Фестиваль «Дни Пионтека» столкнёт галактики и оскандалит фехтование
Столкновение галактик во Вселенной, траектория цен на нефть, самый скандальный фехтовальный трактат, серпасто-молоткастые дома в Петербурге и стереотипы о цыганах. На научно-популярном фестивале в память петербургского учёного Георгия Пионтека с 10 по 29 марта горожан ждёт много интересного.
Георгий Пионтек был городским сумасшедшим – в хорошем смысле этого слова. Его голова была заполнена футуристическими проектами... Некоторые из них сбывались. Концепция музея Достоевского в Кузнечном переулке, проект восстановления Нижнего парка в Петергофе, несколько природных заказников в разных уголках страны – его работа.
Обладатель седой пушистой бороды и аристократического профиля, Пионтек был одним из первых идейных автостопщиков в СССР, завсегдатаем городских музеев, собирателем этнографических редкостей и любителем уникальных языков вроде удмуртского. Официальный список его должностей таков: архитектор, художник, культуролог, этнолог.

Фото: Википедия
Петербуржец Пионтек умер в 2005-м, с тех пор его имя горожане слышат всё реже. Друзья учёного противостоят забвению и каждый год проводят научно-популярный фестиваль «Дни Пионтека». В 2016-м события охватят сразу несколько городских площадок, на которых будет, что посмотреть и послушать.
В доказательство «Фонтанка» приводит список самых занимательных лекций:
Лекция «Столкновения галактик во вселенной».
Где: библиотека Маяковского (набережная Фонтанки, 46, 2 этаж, конференц-зал).
Когда: четверг, 10 марта, 19.00. Лектор: Юрий Гнедин, доктор физико-математических наук, замдиректора по науке Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН.
О чём: «Основным направлением современной астрономии является исследование крупномасштабных структур во Вселенной. Главными элементами такой структуры являются галактики и скопления галактик. Имеет место тесное взаимодействие галактик друг с другом, которое проявляется в прямом столкновении галактик, их слиянии и поглощении одной галактики другой. Наша галактика окружена семейством небольших по размеру галактик, которые получили название карликовых. Большой интерес вызывает исследование взаимодействия между нашей галактикой и нашим ближайшим соседом – галактикой, которая называется галактика Андромеды».

Фото: Википедия
Лекция «От траектории распределения богатства до траектории цены нефти».
Где: библиотека Маяковского (набережная Фонтанки, 46, 2 этаж, Дубовая библиотека).
Когда: пятница, 11 марта, 18.00. Лектор: Владимир Одинец, доктор физико-математических наук, профессор Сыктывкарского государственного университета.
О чём: «В докладе представлены идеи, лежащие в основе «рыночной справедливости» доходов домашних хозяйств, разработанные в XX веке. И биографии их создателей».
Встреча «Я прожил жизнь, как будто в сказке... О жизни и творчестве Георгия Пионтека».
Где: музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Литейный проспект, 53).
Когда: воскресенье, 13 марта, 18.00. Ведущие: группа по сохранению творческого наследия Георгия Пионтека.
О чём: «Друзья и ученики Георгия Владимировича поделятся своими живыми, непосредственными впечатлениями от общения с этим человеком. На вечере можно будет ознакомиться с частью богатого культурного наследия, оставленного Пионтеком, в том числе с подлинными экспозиционными материалами по проекту парка-музея «Человек и Среда».

Лекция «Самый скандальный фехтовальный трактат: о чем же писал Джордж Сильвер?».
Где: библиотека Маяковского (набережная Фонтанки, 44, 3 этаж, отдел читальных залов).
Когда: четверг, 17 марта, 19.00. Кто: Петр Кнопф, главный инструктор школы европейского фехтования «Regio martia».
О чём: «Рассказ о трактате «Парадоксы защиты» Джорджа Сильвера, современника Шекспира. Трактат издан в 1599 году в Лондоне и крайне слабо понятен современному читателю. Будут раскрыты некоторые секреты произведения, а также разобран его исторический контекст. В заключение слушателям будет предложено оценить его актуальность для сегодняшнего дня».
Встреча-беседа «Приглядимся к серпам и молотам».
Где: библиотека Маяковского (набережная Фонтанки, 46, 2 этаж, конференц-зал).
Когда: пятница, 18 марта, 19.00. Ведущий: Алексей Ерофеев, краевед, член Топонимической комиссии Петербурга.
О чём: «Скрещённые серп и молот, как символ Советского государства, украшают многие здания, причём не только построенные в советский период нашей истории. Иногда ими заменяли вензели на особняках, принадлежавших представителям российской знати. Мы же обратим внимание на новые здания и сооружения, в которых серпы и молоты стали неотъемлемой частью и должны считаться историческим наследием».

Фото: Архив "ДП"
Встреча-беседа «От старого Петербурга к живому городу».
Где: библиотека Маяковского (набережная Фонтанки, 46, 2 этаж, конференц-зал).
Когда: суббота, 19 марта, 11.00. Ведущий: Сергей Васильев, член президиума петербургского ВООПИиК, один из основателей «Группы спасения памятников».
О чём: «Рассказ о вековой истории движения в защиту культурного наследия, зародившегося в Петербурге в предреволюционные годы. Первые объединения защитников старины – художников, архитекторов и меценатов; общество «Старый Петербург-Новый Ленинград» в послереволюционные годы; возникновение исторического краеведения в 1920-е и его разгром в 1930-х; первые государственные шаги в области защиты наследия; появление 50 лет назад Всероссийского общества охраны памятников; события, породившие 30 лет назад «Группу спасения памятников», наконец – возникновение 10 лет назад движения «Живой город».
Лекция «Народ таинственный и экзотический: цыгане и стереотипы о них в России XVIII-XXI веков».
Где: библиотека Маяковского (набережная Фонтанки, 46, 2 этаж, конференц-зал).
Когда: суббота, 26 марта, 17.00. Лектор: Андрей Якимов, этнограф, эксперт по работе с этническими меньшинствами и трудовыми мигрантами, член правления общественной организации «Дети Петербурга».
О чём: «Цыгане – кто они? На протяжении веков легенда о вольном, талантливом, кочевом народе волнует сердца и вдохновляет романтиков – писателей, музыкантов, поэтов, путешественников. Не уступают ей в популярности и сплетни о народе опасном, бродячем, криминальном. Задача лекции – критически разобрать мифы и рассказать об истории, культуре и современности цыган России».
Вход на все события, кроме лекции в Фонтанном доме, свободный. Подробное расписание ищите здесь.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.