Опубликовано неизвестное эссе Варлама Шаламова

20 марта 2016, 03:06
Версия для печати Версия для печати

Варлама Шаламова привычно воспринимать, как одного из самых известных советских лагерников, автора «Колымских рассказов». В новом ключе на него предлагает взглянуть петербургское издательство «Лимбус Пресс».

В марте здесь вышел сборник «Всё или ничто», объединивший около 30 литературоведческих эссе Шаламова, поделенных на два блока – «О старой и новой прозе» и «О поэтах и поэзии».

Большинство заметок уже выходили в семитомном собрании сочинении Шаламова в 2013 году, но есть одно новое. Статью «Болезни языка и их лечение» составители сборника нашли в Российском государственном архиве литературы и искусства.

– Судя по тому, что последний вариант текста был напечатан на бланке газеты, статья уже готовилась в печать, но была снята в последний момент. Между тем для Шаламова этот текст был принципиально важен, – подчёркивает составитель сборника Сергей Соловьёв, московский философ, главред философского журнала «Скепсис» и сайта Shalamov.ru.

Тест датируется 1971 годом и написан для «Литературной газеты». В нём Шаламов рассуждает об источниках обогащения литературного языка и предлагает «использовать принципы науки, чтобы поднять свое собственное творчество на высший уровень».

– Еще одна примечательная деталь: Шаламов, как и в других своих попытках публикаций, называет имена репрессированных и практически забытых деятелей культуры: Кольцова, Третьякова, Зорича, – добавляет Соловьёв.

Сборник уже поступил в продажу в независимых магазинах.

Елена Кузнецова, Фонтанка.ру

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке

Русский музей впервые за 25 лет показывает в Михайловском замке работы Василия Садовникова (1800 — 1879). Мастер акварели родился в семье дворовых крепостных княгини Натальи Голицыной. Именно она была прототипом графини Томской в пушкинской «Пиковой даме», и лишь после её смерти художник в 1838 году получил вольную. А затем работу Садовникова на выставке в Академии художеств увидел Николай I, и всё завертелось: благодаря монаршему покровительству и частным заказам появились десятки воздушных, точных видов Петербурга и пригородов, а также современных Таллина, Каунаса и Вильнюса, дворцовых интерьеров.

Статьи

>