Молчание мозгов: «Экстрасенсы» выходят в прокат

30 марта 2016, 15:39
Версия для печати Версия для печати

В прокат выходит долгожданный триллер «Утешение» с Колином Фареллом и сэром Энтони Хопкинсом в главных ролях. Дистрибьюторы долго держали ленту в запасниках, опасаясь за прокатную судьбу картины. В надежде затащить в кинотеатры хоть какое-то нестыдное количество народу, картину в российском прокате переименовали в развесисто-базарные «Экстрасенсы», что может быть расценено как обман потребителя.

На самом деле «Утешение» – никакой не триллер, а философское размышление о таких фундаментальных вещах, как любовь, человечность, сострадание и смерть. Пусть и на фоне стрельбы, кровавых подтеков и прочих эксгумационных артефактов. В случае с этим фильмом мозги, разбросанные по экрану, должны сопрячься с достаточным количеством серого вещества в зрительном зале – иначе картинка не сложится. Печальная тенденция все реже включать интеллект при посещении культурных мероприятий практически исключает такую возможность.

 Режиссер фильма аргентинец Афонсо Пойарт ранее создал только латино-боевик «Два зайца», поэтому о его творческом почерке говорить преждевременно. Но вряд ли кто будет отрицать, что «Утешение» снято стильно, хотя с натурализмом здесь палку несколько перегнули. Все эти разрезания вен, демонстрации опухолей и вскрытия – тренд прошлого тысячелетия, недопустимый винтаж. Которому и веришь, кстати, с трудом. Процедура вскрытия черепной коробки маленького мальчика венчается демонстрацией безукоризненно сохранившегося содержимого. Ни тени разложения, ни протечки какой – хоть сейчас в витрину отдела субпродуктов.

Но фильм, к счастью, не об этом. Несмотря на картинку, его главные смыслы лежат вне арены кровавых преступлений и прохладного простора прозекторской. Зрителя приглашают принять участие в решении самых глубинных проблем человеческого бытия. Всегда ли зло является злом? Насколько мы способны выражать любовь и – главное – принимать ее?

Вопросы вечные, решаемые в основном в классических произведениях. «Любовью оскорбить нельзя, / Кто б ни был тот, кто грезит счастьем; / Нас оскорбляют безучастьем», – утверждала героиня Лопе де Вега. Действия антагониста картины, убийцы, которого сыграл Колин Фаррелл, целиком и полностью укладываются в эту гуманистическую канву. Уж кто-кто, а этот герой крайне небезучастен к будущему своих жертв и несет им любовь и добро. Пусть это добро и выражается в смертельных проколах. Ведь любовь начинает говорить только тогда, когда умолкает мозг, в нашем случае – продолговатый. Так что логика в фильме есть.

При этом в действиях маньяка нет ни грамма мании величия и чувства превосходства. Вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?» решается героем Фаррелла однозначно – есть такое право. И как раз не потому, что он мнит себя некоей высшей силой. «Я не играю в Бога. Тем, что Он сотворил – я не впечатлен… Просто порой бывает очень трудно показать свою любовь». В этих словах – суть картины. А сверхъестественные способности только помогают проявлениям сострадания.

Экстрасенсорными возможностями обладает и главный герой Джон Клэнси, помогающий ФБР в расследовании этих преступлений. Разумеется, создатели делали ставку на харизму Энтони Хопкинса, оставившую неизгладимое впечатление по «Молчанию ягнят» – актер тогда удостоился «Оскара» за пятнадцатиминутное появление в картине. Увы, психологические роли тоже постепенно уходят в винтаж: скоро без навязываемого нам «экшена» на экране не сможет показаться даже Будда. Поэтому значительную часть времени почтенный актер старой школы проводит в окружении абстрактных спецэффектов, что не делает его роль более внятной. Словом, доктор Лектер зря попытался вернуться – добро не пошло ему к лицу.

Несчастная судьба «Утешения» в американском прокате – лента провалилась, не отбив и половины бюджета – была практически предсказана. Проект объявили еще в 2003 году. Оппонентом Энтони Хопкинса должен был стать Брюс Уиллис, но что-то не сложилось. Сама картина была снята в 2013-м и два года отлеживалась в хранилище. Для того, чтобы в итоге не найти своего нишевого зрителя, который за десять лет, прошедших после запуска проекта, похоже, просто вымер, так и не дождавшись пищи для ума.


Евгений Хакназаров,

«Фонтанка.ру»

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>