«Докатились!»: к вопросу об этике публичных высказываний об искусстве

20 марта 2016, 20:39
Версия для печати Версия для печати

В прошлом году, столкнувшись с попыткой властей неформально установить цензурные ограничения в сфере культуре, «Фонтанка» выпустила материал о памятных многим художникам госприемках. Настоящий материал – тоже из серии «Время вспоминать»: на сей раз «Фонтанка» обратилась к деятелям культуры Петербурга с вопросом об этике публичных высказываний, а также предоставила слово авторитетному историку, который напомнил о том, как именно так называемая художественная критика выглядела в советские времена.


Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, президент Гильдии режиссеров России:

- Если мы говорим об этике вообще, наверное, стоит сказать, что этика, с одной стороны, – вещь непреложная в любом профессиональном разговоре, не только касаемо критики, но и театрального круга в целом – Станиславский об этом написал целый труд. Другое дело, что в наше время – беспорядочное, абсолютно циничное, когда всё перемешалось, мы, когда тон не такой уж шибко хамский, говорим: «Ну ничего, главное, что не послали». То есть, мы многое допускаем. А вот сто лет назад, скажем, в 1926 году, когда известный критик Виктор Шкловский после «Ревизора» Мейерхольда в своей знаменитой рецензии написал, что Мейерхольд переодевает свою жену, актрису Зинаиду Райх, 16 раз, – какой был скандал! Мейерхольд даже назвал Шкловского фашистом во время публичного обсуждения. Напиши кто-нибудь что-то подобное сегодня, никто этого даже не заметил бы. Всё поменялось. Сегодня это просто чепуха, невиннейшее замечание. И исходя из того, что всё поменялось, у нас и этика поехала, она практически исчезла. Что конечно не просто печально, а преступно. Так нельзя. И, конечно, статья известной особы, госпожи Москвиной, заголовок которой начинается словами «БДТ подыхает...», – это вопиющий пример отсутствия этики. Потому что сам тон, сами выражения, лексика – это абсолютно желтая, хамская пресса. Даже если ты мировоззренчески, эстетически не принимаешь какой-то театр, тебе он не нравится, высказываться таким образом в адрес представителей сообщества – недопустимо. Эта статья – ярчайший пример того, до чего мы все докатились.

Валерий Фокин
Валерий Фокин

Фото: предоставлено Александринским театром

Но меня-то, честно говоря, больше занимает другой момент, на котором бы я хотел немного задержаться. Дело в том, что Москвина – человек одаренный, опытный, она не первый год работает в кинематографе, в театре, в литературе. И вот когда такой опытный человек, чисто с профессиональной точки зрения вдруг чёрное называет белым, а зеленое – красным (в сравнениях), у меня начинает возникать серьезное подозрение: а не действуют ли здесь скрытые мотивы, нет ли здесь какого-то сознательного передергивания? Потому что ну вот ненавижу я, например, Сальвадора Дали (надеюсь, он меня простит), ну не понимаю его, не люблю, но я же не могу не отметить, что это всё равно интересно и талантливо. А тут человек, профессионал, которому на сегодняшний день Большой драматический театр не нравится, не видит очевидного – определенного уровня, которого достиг этот театр, некой достаточно высокой профессиональной планки, а сравнивает с другими маленькими театрами, где, по ее мнению, всё хорошо. Естественно, когда речь идет, повторюсь, идет о таком опытом человеке, как Москвина, у меня возникает вопрос, не сознательное ли это передергивание? И не стоит ли в этом случае говорить уже не о критике, а о некой кампании по дискредитации художественного руководителя БДТ? А как еще я могу это трактовать?

И вот тогда, если автор статьи является одним из звеньев некой конструкции, которая направлена против конкретного художника, он про зеленое может сказать, что да, это не зеленое, а красное. И будет настаивать и обвинять других, что они – дальтоники. Вот такое у меня есть подозрение. Уж слишком тут очевиден для меня заказ. Тогда это уже не просто неэтично, – это бессовестно. И я бы даже более крепкие слова употребил. Тем более, что несколько лет назад, в год 200-летия Гоголя именно этот автор писал фактически донос президенту. Подписан он был не только Москвиной, но еще и тогдашним руководителем счетной палаты Степашиным, и борцом за чистоту нравов, ныне покойным Саввой Ямщиковым. Но текст, конечно, принадлежал Москвиной. Это оттуда пошло, что Хлестаков в моем спектакля насилует городничиху и ее дочку. И что в Александринке историческую сцену залили льдом. Ни то, ни другое истине не соответствует. Но там я еще понимаю, что мог быть пафос защиты Гоголя с призывами в союзники первого лица страны. А тут-то совершенно другая история. Даже если предположить, что Москвина потеряла нюх, не может быть, чтобы человек с таким опытом не мог отличить стекло от фанеры.


Рудольф Фурманов, создатель и руководитель театра "Русская антреприза" им. Андрея Миронова, советник губернатора Санкт-Петербурга по культуре:

- Я не случайно сказал недавно министру культуры, который был в моей «Театральной гостиной», что оздоравливать надо не культуру, оздоравливать надо людей, который занимаются культурой и пишут о культуре. Да, люди, которые говорят, что занимаются критикой, на самом деле, всё чаще начинают хамить, больше того, уничтожать практиков театра. Уровень агрессии, которая выливается в публичное пространство, сегодня зашкаливает. В связи с этим я хочу повторить слова своего любимого героя, гипнотизера из спектакля «Детектор лжи»: «Жизнь дается один раз. И ужасно обидно будет потратить её на беспробудную ложь и жалкую ненависть. Не оскорбляйте друг друга. Это так просто: быть добрее».

Рудольф Фурманов
Рудольф Фурманов

Фото: Андрей Кульгун/ДП

Я помню, как травили Товстоногова, как травили Акимова, и я очень не хочу, чтобы до этого дошло сегодня. Какие-то спектакли, какие-то режиссеры могут кому-то нравиться, а кому-то не нравиться. На вкус и цвет товарища нет. Но это не повод для оскорблений.

Например, я вообще не понимаю и не принимаю сегодняшнюю режиссуру. Я весь – в ностальгии, весь в театре Вивьена, Товстоногова, в старом МХАТе. Я не принимаю многих спектаклей Фокина, Могучего, Серебренникова, Туминаса. Я до них не дорос, я – малоразвитый человек. Но при этом у меня нет желания их оскорблять, у меня есть только уважение к этим людям за то, что они делают. Ну, скажем, мне не нравится пьеса Ивана Вырыпаева «Пьяные», но артисты БДТ в спектакле Могучего играют гениально, с этим не поспоришь. И я понимаю, что если сейчас Могучий из театра уйдет – по решению ли министерства, или по собственному желанию – для БДТ это будет катастрофа.

Если вернуться к этике публичных высказываний, то я и в свой адрес то и дело читаю статьи полные ненависти. Это ужасно. Недопустимо! Поэтому я призываю тех, кто называет себя критиками и имеет широкий доступ к читателям: «Если вы что-то не принимаете, доказывайте ваше неприятие другими способами – образами, интеллектуальными выкладками. И научитесь уважать режиссеров и актеров».


Слава Полунин, клоун, художественный руководитель петербургского Цирка на Фонтанке:

- Я очень редко высказываюсь публично. Даже на сцене молчу. Но сейчас в прессе действительно выходят тексты, после которых молчать невозможно. Сказать я хочу не про эти тексты, а про то явление и того человека, которого они оскорбляют.

Вячеслав Полунин
Вячеслав Полунин

Фото: Сергей Николаев

Так вот. "Пьяные" Большого драматического театра – спектакль, который за последние годы для меня лично стал одним из ярчайших событий театральной жизни Петербурга. Прекрасно сыгранный мастерами БДТ спектакль, в котором режиссер проявил не только незаурядную изобретательность, но и тонкий юмор, легкость и изящество в подходе к непростой драматургии Вырыпаева.

Андрей Могучий – очень творческий человек, прекрасный режиссер, светлый человек. Его приход в именитый театр, в театр с такой богатой историй, с такими ярким традициями, наверно, не был простым. Но я убежден, что только соединение самых прекрасных традиций с современным видением искусства, с современным художественным языком и является залогом успеха и долголетия творческих начинаний.


Светлана Кармалита, главный редактор киностудии «Ленфильм»:

- Некоторое время назад обсуждался вопрос разделения Ленфильма на две части – на государственную и частную. А я тогда была, к своему большому несчастью, председателем Общественного совета. Я в очередной раз собрала всех вполне уважаемых и респектабельных людей. Рядили, судили – и решили, что Ленфильм должен остаться государственной студией. Если бы я знала, что за этим последует! Знаменитый нынче режиссер, точка зрения у которого была иная, воспротивился – и стремления свои он выложил в прессе. Но как! Меня он тут же объявил во взяточничестве, Леше-старшему он сказал, что негоже ему находиться под пятой жены, и не пора ли ее все-таки приструнить. А Леше-младшему он просто объяснил, какой он художник – притом, что у Леши уже была Венецианская награда и много других. Всё это было сказано публично. Несколько лет назад. Можно вспомнить и более ранние факты. После «Двадцати дней без войны», например, Лешу в прессе, открыто сравнивали с генералом-предателем Власовым. Но были и другие случаи, отрадные: после «Лапшина» нам позвонили из газеты «Известия» и сказали, что у них в редакции стоит целый мешок с ругательными письмами по поводу этого фильма. «И что вы с ними делаете?», – спросили мы с Лешей. «Ничего, – ответили нам. – Пусть стоит».

Светлана Кармалита
Светлана Кармалита

Фото: Ирина Бужор/Коммерсантъ

Как вы понимаете, будучи главным редактором Ленфильма, я продолжаю активно читать прессу. Но на все эти воспоминания меня натолкнули не тексты о сегодняшнем Ленфильме, а тексты одного автора о БДТ. К счастью, я видела спектакль «Пьяные» Андрея Могучего и, к счастью, его видели очень многие мои знакомые – от близких друзей до костюмеров нашей студии. И все они совпадают в своем отношении к спектаклю как к замечательному произведению, где есть и юмор, и отличные актерские работы, и острота современных интонаций. Я не буду здесь больше говорить о БДТ, а для описания нынешней ситуации с публичными высказываниями у меня есть один образ.

Как-то утром я торопилась на Ленфильм на работу и включила телевизор, а там – два гуся, гордые, красивые, с белыми длинными шелковым шеями. И только я отошла к плите, как раздался взрыв ликования. Мне стало интересно, я обернулась к телевизору, а там просто один гусь выклевал глаз второму. Просто выклевал. Как просто это оказывается. Как элементарно. Люди, о которых я рассказывала, на мой взгляд, решают проблемы именно таким способом. А мы всерьез думаем об этике, мы считаем, что этика – важнейшая часть человеческого существа, необходимая его сущность. Так кто же все-таки из нас – дураки? Я почему-то – может быть, по своей глупости, – я считаю, что не мы.


Николай Песочинский, проректор Российского государственного института сценических искусств, профессор, кандидат искусствоведения:

- Советская этическая генетика в художественно критической среде – нездоровая, разные периоды отмечены разными патологиями. От революции до конца 20-х годов художественные дискуссии могли превращаться в политическую демагогию. На личности переходили сплошь да рядом. Соперников уличали в саботаже власти и контрреволюционности. Правда, никаких оргвыводов в то время не следовало. Мейерхольд в ответ на уничижительные характеристики своей жены (актрисы З.Райх) мог обозвать Шкловского «фашистом»… До апогея это дошло в РАППовский период на рубеже 1930-х. Без задания «сверху» люди разных убеждений обвиняли друг друга в том, за что потом изолировали (буржуазность, мистицизм, формализм). После 1934 года публичные разносы регулировались решением партии, достигали уровня дикой грубости и имели целью устранение людей и направлений искусства. Хрущевская «оттепель» внесла «народность» в склоки о культуре. Стиль искусствознания устанавливал сам первый секретарь ЦК: «Если сравнить Пастернака со свиньей, то свинья не сделает того, что он сделал... Он нагадил там, где ел»; или о живописи на выставке в Манеже в 1962 года: «Картины – говно, художники – пидарасы», – заявлял он.

Николай Песочинский
Николай Песочинский

Фото: фото с сайта facebook.com

Потом наступило время мертвечины и внутренней цензуры. В 1971 году на XXIV съезде КПСС генсек Брежнев приказывал литературно-художественной критике соединять «взыскательность с тактом, с бережным отношением к творцам художественных ценностей». Пришли «взвешенность» и «солидность», безличность общих слов. В разносной статье «Правды» булгаковский спектакль Любимова объявлялся «суетной и мелкой, словно подачка на зрительскую бедность, игрой в «остроту»». Оскорбления и лживые подтасовки камуфлировались маской художественной принципиальности.

Фонтанка.ру

 

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>