Андрей Князев: «Предлагаю спеть три песни вместе в память о Горшке»
19 марта КняZz приглашает своих поклонников отметить пятилетие группы в клубе «Космонавт». В программе рок-вечеринки – новые и проверенные временем «страшные сказки». Корреспондент «Фонтанки» поговорил с лидером группы (и экс-музыкантом группы «Король и Шут») Андреем Князевым о том, зачем он тратит время на мультики, как черновики из прошлого становятся хитами, и почему человечность важнее политики.
Из чего состоят архивы
- Андрей, пять лет – это первая значимая дата для вашей группы. Вы за эти годы «повзрослели»?
- Я-то точно видоизменился: выросли клыки и крылья. Клыки, чтобы кусаться, а крылья – чтобы свободно парить. А что касается группы, то рост наблюдается очевидный. В настоящий момент мы оттачиваем нашу работу, заимствуем у других профессиональных коллективов какие-то полезные организационные штуки. И, конечно, готовимся записывать новый сингл, который будет иметь отношение к нашему шестому альбому. А сам альбом мы планируем начать записывать в январе 2017 года.
- Почему решили взять такой необычно длинный для вашей группы перерыв?
- Мы выпускаем альбомы пять лет подряд. И нам это нравится, поскольку мы каждое лето готовим себе осенний праздник. Но, по моим наблюдениям, публике нелегко освоить такой ритм – они перестают понимать, на какой пластинке что вышло. Так что даём им время утрамбовать в голове проделанную нами работу.
Фото: Из архива группы
- Пять лет – пять альбомов. Это, с одной стороны, – стахановский подход. А с другой – в них всё-таки очень много песен, написанных вами в тот период, когда вы были в «Короле и Шуте». Тех, что так сказать, достали из архивов и черновиков…
- Верно. И я сразу хотел бы опровергнуть версию, которую высказал какой-то птенец, что группа КняZz состоит из суррогата песен, которые не вошли в репертуар «Короля и Шута». Это бред полный! В альбомы нашей группы попадает всё лучшее из того, что я пишу сейчас. А пишу я очень много, потому что два с половиной года назад перестал употреблять алкогольные напитки – КПД вырос. Освободился большой пласт времени, так что я могу не только песни писать, но и занимаюсь мультипликацией. Пока ограничиваюсь трейлерами клипов, рисованных на наши песни, а скоро представлю полноценные версии. Я даже создал свой канал на YouTube, который затачиваю под то, чтобы выкладывать там свою мультипликацию.
А архивный материал, который появляется в каждом нашем альбоме – это не те песни, которые не прошли кастинг в «Короле и Шуте», а те, которые я тщательно приберегал…
- Прямо какой-то «Властелин колец»: много лет назад вы чахли над ними и приговаривали: «Моя прелесть…»?
- Да, примерно так и было! Когда мы делали альбомы «Короля и Шута», я писал новые песни, но приносил более старый материал – у нас же были годы, когда мы ничего нового не выпускали. И, начиная с альбома «Жаль, нет ружья!» и до альбома «Театр демона», у меня было написано колоссальное количество песен. Они валялись как черновики – мелодии, которые ожидали «прихода» текста, или слова без музыки. Поэтому песни группы КняZz – это лучшее из того, что у меня есть. У меня готов и некий материал, который я не планирую выпускать в студийной версии, и иногда выкладываю что-то из него в интернет для фанов. У каждой песни есть свой срок. Одни выходят на широкую аудиторию сразу, другие ждут годами. Третьи я записываю в домашних условиях, но выпускать не планирую.
Ужастики для нравственности
- Песни, которые вы исполняете, очень узнаваемы: немного нечисти, чуть-чуть кровушки, мистика… А неужели никогда не хотелось пойти «перпендикулярно себе», создать что-то совсем другое, чтобы потом сказать: «Ай да Пушкин!»?
- Всё очень просто! До того, как подобные тексты стали звучать на концертах «Короля и Шута», эта ниша была никем не занята. Нам суждено было её заполнить, а поскольку я открыл в себе тягу к данному направлению ещё в раннем детстве, то сейчас это просто частица меня, а я – частица его, независимо от каких-либо собственных попыток экспериментировать с текстами. Мы положили основу целому направлению в рок-музыке, и вы увидите сейчас на альтернативной сцене много групп-подражателей или продолжателей. А я живу этим всю жизнь, и поменять сознание мне так же нереально, как из пожарного превратиться во врача. Тут я согласен со строчкой песни из «Красной Шапочки»: «Лучше всё-таки делать то, что ты делать мастер». Кроме того, я воспринимаю мир как нечто постоянно меняющееся, поэтому тема, актуальная сегодня, не будет так важна завтра, и поднимать социальные или политические вопросы я не считаю нужным. Пусть это делают другие. Вот, скажем, многие настолько сильно ушли в другую реальность, именуемую интернетом, что можно долбить эту тему как проблемную. Но насколько сильно люди захотят, чтобы это делал именно я?
Фото: Из архива группы
- Я вам навскидку могу перечислить несколько более существенных проблем: экономический кризис, войны, в которые мы вмешиваемся, угроза терактов… это всё неактуально для вас?
- Я хочу сказать, что зачастую сам критично отношусь к некоторым своим коллегам, которые ради собственных амбиций пытаются давать анализ современной политики или кидаются громкими репликами ради самопиара. Творческие люди отлично чувствуют стихии, воздействующие на душу человека, но не всегда готовы учитывать причинно-следственные связи политических или социальных процессов, завязанных на математических схемах, цифрах, тактических ходах.
- Ну а вот взять Юрия Шевчука – его песни злободневны и актуальны?
- Шевчук, на мой взгляд, говорит не о политике, а о человечности: кем бы ты ни был, какой бы пост не занимал – оставайся человеком. Я так вижу его.
- А о чём говорит КняZz?
- Группа «Княzz» играет музыку. Лично меня, как и многих других людей, заботит судьба нашей страны и человечества в целом, духовная и нравственная составляющая общества. Мы думаем о наших детях. Очень часто я вижу фильмы, в которых наши люди не имеют никаких духовных ценностей и, если говорить простым языком, показаны как быдло. Возникает чувство, что мы давно уже признали, что большая часть нашего общества – быдло, и многие СМИ, дешёвые сериалы и обывательские телепередачи придумывают незамысловатые трюки, как это быдло развлекать. Мы смеёмся над пьяными дураками в фильмах или в интернете, но когда мы видим то же самое на улице или в зеркале, становится несмешно. Человеку нужен внутренний стержень, ответственность за родных, гражданская ответственность. Я считаю, что вношу свой небольшой вклад в то, о чём только что сказал. И неважно, кто мой слушатель: подросток, которому нравятся «страшные сказки», или взрослый человек, который увидел в наших песнях глубинный смысл. И когда я получаю респекты от самых разных слушателей, то понимаю, что мы попадаем точно в цель!
- То есть вы играете песни, например, про вурдалаков и джокеров, и думаете о возрождении нравственности?
- Конечно! Я не скрываю, что часть моих текстов носит развлекательный характер, но во многих присутствует и подтекст. В «Короле и Шуте», например, мы с Горшком любили высмеивать жлобство и лицемерие, самодурство и скудноумие. Мой состав двигается тем же путём. Кроме того, вурдалаками и упырями моё творчество не исчерпывается. Если ко мне подойдёт серьёзный человек и спросит, что несёт моё творчество, я отвечу примерно так: «Мои тексты можно сравнивать с книгой – сборником текстов, написанных в разных жанрах». Если он спросит, что я вкладываю в свои тексты, то я отвечу, что просто кайфую, ищу новые сюжеты и новых персонажей. На вопрос: «Не боишься ли ты, что несёшь ответственность за тексты и как-то влияешь на людей?», – скажу, что не боюсь. Потому что мне многие говорили, что моё творчество кому-то помогло в жизни, а кого-то даже спасло, и ещё никто не сказал, что чуть не повесился под наши песни. Если меня спросят про творчество в целом, я расскажу, что с детства очень люблю кинематограф, очень рано начал рисовать, поэтому я сочиняю песню как маленькую новеллу. И я хотел бы экранизировать все свои песни, но мне на это не хватит времени, потому что вот клип на песню «Лесник» я рисую уже почти два года. Впереди у меня два свободных месяца – апрель и май, за которые я планирую доделать его.
Деньги на воздух, которым дышишь, собирать странно
- Вы сейчас так отлично дискутировали с воображаемыми собеседниками, что я уже начала чувствовать себя лишней. Можно я тоже спрошу? Вы считаете, что клипы сегодня нужны – или это роскошь?
- Так вышло, что у «Короля и Шута» было очень мало клипов. Не шибко много их и у группы КняZz. Пока только два. Удовольствие это недешёвое, спонсорской поддержки у нас нет, а в краудфандинг мы не хотим влазить – по части музыки точно…
- Почему?
- Потому что считаем, что написать и записать альбом – это наш кайф и наша работа, наше самовыражение. Собирать деньги на тот воздух, которым сам не можешь не дышать, как-то нелепо и странно: хотите, чтобы я вам новый альбом записал – скидывайтесь, а там уж что вырастет, то и вырастет. Что касается клипов, то здесь краудфандинг кажется мне возможным, но мы пока к нему не прибегали, снимаем, в основном, за свой счёт. Это получается дорого, и выхлоп небольшой, потому что телевидение не очень жалует отечественную рок-музыку, а в интернете нужны целые технологии продвижения роликов. Недостаточно просто разместить клип на своём ресурсе: чтобы его посмотрели не двести тысяч человек, а например миллион, его нужно сильно пиарить.
Фото: Из архива группы
- У Ленинграда с «Экспонатом» ведь получилось как-то…
- Ну, начнём с того, что нашей группе всего пять лет. Раскрученные интернет-ресурсы «Короля и Шута» с целью продвижения своей группы я не использую. У Шнура огромная аудитория и серьёзная команда, которая работает на него. Кроме того, сам клип удачный: отличная игра актёров и содержание, в котором даётся простая и понятная для многих ситуация. Здесь есть возможность посмеяться над собой, своей подругой, или даже дочерью.
Песни с музыкой Горшка должны остаться в истории в его исполнении
- Раз уж мы заговорили о миллионах просмотров и прочих количественных показателях, хочу спросить вот о чём. Вы сказали, что, создавая тексты, кайфуете. А вы отслеживаете реакцию слушателей, ориентируетесь на неё?
- Конечно! Должны быть те, для кого ты творишь. Когда артист увлекается отсебятиной, это всегда видно. Чаще всего это участь андеграундных групп, которые хотят высказаться, поразить всех своим креативным мышлением в плане полного пофигизма или продемонстрировать свои приколы, не задумываясь о том, скольким людям это придётся по душе – при этом желая славы, денег и всяческих кайфов в стиле «рок-стар». В моём случае всё несколько иначе. В своё время Оззи Осборн рассказывал, что, размышляя, о чём писать, он подумал о том, что народ платит деньги за то, чтобы их пугали в кино. Так почему бы не начать писать пугающие песни? Много лет назад я на подсознательном уровне уловил то же самое. Разумеется, заработок здесь был ни при чём. Мне показалось, что сказочные темы, раскрывающиеся в стихах и под музыку – это не просто песни, а уже целая драматургия и отличная художественная картинка. Я знал, что это будет интересно не только мне.
- Да вы вообще «сам себе режиссёр»: пишете музыку и тексты, рисуете обложки. Скажите, а вам хватало свободы в «Короле и Шуте»? Ведь рядом был очень харизматичный и деятельный Михаил Горшенёв.
- Я самореализовывался там в достаточной степени – за исключением одного. С определённого момента мы с Горшком стали по-разному смотреть на развитие группы. Полярно противоположно. Когда я думал, что нужно публике дать новый акустический альбом, Горшку хотелось драйва. И наоборот. Потом нам нужно было искать компромиссы – сколько песен и чьих войдет в альбом. Если бы мы не делали этого, у меня бы был авторский перевес, что не устраивало Горшка по вполне объективным причинам. В этом плане я работаю, как ткацкий станок. Если я чем-то всерьёз увлёкся, то это уже диагноз.
- На концертах вы исполняете песни «Короля и Шута». По какому принципу происходит их отбор?
- Я пою песни, которые полностью написал сам – и музыку, и тексты. Песни, в которых композитор – Горшок, не трогаю по ряду естественных причин. Основная причина в том, что сегодня любую запись легко сделать на концерте и выложить в интернет. Этих записей может быть огромное количество, и лет через десять в интернете уже трудно будет найти оригинальное исполнение Михаила Горшенёва. Молодые команды-клоны не смогут вытеснить культовую фигуру, а статусным группам это под силу. Мне хочется, чтобы песни с музыкой Горшка оставались в истории такими, какими он их задумал и спел. Это не касается тех песен, которые спел Миха, но написал я. Например, «Валет и дама» или «Забытые ботинки». В отношении последней, например, она скорее про меня, чем про него. Три песни я предлагаю спеть вместе с залом в память о Горшке и о «Короле и Шуте». Это «Лесник», «Камнем по голове» и «Мясо». Музыкальное начало первым двум также положил я на заре нашего тандема, а Миха с группой довели их до ума.
- Вы как-то говорили, что в юности мечтали создать с Горшком группу, которая будет известна на весь мир. А сейчас о чём ваши чаяния?
- Мне хочется жить тем, чем я живу, и двигаться вперёд. Я не строю иллюзий, что в какой-то момент меня вдруг начнут крутить по всем каналам. Самобытный рок не должен быть навязан – его надо открывать. Мне важны слушатели – они стимулируют к дальнейшему творчеству. Если моя музыка пойдёт в Европу или куда-то дальше, я пойду за ней. Но, как говорится, широка страна моя родная – здесь всегда найдётся место для развития своей культуры.
Светлана Жохова, специально для «Фонтанки.ру»
Фото: Наталья Суровцева, Алексей Смагин.
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления