Молчание мозгов: «Экстрасенсы» выходят в прокат
В прокат выходит долгожданный триллер «Утешение» с Колином Фареллом и сэром Энтони Хопкинсом в главных ролях. Дистрибьюторы долго держали ленту в запасниках, опасаясь за прокатную судьбу картины. В надежде затащить в кинотеатры хоть какое-то нестыдное количество народу, картину в российском прокате переименовали в развесисто-базарные «Экстрасенсы», что может быть расценено как обман потребителя.
На самом деле «Утешение» – никакой не триллер, а философское размышление о таких фундаментальных вещах, как любовь, человечность, сострадание и смерть. Пусть и на фоне стрельбы, кровавых подтеков и прочих эксгумационных артефактов. В случае с этим фильмом мозги, разбросанные по экрану, должны сопрячься с достаточным количеством серого вещества в зрительном зале – иначе картинка не сложится. Печальная тенденция все реже включать интеллект при посещении культурных мероприятий практически исключает такую возможность.
Режиссер фильма аргентинец Афонсо Пойарт ранее создал только латино-боевик «Два зайца», поэтому о его творческом почерке говорить преждевременно. Но вряд ли кто будет отрицать, что «Утешение» снято стильно, хотя с натурализмом здесь палку несколько перегнули. Все эти разрезания вен, демонстрации опухолей и вскрытия – тренд прошлого тысячелетия, недопустимый винтаж. Которому и веришь, кстати, с трудом. Процедура вскрытия черепной коробки маленького мальчика венчается демонстрацией безукоризненно сохранившегося содержимого. Ни тени разложения, ни протечки какой – хоть сейчас в витрину отдела субпродуктов.
Но фильм, к счастью, не об этом. Несмотря на картинку, его главные смыслы лежат вне арены кровавых преступлений и прохладного простора прозекторской. Зрителя приглашают принять участие в решении самых глубинных проблем человеческого бытия. Всегда ли зло является злом? Насколько мы способны выражать любовь и – главное – принимать ее?
Вопросы вечные, решаемые в основном в классических произведениях. «Любовью оскорбить нельзя, / Кто б ни был тот, кто грезит счастьем; / Нас оскорбляют безучастьем», – утверждала героиня Лопе де Вега. Действия антагониста картины, убийцы, которого сыграл Колин Фаррелл, целиком и полностью укладываются в эту гуманистическую канву. Уж кто-кто, а этот герой крайне небезучастен к будущему своих жертв и несет им любовь и добро. Пусть это добро и выражается в смертельных проколах. Ведь любовь начинает говорить только тогда, когда умолкает мозг, в нашем случае – продолговатый. Так что логика в фильме есть.
При этом в действиях маньяка нет ни грамма мании величия и чувства превосходства. Вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?» решается героем Фаррелла однозначно – есть такое право. И как раз не потому, что он мнит себя некоей высшей силой. «Я не играю в Бога. Тем, что Он сотворил – я не впечатлен… Просто порой бывает очень трудно показать свою любовь». В этих словах – суть картины. А сверхъестественные способности только помогают проявлениям сострадания.
Экстрасенсорными возможностями обладает и главный герой Джон Клэнси, помогающий ФБР в расследовании этих преступлений. Разумеется, создатели делали ставку на харизму Энтони Хопкинса, оставившую неизгладимое впечатление по «Молчанию ягнят» – актер тогда удостоился «Оскара» за пятнадцатиминутное появление в картине. Увы, психологические роли тоже постепенно уходят в винтаж: скоро без навязываемого нам «экшена» на экране не сможет показаться даже Будда. Поэтому значительную часть времени почтенный актер старой школы проводит в окружении абстрактных спецэффектов, что не делает его роль более внятной. Словом, доктор Лектер зря попытался вернуться – добро не пошло ему к лицу.
Несчастная судьба «Утешения» в американском прокате – лента провалилась, не отбив и половины бюджета – была практически предсказана. Проект объявили еще в 2003 году. Оппонентом Энтони Хопкинса должен был стать Брюс Уиллис, но что-то не сложилось. Сама картина была снята в 2013-м и два года отлеживалась в хранилище. Для того, чтобы в итоге не найти своего нишевого зрителя, который за десять лет, прошедших после запуска проекта, похоже, просто вымер, так и не дождавшись пищи для ума.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»
Что, где, когда в Петербурге по месяцам: культурный календарь 2025 года для тех, кто планирует поездку
Новости
- 24 января 2025 - В Петербурге открывается новый Театр на Разночинной
- 23 января 2025 - Цветущая сирень украсила залы Александровского дворца в Царском селе
- 23 января 2025 - Юру Борисова номинировали на «Оскар» за роль в фильме «Анора»
- 23 января 2025 - Кинохронику, звуки блокадного Ленинграда и вещи Ольги Берггольц представят на выставке
- 22 января 2025 - «Ленкому» меняют руководство: Марка Варшавера переводят президентом, назначен худрук
Статьи
-
17 января 2025, 19:57
-
16 января 2025, 19:29