
Молчание мозгов: «Экстрасенсы» выходят в прокат

В прокат выходит долгожданный триллер «Утешение» с Колином Фареллом и сэром Энтони Хопкинсом в главных ролях. Дистрибьюторы долго держали ленту в запасниках, опасаясь за прокатную судьбу картины. В надежде затащить в кинотеатры хоть какое-то нестыдное количество народу, картину в российском прокате переименовали в развесисто-базарные «Экстрасенсы», что может быть расценено как обман потребителя.
На самом деле «Утешение» – никакой не триллер, а философское размышление о таких фундаментальных вещах, как любовь, человечность, сострадание и смерть. Пусть и на фоне стрельбы, кровавых подтеков и прочих эксгумационных артефактов. В случае с этим фильмом мозги, разбросанные по экрану, должны сопрячься с достаточным количеством серого вещества в зрительном зале – иначе картинка не сложится. Печальная тенденция все реже включать интеллект при посещении культурных мероприятий практически исключает такую возможность.
Режиссер фильма аргентинец Афонсо Пойарт ранее создал только латино-боевик «Два зайца», поэтому о его творческом почерке говорить преждевременно. Но вряд ли кто будет отрицать, что «Утешение» снято стильно, хотя с натурализмом здесь палку несколько перегнули. Все эти разрезания вен, демонстрации опухолей и вскрытия – тренд прошлого тысячелетия, недопустимый винтаж. Которому и веришь, кстати, с трудом. Процедура вскрытия черепной коробки маленького мальчика венчается демонстрацией безукоризненно сохранившегося содержимого. Ни тени разложения, ни протечки какой – хоть сейчас в витрину отдела субпродуктов.
Но фильм, к счастью, не об этом. Несмотря на картинку, его главные смыслы лежат вне арены кровавых преступлений и прохладного простора прозекторской. Зрителя приглашают принять участие в решении самых глубинных проблем человеческого бытия. Всегда ли зло является злом? Насколько мы способны выражать любовь и – главное – принимать ее?
Вопросы вечные, решаемые в основном в классических произведениях. «Любовью оскорбить нельзя, / Кто б ни был тот, кто грезит счастьем; / Нас оскорбляют безучастьем», – утверждала героиня Лопе де Вега. Действия антагониста картины, убийцы, которого сыграл Колин Фаррелл, целиком и полностью укладываются в эту гуманистическую канву. Уж кто-кто, а этот герой крайне небезучастен к будущему своих жертв и несет им любовь и добро. Пусть это добро и выражается в смертельных проколах. Ведь любовь начинает говорить только тогда, когда умолкает мозг, в нашем случае – продолговатый. Так что логика в фильме есть.
При этом в действиях маньяка нет ни грамма мании величия и чувства превосходства. Вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?» решается героем Фаррелла однозначно – есть такое право. И как раз не потому, что он мнит себя некоей высшей силой. «Я не играю в Бога. Тем, что Он сотворил – я не впечатлен… Просто порой бывает очень трудно показать свою любовь». В этих словах – суть картины. А сверхъестественные способности только помогают проявлениям сострадания.
Экстрасенсорными возможностями обладает и главный герой Джон Клэнси, помогающий ФБР в расследовании этих преступлений. Разумеется, создатели делали ставку на харизму Энтони Хопкинса, оставившую неизгладимое впечатление по «Молчанию ягнят» – актер тогда удостоился «Оскара» за пятнадцатиминутное появление в картине. Увы, психологические роли тоже постепенно уходят в винтаж: скоро без навязываемого нам «экшена» на экране не сможет показаться даже Будда. Поэтому значительную часть времени почтенный актер старой школы проводит в окружении абстрактных спецэффектов, что не делает его роль более внятной. Словом, доктор Лектер зря попытался вернуться – добро не пошло ему к лицу.
Несчастная судьба «Утешения» в американском прокате – лента провалилась, не отбив и половины бюджета – была практически предсказана. Проект объявили еще в 2003 году. Оппонентом Энтони Хопкинса должен был стать Брюс Уиллис, но что-то не сложилось. Сама картина была снята в 2013-м и два года отлеживалась в хранилище. Для того, чтобы в итоге не найти своего нишевого зрителя, который за десять лет, прошедших после запуска проекта, похоже, просто вымер, так и не дождавшись пищи для ума.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»
Куда пойти 30 мая — 1 июня: «Елагин слет», средневековье в Муринском парке, «Классика на Дворцовой» и другие опен-эйры
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
- 26 мая 2025 - В «Петербурггазе» рассказали, когда в честь Дня города будут гореть Ростральные колонны
- 23 мая 2025 - После жалобы слушателя Филармония увольняет ведущую концертов Малого зала, проработавшую там полвека
- 22 мая 2025 - Русский музей анонсировал большую выставку Ивана Айвазовского в 2026 году
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
27 мая 2025, 07:07В этом году День города в Петербурге пришелся на середину недели — поэтому праздничные мероприятия поделились между выходными и буднями. Но некоторые традиции неизменны. Рассказываем, где можно сделать красивую фотографию, когда стоит одеться потеплее, чтобы не замерзнуть на уличном концерте, где будет перекрыто движение, а куда нужен билет.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36