Роковые артефакты: музей «Реалии русского рока» на днях откроется в Петербурге
Чашка из кафе «Сайгон», в советские годы ставшего Меккой петербургского андеграунда, членские билеты легендарного Ленинградского рок-клуба, именные электрогитары звезд российского рока, текст песни «Серебро Господа моего», написанный от руки Борисом Гребенщиковым, и многое другое. Все это теперь можно увидеть в музее «Реалии русского рока», который открывается в арт-центре «Пушкинская, 10».
Без разрешения губернатора
Пока что на двери помещения на четвертом этаже арт-центра – напротив Музея нонконформистского искусства – нет даже вывески (хотя с сегодняшнего дня его можно посетить по записи). Но уже скоро это место, по задумке его основателя – музыканта и писателя Владимира Рекшана – должно стать своего рода храмом для знатоков и любителей русского рока.
«А я буду свечки у входа продавать», – шутит он.
Коллекцию будущего музея Владимир Рекшан собирал три года – в одиночку и еще не имея помещения под музей. Сам звонил знакомым артистам, рассказывал об идее через социальные сети, устраивал выставки уже собранных экспонатов – и не ждал поддержки от властей.
«У нас страна царистского сознания, – удивляется он. – У каждого третьего, кто приходил ко мне еще до первой выставки, был вопрос: «Ну, как, губернатор уже дал вам помещение?» Считается, что только кто-то сверху – царь, губернатор, – должен решать твои вопросы. Но музей рока – народная история, потому что рок-музыка – это наш городской фольклор. И его музей может быть создан только усилиями народа».
На поддержку народа Владимир Рекшан уповал с самого начала. Говорил, что его инициатива – своего рода эксперимент, который должен показать, хотят ли петербуржцы сохранить память о ленинградской рок-культуре, слава которой гремела на всю страну.
«У нас одно из любимых слов – «возрождать», – говорит музыкант. – А надо меньше терять, тогда и возрождать не понадобится».
Но если с поисками экспонатов как-то еще более-менее сложилось, то с помещением вышло совсем туго. Не дождавшись инициативы ни от властей, ни от меценатов, Рекшан был вынужден прибегнуть к помощи родной «Пушкинской, 10».
«Разместить этот музей на Пушкинской было логично, но здесь ни одного сантиметра свободного не бывает, и ротация возможна только в связи с чьим-нибудь переходом в мир иной, – рассказывает он. – К сожалению, так и произошло в данном случае: 11 декабря 2015 года не стало художника Вадима Серафимовича Воинова. В арт-центре осталась его авторская галерея «Мост через Стикс», а здесь, в помещении, которое теперь отошло нашему музею, была его мастерская».
На то, чтобы привести 45 квадратных метров будущего музея рока в порядок, у Владимира Рекшана ушло всего полтора месяца. Ремонт тоже пришлось делать самому, своими руками.
«Я даже удивляюсь, как это получилось, – вспоминает он. – Нужно было отодрать и вынести все, что было на стенах, потом сделать косметический ремонт, покрасить, замазать, и, наконец, развесить экспонаты – притом, что количество предметов у меня, конечно же, превышает площади, которые здесь есть».
Сколько же экспонатов на сегодняшний день ему удалось собрать, Владимир Рекшан не говорит: мол, только сегодня из-за океана пришла посылка с 19 килограммами старой прессы – публикациями о рок-музыке. И поступления продолжаются каждый день.
Постер от Артемия, гитара от Джоанны…
Словно в подтверждение его слов, на пороге музея появляется молодой человек с сумкой: он принес несколько будущих экспонатов, которые готов подарить Музею «Реалии русского рока». Владимир Ольгердович приступает к разбору содержимого: две книги о Викторе Цое, пластинки «Камикадзе» и «Группы Стаса Намина», плакат «Гражданской обороны»...
Ничего из принесенного дарителями Владимир Рекшан пока не бракует (за исключениями дублей): во-первых, дареному коню в зубы, как известно, не смотрят, а во-вторых, трудно сказать, в каком направлении музей будет развиваться и какие выставки проводить. Но главный интерес для хранителя представляют, по его словам, «предметы, из которых состояла жизнь русского рока», – именно их он называет «реалиями».
Стены главного музейного зала украшает ряд гитар. Две из них – самые старые – висят на окне, над бюстом Башлачева и стеклянной баночкой с табличкой: «Друг! Подай на развитие музея Русской рок-музыки». Эти самопальные инструменты относятся к 1960-м, и их состояние уже глубоко нерабочее. Но они интересны своей формой и тем, что напоминают о временах, когда артисты и гитары-то себе в магазинах купить не могли, а потому выпиливали сами. Рядом с гитарами hand-made, на одной из стен – инструмент марки «Музима» (мечта советского гитариста!), продукция фирмы «Аккорд», стилизованная под немецкую, а также чудо инженерной мысли из Беларуси – гитара со встроенным фуззом/ На другой стене – гитары «именные»: участника «Аквариума» Михаила Файнштейна (она звучит на первых альбомах группы), основателя «Мифов» Геннадия Барихновского, участника группы «Пикник» Евгения Волощука, Петра Самойлова из «Алисы» (кстати, привезенная Самойлову Джоанной Стингрей).
Под ними и над ними висят старые афиши 1980-х – например, постер Тбилисского фестиваля (того самого, на котором «Аквариум» был дисквалифицирован за неподобающее поведение), который Рекшан выпросил у Артемия Троицкого. И афиши начала 1990-х, читать которые – одно удовольствие в плане стилистики: «Господа! Ленинградский Рок-клуб организует народное гуляние с песнями и плясками», «Группа «Выход» исполнит для вас подворотный рок с элементами регги, классики авангарда»...
Все рокеры попадают в рай
Во втором зале можно увидеть множество образцов самиздата – это относится как к аудиозаписям на разных носителях, так и к журналам – «Рокси», «Рио»... Несколько удивляет то, что здесь можно найти реликвии, касающиеся не только российских рок-групп, но и западных. Появляется вопрос, все-таки чьи реалии мы пытаемся сохранить? На этот вопрос Владимир Рекшан отвечает с юмором: «The Beatles – это народная российская группа». И поясняет, что то, каким образом в нашей стране слушатели переписывали и передавали друг другу записи западной эстрады, сделало их частью и нашей культуры. А потому полностью отказываться от их упоминания в музее было бы неправильно.
Совсем небольшое пространство музея заполнено предметами под завязку – включая потолок, на белом фоне которого, среди ламп, заметны небольшие голубые облачка. Если приглядеться, на них видны фамилии – Цой, Гурьянов...
«Это вроде рая», – поясняет Владимир Рекшан. И действительно, перечитав снова фамилии над головой, понимаешь, что они принадлежат тем людям, которых с нами уже нет. Изначально об этом не задумываешься – настолько прочно их музыка вошла в нашу жизнь, среди нее просто живешь. И это – еще одно подтверждение тому, что русский рок – это явление. Которое заслуживает своего музея.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30