Михаил Пиотровский: «Сроки восстановления Пальмиры - большие»

28 марта 2016, 18:02
Версия для печати Версия для печати

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский провел экстренный брифинг по случаю освобождения Пальмиры. Встреча с журналистами проходила в Зале Пальмиры, который находится в Зимнем дворце. Фоном выступления ученого были погребальные рельефы II века из этого города, поступившие в коллекцию музея в 1914 году из музея в Константинополе.

«Пальмира – это символ красоты, почему и Петербург называют Пальмирой, – начал Михаил Борисович. – Это город, который выходит из пустыни, он замечательно красив и сейчас. Слава богу, не все колонны уничтожены, и мы видим снова, как волшебный город поднимается над песками».

Произошедшие в этом городе разрушения он оценивает как «громадные», но «не до нуля». А потому Пальмира должна быть восстановлена.

«Мне трудно оценивать сохранность в процентах, но первое, что нужно сделать, – это описать, где лежит какой камень, от чего каждый из них, – объяснил он. – Потому что взрывать взрывают, но что-то можно поднять и положить на старое место. А что-то – нельзя. Это все и будет оценено. Это будет первый этап работы, большой и тщательный».
Но все это только после того, как завершится тяжелейшее разминирование.

Директор Эрмитажа категорически против того, чтобы говорить о возможных сроках восстановления города:
«Сроки большие, такие вещи быстро не делаются. Очень важен и сам постепенный процесс. Каждый восстановленный храм, каждый кусок, – это уже праздник. И на него нужно собирать глав правительств и показывать по телевизору».
Михаил Пиотровский вообще считает, что эта трагедия должна быть использована как повод еще больше просветить человечество, рассказать об этих местах и лишний раз провозгласить, что культура в мировой системе ценностей должна быть над всем остальным.

«Во всем мире Пальмиру теперь знают больше, чем знали раньше, – говорит он. – Для нас в Петербурге Пальмира всегда была важной и близкой к сердцу. Поэтому когда все случилось, ДАИШ захватил Пальмиру, начались взрывы, продолжавшие те взрывы, которые проходили в других местах, в Сирии и в Ираке, мы думали, что же можно сделать. Все музейщики мира развернули целую кампанию по сбору материалов о Пальмире, чтобы быть готовыми к тому моменту, когда ее освободят, и когда должна начаться международная кампания по ее реставрации, реконструкции, восстановлению. И, конечно, Россия примет в ней большое участие (в рамках международных кампаний ЮНЕСКО)».

Михаил Пиотровский считает, что Пальмира должна стать не столько туристическим объектом, сколько памятником, который преподаст человечеству молчаливый урок истории.

«Это место, которое должно одновременно рассказывать о красоте и не давать забывать тот ужас, который в течение этого года там происходил. Мы не можем забыть великого героя, директора бывшего музея, который был казнен за то, что не выдал, где находятся спрятанные памятники. Не можем забыть тех людей, которые погибли за Пальмиру, тех российских военных, которые пролили кровь за ее освобождение – здесь должно быть всё это вместе».

Пиотровский уверен, что лучшим примером памятника красоты и цивилизации, напоминающего при этом о вандализме, является Петербург и его пригороды – Царское Село, Павловск, Петергоф… И на этот опыт можно опираться.

«У нас в Эрмитаже есть археологи, которые занимаются античными городами, реставрацией, реконструкцией и музеефикацией городов. У нас есть прекрасная российская экспедиция с громадным опытом работы именно на Аравийском полуострове. Я думаю, что весь этот опыт будет востребован», – сказал директор Эрмитажа.

Сам Эрмитаж тем временем продолжит просветительскую работу. В конце мая здесь пройдет день сирийской культуры. На Ночи музеев Эрмитаж представит проект волонтеров музея – 3D версию восстановленной Пальмиры. Также будет проведена игра на основании Пальмирского таможенного тарифа (документ времени императора Адриана, 137 год), – пользуясь ценами той эпохи можно будет «покупать» и «продавать» товары. Дети смогут раскрасить изображение фигуры Льва Аллата – одной из известных пальмирских скульптур.

Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

Кино неисцелимых. Чем запомнится 81-й Венецианский фестиваль и на какие фильмы стоит обратить внимание

На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.

Статьи

>