Елена Яковлева: «Правду об уходе из «Современника» открою в книге»

09 марта 2013, 05:55
Версия для печати Версия для печати

«Я уже десять лет интервью не даю! А всё, что выходит, это компиляция записей моих творческих вечеров!» - объявила Елена Яковлева корреспонденту "Фонтанки". Потребовалось немало усилий, чтобы одна из самых популярных актрис России, накануне 8 марта, все-таки дала стопроцентно эксклюзивное интервью (причем, в два приема – сначала по московскому телефону, а затем – очно, в гримерке «Колизея», перед своим творческим вечером).

- Елена Алексеевна, вы приехали в Петербург с творческим вечером. Нынче вообще бум творческих вечеров. Жанр, который не был востребован в последние 10-15 лет, вдруг возродился и расцвел пышным цветом. Чем вы порадуете поклонников?

- Порадую тем, что не читаю стихов, не пою, не играю никаких фрагментов из спектаклей, а просто рассказываю о самых смешных и грустных вещах, которые были в моей жизни. На этот монолог уходит часа полтора, потом принимаюсь за записки. В моих ответах все зависит от того, с какой ноги я сегодня встала (улыбается). Обычно я с хорошей ноги встаю, не знаю, как публика. У зрителей очень много вопросов, поскольку я последние десять лет не даю интервью, а все, что печатается – это выдержки из творческих вечеров, на которые приходят журналисты. Они записывают, потому публикуют, берут что-то из интернета старое, переделанное, перелопаченное...
Для меня творческий вечер - всегда экстрим, потому что нужно говорить то, что думаешь, врать у меня не получается. Ты выходишь на сцену абсолютно голая, ни авторского текста, ни сценария, ничего. А нужно сделать так, чтобы всем было интересно, хотя у всех интересы разные. Вот я и решила, что самое смешное и самое трагическое - это всем интересно.

- Отдельного сольного спектакля, такого, как у Светланы Крючковой или Аллы Демидовой, у вас нет?

- Не знаю, как же это сказать, чтобы не обидеть двух замечательных женщин… Но я очень не люблю, когда артистки читают стихи. Я люблю стихи просто слушать, глазами читать, вспоминать те, что знаю наизусть.

- Но поэтические вечера Крючковой и Демидовой пользуется колоссальным спросом!

- Замечательно, что у людей есть тяга к поэзии.

- Елена Алексеевна, в СМИ много писали, что это не вы ушли из театра «Современник», а вас «ушли»...

- Мне просто интересно, кто это сказал, что «меня ушли»? Конечно, это сплетни - это я ушла! Поэтому обида со стороны театра и была до такой степени сильная, что начался "понос" у некоторых товарищей. А я специально молчу о причинах, о том, почему я это сделала: правду не смогу рассказать, потому что это моя правда, и я не считаю нужным ее открывать.

- Может быть, когда-нибудь все-таки правду откроете?

- Да, конечно: когда книжку напишу.

- А говорят, уже пишете?

- Нет!

- Неужели издательства не атакуют?

- О, это да!

- Что это за феномен такой – Яковлева? Классика жанра: Татьяна Доронина уходит из БДТ и переезжает в Москву, Алиса Фрейндлих уходит из Театра Ленсовета в БДТ… А Яковлева куда ушла?

- Никуда.

- После ухода из «Современника» вы стали чаще сниматься в сериалах и полном метре… Но даже при вашей популярности лучшие роли не всегда доходят до проката, до телеэкрана. Вот картина «Пять звезд», которая сразила всех на прошлогоднем фестивале «Окно в Европу» в Выборге – вы там играете просто феерически, а кто это видел? Где потерялся фильм?

- Что вы хотите, у режиссера и сценариста «Пяти звезд» это первая картина. Снять хорошее кино сегодня мало, нужно уметь его продать. Я знаю, что режиссер Слава Яковлев, мой однофамилец, ездит по фестивалям, устраивает предпоказы. Надеюсь, от этого, в конце концов, будет толк. Это, пожалуй, единственный в моей карьере сценарий, когда мы всей съемочной группой работали вместе от начала до конца – все время в одном интерьере, одном гриме. Как в театре. Работать было интересно всем актрисам, мы шли на съемочную площадку с удовольствием. Наверное, поэтому получилась такая цельная картина.

- А где вы сейчас снимаетесь?

- В «Вангелии». 12 серий… Вы мне звоните как раз в тот момент, когда я на озвучке… Сложная роль, голоса разные – и молодые, не очень.

- Но в аннотации фильма написано, что Яковлева играет Вангу в зрелом и пожилом возрасте!

- Да, но озвучиваю еще и за молодых девочек, поэтому мне придется сейчас прикидываться и подростком, и еще кем-то.

- Известный актер Борис Щербаков, которого Олег Табаков в расцвете сил и лет, «попросил» из МХТ, недавно рассказал мне, что воспринял то событие десятилетней давно не как удар, а как подарок судьбы. И теперь ему воздух свободы дороже самых знаменитых театров. Вы уже оценили вашу свободу?

- Я не знаю, что это такое, еще не вкусила до конца ту ситуацию, в которой сейчас нахожусь. Я в размышлениях - не в смысле, правильно ли сделала, об этом я не думала: сделала и сделала, так мне в тот момент хотелось, и я поступила честно, в первую очередь, по отношению к себе. Свобода – это, конечно же, неплохо, потому что артист - это в принципе безумно несвободная профессия, ты постоянно ощущаешь себя зависимым - от всевозможных комплексов, недоразумений, ковыряний в себе, недовольства… Понимаете?

- Не знаю, никогда не был актером, но, мне кажется, любая профессия отчасти зависимая…

- Не скажите. Если вы работаете на заводе и вытачиваете с большой любовью втулку, потому что это ваше призвание – быть токарем, то от чего зависите? От качества станка, резца, металла, с которым работаете?..

- А у актера зависимость со всех сторон?

- Со всех!

- Скажите, если я сейчас вас назову звездой сериалов и антреприз, вы как отреагируете?

- (После паузы) На что?

- Вот на это определение…

- А я думала, на слово «звезда» (улыбается). В нашем понятии слово «звезда» уже немножечко оскорбительно. Потому что независимо от чего-либо, я люблю свою профессию, - и то, что делаю, делаю с большой любовью и с душой. Я человек простой, не умею красоваться, поэтому просто обижусь на слово «звезда». У нас сейчас все «звезды», просто нет места, куда бы повесить еще одну «звездочку».

- А на «актрису сериалов», стало быть, не обидитесь? Рискну предположить, что вы любите смотреть западные сериалы! Вот в них не зазорно актеру любого уровня сниматься…

- Конечно, очень люблю! Там жизнь кипит, и сюжеты люди находят, и диалоги пишут хорошие, и актеры стараются выделиться. Но я больше чем уверена, что у них тоже очень много плохих сериалов, как и плохих художественных фильмов - мы же отсматриваем лучшее. А снимают у них еще больше, чем у нас, поэтому и говнеца побольше. Мы же самое вкусненькое пытаемся увидеть: «Доктор Хаус», «Декстер», «Побег из тюрьмы» настоящий, не тот, что показывали у нас. И, конечно, британский «Шерлок» замечательный - жду продолжения.

- Доживем ли мы до такого времени, когда будем взахлеб рассказывать о новых отечественных сериалах?

- Я не знаю, что для этого нужно сделать. Сейчас какой-то сложный период, наверное, период становления - молодых режиссеров, и вообще телевидения, телевизионной продукции.

- Из сериалов, в которых вы снимались, а их уже немало, какие считаете достойными?

- Для того времени, когда мы снимали «Каменскую», лет пятнадцать назад, как теперь говорят, «первый сезон» был ничего. И второй - тоже. Мы старались, это было что-то новое – за полгода снять шестнадцать серий. Объем очень большой, и мы напряженно работали. Хорошая школа.

- На «Каменской» теперь уже все, точка поставлена?

- Я надеюсь (смеется).

- Но вы с таким придыханием рассказывали о первых сезонах, что я не ожидал бурной радости по поводу окончания «Каменской»…

- Хорошее нужно заканчивать на хорошей ноте, а не высасывать из пальца. Мы шестой сезон сняли, куда уж больше. Я не осуждаю романы Марининой, просто, думаю, они менее кинематографичны, чем то, что мы снимали в первом, во втором и третьем сезонах. Сначала шли какие-то сюжеты киношные, хорошие, интересные, именно для того, чтобы сделать игровой сценарий. Все оставшееся, скорей, предназначено для чтения, но не для экранизации.

- Вы заговорили про книги, а я вспомнил, что в какой-то момент своей жизни вы ведь работали библиотекарем...

- Это один из счастливых моментов в моей жизни. Советская школа не вызывала желания читать и узнавать что-либо, все упиралось в летнее чтение обязательной литературы. Когда я пришла в библиотеку и увидела безумное количество книг, то чувствовала себя так, будто заблудилась в лесу. Но мне повезло с заведующей, она рассказала, что есть такие писатели, как Солженицын, Булгаков, Бунин, еще множество других. Сидела я в читальном зале, выдавала книги, времени свободного хоть отбавляй, и я принялась читать, окунулась в этот мир. С тех пор без книжки уже не вижу своего существования.

- И сейчас, на гастролях, вы с книгой?

- Перед поездкой в Петербург купила новую Улицкую.

- Пользуетесь ли вы ридером? С ним ведь удобнее на гастролях.

- Ой, нет. Его же надо постоянно заряжать, я книжечку люблю, лучше уж потаскаю тяжесть.

- А ваш сын-студент что читает?

- Какую-то фантастику, иностранные книги, сначала на русском языке, а потом покупает и читает на английском, чтобы почувствовать разницу. Мне нравится, что он хорошо знает язык, совсем недавно мы с ним посмотрели фильм «Джанго» Тарантино, так сын буквально через день пошел смотреть с субтитрами - ему интересно, что они там напереводили.

Сын поступил в институт телевидения и радио, на режиссерский факультет, отучился три года и сказал: «Мама, я хочу поискать себя». Ушел в академический отпуск. За год проработал на двух картинах, на одну я его устроила, чтобы понял, что это такое. Был рабочим, помощником кого-то, летом съездил в Англию подучить язык, и сейчас мы с ним едем в Голливуд. Мы узнали, что есть там школа Paramount Pictures, куда принимают ребят со всего мира - можно факультативно, при студии, поработать на каких-то картинах на маленьких должностях, и в то же время постажироваться, окунуться в профессию, узнать, к чему тебя, в конце концов, тянет.

- Так он будет актером?

- Ни в коем случае.

 

Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»

Фото Михаила Садчикова-младшего

Игры без разума. На экранах — драма Мишеля Франко «Память» о встрече двух травмированных душ

На майских праздниках на экраны вышел фильм «Память» режиссёра Мишеля Франко с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом в главных ролях. За свою игру Сарсгаард на прошлогоднем венецианском кинофестивале был удостоен «Кубка Вольпи». Но получилось ли у создателей фильма сказать о знакомом сюжете что-то новое — и запомниться?

Статьи

>