‘ото: —ергей Ќиколаев

 ирилл —еребренников: ≈сли театр вызывает полемику Ч значит, он важен

31 марта 2016, 12:41
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

јккаунт режиссера  ирилла —еребренникова в ‘ейсбуке имеет больше подписчиков, чем тираж любого современного печатного —ћ». “еатр им. √огол€, переформатированный им в «√оголь-центр», стал одним из самых модных культурных пространств –оссии. «‘онтанке» —еребренников рассказал о том, почему протесты общества против театра — позитивный момент, как выжить, если твой театр не жалуют и не финансируют чиновники, а также о самой обсуждаемой в –оссии театральной премьере – «ћюллер-машина».

- ƒл€ начала хочу попросить теб€ рассказать очень показательную историю про то, как ты ставил спектакль в √ермании, потому что, если € еЄ расскажу, это будет уже не из первых уст и неточно.

- Ёта истори€ об отношени€х театра и власти.  огда € делал спектакль «—аломе€» в Ўтуттгартской опере, у мен€ было довольно острое решение – пророк, присутствующий в спектакле, оказывалс€ мусульманским пророком и произносил пророчества на арабском (текст ќскара ”айльда был специально переведен на арабский €зык). » один из оркестрантов написал письмо в полицию о том, что, по его мнению, така€ трактовка может повлечь за собой опасную дл€ жизни других людей реакцию определенной публики – и он боитс€.

- ¬полне основательный аргумент, согласись.

- ƒа, конечно. ј вот дальше – действи€ полици€. ѕолици€ пришла в театр, попросила запись спектакл€, показала еЄ экспертам. Ёксперты вынесли заключение, что не вид€т в спектакле ничего страшного. “огда, сказали полицейские, будет вариант «ј». «ј что такое вариант «ј»? – поинтересовалось руководство театра. – ј вариант «ј», – ответили им, – означает, что один переодетый полицейский будет сидеть на каждом спектакле и смотреть за реакцией публики.

≈сли бы был вариант «¬» – сидело бы три человека, вариант «—» – допустим, 10 человек, и так далее. Ќо дело не в этом даже. ј в том, что € обо всЄм этом узнал уже после премьеры. » спросил в недоумении у руководства театра: «“ак что же вы мне раньше об этом не сказали?». ј мне ответили: «¬аше дело как художника делать спектакль так, как вы считаете нужным. ј наше дело как представителей власти – обеспечить вам эту возможность по полной программе. ћы здесь именно дл€ того и существуем, чтобы вы, художник, могли здесь, на нашей сцене свободно высказатьс€».



‘ото: —ергей Ќиколаев/‘онтанка.ру

- ј в родной стране твой портрет вместе с портретами режиссеров  онстантина Ѕогомолова и “имофе€  ул€бина напечатанными на большом постере с вопросом: «— кем вы, мастера культуры?» – который впервые был задан √орьким в известной статье, а затем не раз цитировалс€ —талиным с известным оп€ть же подтекстом, висел несколько дней напротив министерства культуры и ведомство, которое об€зано защищать твою свободу как художника, никак на этот выпад ревнителей нравственности не реагировало. “ы как эту ситуацию оцениваешь? ѕочему наша власть не защищает художника? ќна его боитс€?

- «наешь, у мен€ логика следующа€. я не собираюсь здесь нападать на власть. я ей говорю спасибо – что дают работать, что нас не расстрел€ли, что у нас не 37-й год, спасибо, что не задавили машиной в темном переулке. Ќе трогают – и спасибо. ’удожник – всегда раздражитель, и должен им быть. Ќо дл€ разумной власти этот раздражитель – позитивное €вление, то, что не дает обществу засто€тьс€, успокоитьс€ – провоцирует вопросы, привлекает внимание к разным бол€чкам. –азумные власти понимают, что чтобы не зажратьс€, не потер€ть пам€ть, нужно вспоминать не только хорошее, надо, чтобы иногда теб€ гладили не по шЄрстке. ј неразумна€ власть считает это нарушением поко€, разрушением ситуации бездумного единомысли€ масс. » дальше в игру вступают уже сами люди, которые считывают эти импульсы власти и начинают действовать по собственному почину. “ак и в сталинские времена было, и сейчас так же. Ћюди считывают сигналы. ѕри этом € знаю несколько случаев, когда власть как раз защищала художников – в случае с теми же €кобы «православными» активистами. ќна говорила им: стоп, хватит!

- ” нас как раз не говорила. ¬ ѕетербурге царит, в этом смысле, полна€ безнаказанность – ни казаки, третировавшие Ћеонида ћозгового и пугавшие ƒодина свиной головой, ни телефонные террористы, которые заставили зрителей спектакл€  онстантина –айкина «¬се оттенки голубого» мерзнуть на улице оба дн€ по полтора часа не только не наказаны, но даже не идентифицированы.

– —ыграть-то спектакль дали? Ќу и всЄ.

- я убеждена, что если бы наказать виновных – хот€ бы одного – другие бы потише себ€ вели.

- Ќу зачем наказывать? Ёто у теб€ тоже кака€-то фашистска€ логика.

- ” мен€ фашистска€ логика?! я, отправившись в театр в родном городе, в бюджет которого € плачу налоги, просто€ла полтора часа на улице, простудилась, заболела…

- я тебе скажу, что такого рода реакцию на полемические художественные высказывани€ € встречал буквально во всех европейских странах. ќколо театров сто€т люди, протестуют против спектаклей, допустим, –омео  астеллуччи, где есть, допустим, антиклерикальные мотивы. ќперна€ публика может отреагировать криками «бууу» на излишнюю, по их мнению, актуализацию классики. я вообще считаю, что это нормально. Ёто знак живого общества. Ѕолее того, это знак важности театра. ≈сли на театр есть реакци€ – это, € считаю, прекрасно. ¬от в 90-е годы у нас еЄ не было. „то бы ты ни ставил – голые артисты, одетые, – против чего бы ты ни высказывалс€ – наплевать было всем! ¬от тогда было страшно. Ёто дл€ нас 90-е были синонимом свободы, потому что на нас никто не обращал внимани€, а обществу было на искусство и художника начихать. ≈сли в какой-то момент ты задумаешьс€, дл€ чего нужен театр, то театр нужен всЄ-таки как диалог с обществом.

- ≈стественно. »ногда довольно жЄсткий диалог, даже провокационный, чтоб общество как-то очнулось от сп€чки, от уютного снобизма.

- ƒа, вот такого диалога не было в 90-е. ќн был невозможен: общество было в одной стороне, театр – в другой: они вообще не встречались. “олько сейчас этот диалог начинает строитьс€. ѕотому дл€ мен€ во всЄм, что сейчас происходит, – гораздо больше положительных моментов, чем отрицательных. Ќу, допустим, какие-то отморозки считают, что такого-то и такого-то режиссеров быть не должно, они вывесили плакат р€дом с министерством культуры. ћогут они это сделать? ћогут. » пусть вывешивают. Ёто их мнение.

- »х свобода?

- »х свобода. ѕравда, говор€т, что это было сделано на государственные деньги – ну и пусть, это неважно. ћинистерство не реагирует? ќно и не должно реагировать. ѕочему оно должно следовать их логике? ћы должны пон€ть одну простую вещь: не всем нравитьс€ то, что мы делаем, и это – нормально. Ќапример, кто-то говорит: «¬от раньше был Ѕƒ“, а сейчас – это не Ѕƒ“». ≈сть такое мнение? ≈сть. «¬от “еатр имени √огол€ был великий классический театр, а √оголь-центр, который делает —еребренников, – это неизвестно что». » такое говор€т. Ќу, пусть говор€т. Ќам-то что?!



‘ото: —ергей Ќиколаев/‘онтанка.ру

- “о есть, ты к существованию такой позиции относишьс€ как к норме и не считаешь необходимым вступать с этими людьми в диалог?

-  онечно, нет. ј зачем? Ќет смысла вступать в диалог с подобными охранител€ми традиций – они не хот€т слушать никакие другие мнени€, кроме своего.

- “о есть, ты хочешь сказать, что в нынешнем √оголь-центре тебе работаетс€ комфортно, ты строишь тот театр, который кажетс€ тебе правильным, и эта ситуаци€ теб€ устраивает. Ќо вот некоторое врем€ назад тебе запретили показывать в твоем театре кино про Pussy Roit – это же было?

- Ёто было, между прочим, при  апкове, то есть, при достаточно либеральной городской власти.

- Ќо в последнее врем€ никаких запретов не было?

- Ќет. Ѕолее того, нам в этом году московский департамент культуры частично оплатил поездку на 70-й юбилейный јвиньонский театральный фестиваль. ћы там в основной программе. ѕричем, нам даже объ€снили, почему нас не поддержали в прошлом году. ¬ прошлом году у нас была не русска€ пьеса – «»диоты» Ћарса фон “риера. ј в этом году – русска€ классика, «ћЄртвые души». » нам помогли оплатить билеты в јвиньон.

- ћы в недавно созданной јссоциации театральных критиков, подвод€ итоги прошлого, 2015 года, определ€ли людей, которых можно было бы назвать «„еловеком года» за разного рода достижени€ на ниве отечественного театра. » ты вошел в «дес€тку сильнейших» с формулировкой: ««а прорыв в европейский театр», которую потом мы изменили на ««а успешное выступление на фестивал€х в јвиньоне и ¬ене». Ќо первое определение, мне кажетс€, гораздо точнее, потому что российские театры много лет не приглашались на оба этих престижнейших форума.  ак по-твоему, почему именно у теб€ такой прорыв случилс€?

- я не знаю, почему именно у нас это получилось. ƒействительно, долгое врем€ не звали, потом позвали. Ёто тебе лучше судить, почему именно нас позвали.

- ¬оспри€тие публикой твоих спектаклей в ≈вропе сильно отличаетс€ от российского?

- ” каждого из этих фестивалей – сво€ публика. ¬ јвиньон съезжаютс€ опытные театралы со всей ‘ранции и со всего мира, смотр€т спектакли практически круглосуточно, это профессиональные зрители. Ќа Wiener Festwochen ход€т венцы, горожане, которые горд€тс€, что в их город приехали лучшие, как они убеждены, театры. Ќа наших спектакл€х были полные залы, отлична€ пресса вышла. Ёто нормальна€, при€тна€ победа русского искусства за границей. ¬от пр€мо ужасно было при€тно, когда зрители подходили и говорили, что мы дл€ них олицетвор€ем русскую культуру.

- ј ты понимаешь, что дл€ них значит это определение?

- я – нет. ѕодошла, например, женщина, котора€ последний раз русских видела в 1945 году, рассказывала, как еЄ чуть не изнасиловал русский солдат, а другой русский солдат еЄ спас. ќна сказала: € рада, что в моей жизни спасение было от русского, и спектакль, который мен€ потр€с – «ћертвые души» – тоже русский.

¬ообще дл€ них русский театр – это всегда знак качества: что балет, что опера, что драма. ќни так и говор€т: синоним театра дл€ нас – это русский театр. ¬сЄ остальное – перформансы, инсталл€ции – у нас у самих есть. ј вот русские умеют делать насто€щий театр. ѕо-моему, это здорово. » мне кажетс€, эту установку мы должны вс€чески поддерживать.

- ’очу теб€ спросить про спектакль, о котором в данный момент говор€т больше, чем о любой другой российской премьере и который € сама посмотреть еще не успела.

«ћашина ћюллер»? Ѕыла иде€ поставить ’айнера ћюллера, который €вл€етс€ очень значительной персоной дл€ европейского сознани€, и в –оссии, € уверен, его прививка тоже очень важна. Ёто философ, экстремал, парадоксалист, который следует концепции разрушени€, разлома. ј нам это всЄ близко – у нас всЄ врем€ то разлом, то разрушение. ѕоэтому € вз€л два ключевых текста: «√амлет-машина» и « вартет», добавил к ним записи ћюллера из дневников и реплики из его интервью и сделал спектакль по ћюллеру и про ћюллера.

- Ќасколько € знаю, билетов на этот спектакль не достать – то есть, каждый раз, когда идет этот спектакль, 600 человек плюс вис€щие на люстрах слушают сложнейший интеллектуальный текст ’айнера ћюллера?

- ƒа, и € считаю, что это – огромнее счастье: 600 человек в центре ћосквы слушают текст, который даже в √ермании, на родине автора, давно играют в малых залах. ј они сид€т, слушают, пытаютс€ пон€ть, кто-то смотрит на одетых артистов, кто-то на голых артистов – не важно. ¬ажно, что мы даем этому тексту прозвучать сегодн€, даем шанс быть услышанным. ѕотому что у нас ћюллера ставили очень мало.

- ћогучий ставил «√амлет-машину» – на рубеже веков. « вартет» привозил ‘окин в исполнении актеров « омедии ‘рансез». Ќе так давно ƒима ¬олкострелов поставил раннюю мюллеровскую «Ћюбовную историю». » это, пожалуй, весь наш зрительский опыт касательно ћюллера. ƒа, кстати, вот недавно в Ѕƒ“ на малой сцене зазвучал текст мюллеровского «ћаузера» – как одна из частей спектакл€ «“ри текста про войну», очень своевременного. Ќадеюсь, выведение в актив пам€ти текстов ћюллера станет тенденцией, что было бы логично. ћежду тем, ты в последнее врем€ делаешь упор на русскую классику. Ёто принципиальный художественный выбор?

- Ќе только в последнее врем€ – € всегда ставил классику: в ћ’“ выпускал «ћещан», «Ћес», «√оспода √оловлевы», ««ойкина квартира». ј знаешь, какие у мен€ хиты продаж в √оголь-центре? «ќбыкновенна€ истори€», «ћертвые души», « ому на –уси жить хорошо» – √ончаров, √оголь, Ќекрасов. Ћюди слушают Ќекрасова в трех действи€х – удивл€ютс€, радуютс€, ужасаютс€ тому, что ничему нас истори€ не учит. Ёто притом, что у нас недешевые билеты.

- —колько у теб€ сто€т билеты, например, на «ћюллера»?

- ¬ кассе 10 тыс€ч, а у перекупщиков – 22. ј на «ћертвые души», например, – до 5 тыс€ч. Ќо ты учти, что у нас дотации практически нет. Ќам государство дает два миллиона рублей в год на все спектакли. ћы должны сами зарабатывать.

- » ты мен€ пытаешьс€ убедить, что у теб€ всЄ хорошо и ты свободен?

- “ак именно поэтому € и свободен. я никому ничего не должен. я в год выпускаю дев€ть спектаклей.

-  аким образом?

- ѕриход€т люди, покупают билеты, другие люди помогают как спонсоры – все это, чтобы в √оголь-центре выходили спектакли, потому что они хот€т эти спектакли смотреть. “еатр выжил потому, что этого захотели наши зрители. Ќо был момент, когда мы полгода жили вообще без копейки бюджетных денег – нам не давали ни на здание, ни на зарплату, ни на коммуналку.

- » как же вы выжили?

- ѕровели маркетинговые исследовани€, запустили антикризисный менеджмент. “акие ситуации дают возможность находить внутренние ресурсы.

- —колько спектаклей у теб€ запланировано на этот год?

- Ќачали мы «ћюллером». —ледующей премьерой будет первый спектакль из п€тилогии «ѕ€ть поэтов – п€ть судеб» – «—естра мо€ жизнь» по ѕастернаку режиссера ћаксима ƒиденко. ƒальше € выпущу « афку» по пьесе ¬алеры ѕечейкина – он написал потр€сающую пьесу по текстам и судьбе великого ‘ранца  афки. ¬ окт€бре вторую часть из п€тилогии о поэтах – «¬ек-волкодав» по ћандельштаму – выпускают јнтон јдасинский и „улпан ’аматова. ¬ но€бре – јнна јхматова «ѕоэма без геро€» – јлла ƒемидова. » в декабре «ѕерсону» по Ѕергману выпустит Ћера —уркова, молодой режиссер. ≈ще драматург Ћюба —трижак специально по заказу нашего театра написала оригинальную детскую пьесу. » недавно реб€та из «—едьмой студии», мои выпускники, сделали самосто€тельную работу под названием «»оланта» – по произведени€м „айковского, ѕуленка, Ўнитке и ѕуччини – идет с большим успехом.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»

—правка
 ирилл —еребренников — российский кино- и театральный режиссер. –одилс€ в 1969 году в –остове-на-ƒону. ¬ 1992 году окончил физический факультет –остовского государственного университета. “огда же начал ставить спектакли на профессиональной сцене. ¬ 2000 году переехал в ћоскву. —тавил спектакли в ћ’“ им. „ехова, ÷ентре драматургии и режиссуры. ¬ 2008 году набрал экспериментальный актЄрско-режиссЄрский курс в Ўколе-студии ћ’ј“. »з этого курса к выпускному 2012 году была сформирована «—едьма€ студи€». ¬ 2011-2014 годах осуществл€л художественное руководство проектом «ѕлатформа» в ÷ентре современного искусства «¬инзавод». ¬ 2012 году был назначен руководителем “еатра им. √огол€, осуществил его полную перезагрузку, превратив в одно из самых модных мест ћосквы: ныне театр называетс€ «√оголь-центр» и, помимо репертуарной работы, реализует программы кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий.

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>