
Молчание мозгов: «Экстрасенсы» выходят в прокат

В прокат выходит долгожданный триллер «Утешение» с Колином Фареллом и сэром Энтони Хопкинсом в главных ролях. Дистрибьюторы долго держали ленту в запасниках, опасаясь за прокатную судьбу картины. В надежде затащить в кинотеатры хоть какое-то нестыдное количество народу, картину в российском прокате переименовали в развесисто-базарные «Экстрасенсы», что может быть расценено как обман потребителя.
На самом деле «Утешение» – никакой не триллер, а философское размышление о таких фундаментальных вещах, как любовь, человечность, сострадание и смерть. Пусть и на фоне стрельбы, кровавых подтеков и прочих эксгумационных артефактов. В случае с этим фильмом мозги, разбросанные по экрану, должны сопрячься с достаточным количеством серого вещества в зрительном зале – иначе картинка не сложится. Печальная тенденция все реже включать интеллект при посещении культурных мероприятий практически исключает такую возможность.
Режиссер фильма аргентинец Афонсо Пойарт ранее создал только латино-боевик «Два зайца», поэтому о его творческом почерке говорить преждевременно. Но вряд ли кто будет отрицать, что «Утешение» снято стильно, хотя с натурализмом здесь палку несколько перегнули. Все эти разрезания вен, демонстрации опухолей и вскрытия – тренд прошлого тысячелетия, недопустимый винтаж. Которому и веришь, кстати, с трудом. Процедура вскрытия черепной коробки маленького мальчика венчается демонстрацией безукоризненно сохранившегося содержимого. Ни тени разложения, ни протечки какой – хоть сейчас в витрину отдела субпродуктов.
Но фильм, к счастью, не об этом. Несмотря на картинку, его главные смыслы лежат вне арены кровавых преступлений и прохладного простора прозекторской. Зрителя приглашают принять участие в решении самых глубинных проблем человеческого бытия. Всегда ли зло является злом? Насколько мы способны выражать любовь и – главное – принимать ее?
Вопросы вечные, решаемые в основном в классических произведениях. «Любовью оскорбить нельзя, / Кто б ни был тот, кто грезит счастьем; / Нас оскорбляют безучастьем», – утверждала героиня Лопе де Вега. Действия антагониста картины, убийцы, которого сыграл Колин Фаррелл, целиком и полностью укладываются в эту гуманистическую канву. Уж кто-кто, а этот герой крайне небезучастен к будущему своих жертв и несет им любовь и добро. Пусть это добро и выражается в смертельных проколах. Ведь любовь начинает говорить только тогда, когда умолкает мозг, в нашем случае – продолговатый. Так что логика в фильме есть.
При этом в действиях маньяка нет ни грамма мании величия и чувства превосходства. Вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?» решается героем Фаррелла однозначно – есть такое право. И как раз не потому, что он мнит себя некоей высшей силой. «Я не играю в Бога. Тем, что Он сотворил – я не впечатлен… Просто порой бывает очень трудно показать свою любовь». В этих словах – суть картины. А сверхъестественные способности только помогают проявлениям сострадания.
Экстрасенсорными возможностями обладает и главный герой Джон Клэнси, помогающий ФБР в расследовании этих преступлений. Разумеется, создатели делали ставку на харизму Энтони Хопкинса, оставившую неизгладимое впечатление по «Молчанию ягнят» – актер тогда удостоился «Оскара» за пятнадцатиминутное появление в картине. Увы, психологические роли тоже постепенно уходят в винтаж: скоро без навязываемого нам «экшена» на экране не сможет показаться даже Будда. Поэтому значительную часть времени почтенный актер старой школы проводит в окружении абстрактных спецэффектов, что не делает его роль более внятной. Словом, доктор Лектер зря попытался вернуться – добро не пошло ему к лицу.
Несчастная судьба «Утешения» в американском прокате – лента провалилась, не отбив и половины бюджета – была практически предсказана. Проект объявили еще в 2003 году. Оппонентом Энтони Хопкинса должен был стать Брюс Уиллис, но что-то не сложилось. Сама картина была снята в 2013-м и два года отлеживалась в хранилище. Для того, чтобы в итоге не найти своего нишевого зрителя, который за десять лет, прошедших после запуска проекта, похоже, просто вымер, так и не дождавшись пищи для ума.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50