды передала музею ее дочь – Елена Макарова. Будучи сама певицей, некоторые мамины концертные наряды она оставила себе. Но те, что отобрали специалисты Эрмитажа – с благодарностью передала в музей.

«Я бы никогда не решилась беспокоить Эрмитаж такой необычной просьбой, и когда мне поступило такое предложение, я не просто обрадовалась – для меня это была огромная честь! – вспоминает она. – И я уверена, что мама, где бы сейчас она ни находилась, была бы очень счастлива».

Среди подаренных музею вещей – комплекты от знаменитых дизайнеров: Вячеслава Зайцева, Игоря Чапурина, Татьяны Котеговой. Но есть и совсем скромное «безымянное» черное платье – то самое, в котором Елена Васильевна выступала на конкурсе им. П.И. Чайковского в 1970 году и завоевала первую премию. Оно стало свидетелем восхождения новой звезды.

Наблюдательный зритель заметит, что черный цвет вообще в нарядах Елены Образцовой превалировал.

«Мама всегда комплексовала по поводу того, что была женщиной статной, ей очень хотелось похудеть, но не всегда это получалось, – объясняет Елена Макарова. – И ей казалось, что в черном она выглядела более стройной. Хотя я считаю, что она всегда была совершенно роскошной женщиной, а когда худела, даже немножко становилось страшно, потому что она не знала меры».

Дочь певицы рассказывает, что ее мама «никогда не была вещичницей», легко «загоралась», увидев понравившуюся вещь, но так же легко могла подарить ее кому-нибудь из друзей. А в повседневной жизни предпочитала практичность: черные брючки и кофточку или свитер, чтобы и в дороге было удобно, и интервью можно было дать.

Свои концертные наряды Елена Образцова хранила бережно, начиная с самых первых.

«У мамы под потолком находилась огромная балка, на которой все висело, не касаясь пола, – чтобы платья не мялись», – вспоминает Елена Макарова.

Прощаться с костюмами ей не жаль, потому что она чувствует, что отдает их людям, для того, чтобы сделать приятное им – так ее воспитала мать. Более того, в мае-июне Елена Макарова намерена провести аукцион оставшихся вещей народной артистки СССР, а вырученные на нем деньги поделить между Фондом борьбы с лейкемией и Музыкальной академией Елены Образцовой.

«Я не могу сидеть на этих вещах, как скупой рыцарь, – говорит Елена Макарова. – Чтобы я знала, что в шкатулке лежит колечко, а мои кошки спят на табуретке XVIII века, – в то время как есть люди, которые умирают, потому что не могут попасть в хорошую клинику в Германии или Израиле?»

Костюмы и аксессуары Елены Образцовой войдут в состав собрания современного костюма в Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа и будут храниться в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня». И это приобретение, по словам Михаила Пиотровского, станет новой вехой в развитии музея.

«Я очень благодарен Елене Вячеславовне, это не просто дар и красивый жест, для Эрмитажа это выбор нашего дальнейшего музейного пути, – сказал он. – Эрмитаж всегда коллекционировал костюмы, у нас громадная коллекция, и сейчас мы начинаем снова собирать современные предметы. Мы – музей, в стенах которого живет история, и музей, который на историю ориентируется. Причастность к замечательным, лучшим людям российской истории – и есть тот критерий, на который мы будем опираться при отборе костюмов и платьев для нашей коллекции».

Передавая Михаилу Пиотровскому документы, Елена Макарова обмолвилась о своем желании, чтобы ее вклад в сокровищницу стал дополнительным аргументом в пользу просьбы к Правительству Санкт-Петербурга – о том, чтобы Елене Образцовой посмертно присвоили звание Почетного гражданина города. Тогда одна из улиц, или какой-либо из скверов Петербурга мог бы получить имя великой певицы.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

 

 

 

 

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>