ак € провела фестиваль в »матре

28 феврал€ 2013, 20:50
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

»де€ была така€ заманчива€, что отказатьс€ от нее было невозможно. ≈вросоюз призвал развивать добрососедские отношени€ на приграничных территори€х. “еатр, которым € занимаюсь 20 лет на правах критика, – самое демократичное из искусств: контакт «человек - человек» как раз и рассчитан на возможность диалога, но при этом есть множество дополнительных средств, обеспечивающих понимание без слов или поверх слов. »так, € придумала название «“еатральный мост: Ќева-—айма». » тут-то все и началось.

 оманда подобралась что надо – и с петербургской стороны, и с финской. ќт нас – административный блок “еатра марионеток им. ≈.—.ƒеммени во главе с директором Ќатальей Ћуневой, а продюсером – многолетний директор Ѕƒ“, а ныне директор петербургского  луба директоров Ѕорис  онтребинский. — той стороны границы – колоритна€ семейна€ пара, азербайджанец  амран Ўахмардан, очень похожий на голливудского комика ƒэнни ƒе ¬ито времен «Ѕлизнецов», и эстонка  атри Ћ€тт с финскими паспортами, которые живут в »матре 20 лет и 10 из них делают театральный фестиваль «„ерное и белое». Ќаш дизайнер пошутила, что название их фестивал€ символизирует саму эту семью (см.фоторепортаж).  атри и  амран привоз€т спектакли со всей ≈вропы, мы хотели – всего лишь из ѕетербурга. „его, казалось бы, проще.

Ќе учли, как вы€снилось, главного. јфиша фестивал€ «„ерное и белое», который проходит в мае, когда весь этот крошечный городок (жителей – 30 тыс€ч, статус города получен только в 1971 году), млеющий в солнечных лучах, превращаетс€ в площадку дл€ игры, - состоит исключительно из так называемых «фестивальных» спектаклей. “ех, чьи декорации обычно умещаютс€ в небольшой фургон, тех, которые имеют маркировку no speech или few speech, и которые готовы адаптироватьс€ – ужиматьс€, расшир€тьс€, etc., - под самые разные услови€. ‘естивали дл€ таких театральных проектов – главный хлеб и образ жизни. ≈два закончив играть в каком-нибудь маленьком испанском городке, они и лет€т в √ерманию, потом в ‘инл€ндию и так далее. я не хочу сказать, что спектакли фестивал€ «„ерное и белое» - некачественные. Ќу вот, скажем, из ѕетербурга сюда регул€рно ездит замечательный « омик-трест», намедни был –усский инженерный театр ј’≈, завсегдатай и лауреат ««олотой маски». Ќо € на правах арт-директора решила, что привезу сюда петербургский the best без каких бы то ни было ограничений – срез лучших сценических созданий, где непременно должен быть молодежный остросоциальный проект и театр дл€ детей, один из камерных, почти комнатных петербургских спектаклей, которые держатс€ на феноменальных актерских талантах, и – об€зательно – спектакль јндре€ ћогучего в качестве хэдлайнера.

ѕочему именно ћогучего? ¬о-первых, это он давно и с присущей ему концептуальностью позиции твердил не только мне, что на русских приграничных территори€х – в ¬ыборге,  аннель€рви, «еленогорске,  омарово (в одном из них у ћогучего дача) – даже названи€ местечек и улочек сохранились финские, и что снова объединить это пространство с помощью культуры сам бог велел, чем уже начал заниматьс€ музыкальный фестиваль «¬ сторону ¬ыборга» (но пока только с российской стороны границы). ¬о-вторых, ћогучему пришлось поработать в ‘инл€ндии, он знаком здешней публике и журналистам: когда финский режиссер Ёрик —одерблем прин€л предложение возглавить ’ельсинкский фестиваль искусств, то обратилс€ именно к ћогучему с просьбой довести до диплома его актерский курс в “еатральной академии в ’ельсинки. ¬-третьих, так уж сложилось, что европейский театральный «ќскар» - премию «≈вропа - театру» в номинации «Ќова€ театральна€ реальность» ћогучий получал вместе с великолепным финским режиссером  ристианом —медсом. ¬-четвертых, стоило учесть отношение ћогучего к феномену уже существующего взаимодействи€ двух культур – русской и финской: именно финны, по мнению ћогучего (и с ним тут вр€д ли поспоришь) осваивают российскую классику – и прежде всего ƒостоевского - с той мерой свободы, котора€ недоступна российским художникам с их комплексом поклонени€ традиции, часто буквально парализующим творческую волю. ѕример финского вызывающе смелого и талантливого освоени€ нашего «св€щенного досто€ни€» - «ѕреступление и наказание» јки  аурисм€ки.  то еще не видел этого вполне выдающегос€ произведени€, стоит посмотреть, не откладыва€. Ќаконец, из действующих ныне в ѕетербурге режиссеров ћогучий – единственна€ фигура европейского масштаба (если, по пон€тным и не в последнюю очередь финансовым причинам не обсуждать фигуры ƒодина и ‘окина).

»так, спектакль јндре€ ћогучего «Pro “урандот», поставленный им в «ѕриюте комедианта» возглавил афишу «“еатрального моста». ¬ыбор остальных был достаточно очевиден, если вз€ть во внимание, что »матра не сравнитс€ с ’ельсинки и “ампере по искушенности в плане театрального опыта: при выборе спектаклей делалась ставка на человеческие истории, художественные, но общедоступные. «Ётюд-театр», несомненно, - один из лидеров среди петербургской театральной молодежи. « укольный формат» славитс€ умением выстраивать доверительные отношени€ с детворой, да еще и вовлекать ее в театральный процесс на своих фирменных мастер-классах. «“акой театр» јлександра Ѕаргмана – торжество актерского мастерства, где простые истории выгл€д€т не пошлыми и банальными, а претендуют – и со всеми основани€ми – на мифологию наших дней.

Ќадо сказать, что мэр »матры ѕертти Ћинтунен с первого мгновени€ про€вил себ€ как идеальный деловой партнер и человек высокой культуры. ¬ыразил устную и письменную готовность встретить и поселить по собственной квоте почетных гостей, выслал личные приглашени€ всем главным лицам (отдельно) и всем театрам, вз€лс€ обеспечить стремительный проезд участников через таможню (а это более полусотни человек) и предоставил зимний сад мэрии дл€ открыти€ фестивал€. Ќадо сказать, что мое личное знакомство с господином ѕертти Ћинтуненом произошло еще в мае, когда он с супругой приехал в ѕетербург на премьеру  амрана Ўахмардана (не только продюсера, но и режиссера) в театр «Ѕалтийский дом» - глава города посчитал необходимым посетить спектакль, поставленный одним из видных жителей »матры, и тем самым обозначил собственные приоритеты. „резвычайно при€тным оказалось знакомство с главой комиссии по культуре города »матры ”лой ????, котора€ сходу и с искренним участием стала интересоватьс€, не по€вилс€ ли в ѕетербурге, наконец, глава культурного ведомства. ќчень жаль было огорчать эту милейшую даму.

Ёто € хочу сказать, что фестивалю со всех сторон создавалс€ режим наибольшего благопри€тствовани€. » от ѕетербурга его поддержали и вице-губернатор ¬асилий  ичеджи, и председатель комитета по внешним св€з€м јлександр ѕрохоренко, и комисси€ по культуре «ј —а. Ќо при всем при этом обнаружились преп€тстви€ непредвиденные, которые несколько раз ставили под угрозу весь фестиваль. ѕрактически сразу вы€снилось, что единственный театр города глухо зан€т, и чтобы проводить фестиваль в нем, аренду надо оформл€ть за полтора года. Ќе вопрос. —овременный театр, как известно, готов, точно газ, заполн€ть и приспосабливать под себ€ любые пространства. “ак думалось в ѕетербурге, где театры действительно просачиваютс€ в музеи, в подвалы и на чердаки: развешивают софиты, драпируют или крас€т стены – и получаетс€, точно по Ќабокову, «и медленно вс€ комната трепещет, и медленно становитс€ моей». Ќо тут вы€снилось, что никаких таких заброшенных комнат, а также подвалов и чердаков в »матре нет. ¬се пространства освоены и отремонтированы в соответствии с евростандартами. ≈сть прекрасный зал « арели€» на 700 мест, предназначенный дл€ концертов – напротив мэрии. ¬ этом же концертном комплексе есть камерный зал – но оп€ть-таки дл€ музыкальных вечеров, чистенький, выбеленный и не допускающий никаких метаморфоз с пространством. ≈сть упом€нутый зимний сад, есть залы гимназий – причем, актовый и спортивный в одном. ≈сть трансформирующиес€, с разъезжающимис€ стенами залы в университетах аудиторий – фантастическое ощущение пространства XXI века при виде таких чудес не покидает потом еще долго. Ќо театру, особенно камерному, который требует некоторой интимности, возможности отгородитьс€ от остального мира, той особой герметичности, что позвол€ет люд€м сцены создать особую, иную реальность и вт€нуть в нее других, - таких пространств нет как нет.

ѕроще всего оказалось с молодежью. «Ётюд-театр» легко освоилс€ в одной из центральных городских клубов с немудреным названием «јктер» - темном с низкими потолками многокомнатном пространстве с трем€ эстрадками. ѕравда, пришлось повозитьс€ со светом и с установкой проектором (дл€ передачи титров). Ќо в конце концов, когда зрительские р€ды замкнули собой пространство у одной из эстрадок, окутанной светом, сложилось нужное ощущение «камеры обскуры», в которой €ростные и отча€нные монологи отличных молодых артистов (речь о спектакл€х «Ќаташины мечты» ƒмитри€ ≈горова и «ƒвое бедных румын, говор€щих по-польски» ≈вгении —афоновой) имели все шансы прозвучать.

¬ истории с « укольными форматом» повезло с самим типом спектакл€. ƒействие « ошки, котора€…» (по сказке  иплинга) происходит на стенах огромного шатра: маленькие зрители сид€т внутри, р€дом с тр€почным, но, разумеетс€, живым, трепещущим очагом, теневые куклы (напоминающие рисунки индейцев май€ в лучах заход€щего солнца) оживают на парусиновых стенах. Ўатер как раз и встал в одном из актово-спортивных гимназических залов.

—о спектаклем ћогучего проблемы возникли лишь в последний момент. –азумеетс€, нельз€ сказать, чтобы концертный зал (упом€нута€ « арели€») обеспечил ту камерность, котора€ нужна дл€ доверительной импровизации, в стиле которой спектакль пересказывает старую как мир сказку о жестокой китайской принцессе. » тут фигура ћогучего заслуживает особого внимани€. — одной стороны, всем известно, что никаких компромиссов, став€щих под угрозу качество спектакл€, этот режиссер не приемлет.  ак страшный анекдот сотрудники знаменитого столичного ÷ентра им. ¬.Ё.ћейерхольда – одной из самых современных театральных площадок, где президентом значитс€ ¬алерий ‘окин, вспоминают такую историю. „ас до спектакл€ «Ќе √амлет» јндре€ ћогучего. ¬сЄ на местах и в состо€нии боевой готовности. ѕоследн€€ проверка постановочных моментов. ¬ одном из эпизодов две половинки занавеса должны сойтись друг с другом, а затем разъехатьс€ в противоположные стороны. —ъезжаютс€. » разъезжаютс€ – но не в противоположные стороны, а в те же, откуда «приехали». ¬ы€сн€етс€, что сотрудники недопон€ли и повесили одну веревочку, вместо двух. ћонолог ћогучего на этот счет никто повторить не беретс€, хот€ всем известно, что это один из самых интеллигентных людей в российском театральном пространстве. —пектакль задержали на 40 минут. Ќо занавесочки в итоге уезжали именно в те кулисы, в которые задумал режиссер. » да, в »матре не обошлось без подобных эксцессов, хот€ по счастью проблема обнаружилась значительно раньше.

«вонок застал мен€, простите, в душе: «ћогучий собираетс€ отмен€ть спектакль. Ќа сцене « арелии» не возможно подвесить человека. Ќужно чтобы кто-то подписал бумагу, что, если стены или конструкции в результате рухнут, восстанавливать их будет фестиваль». Ќу, разумеетс€, зачем концертному залу крепкие стены – ро€ль же к потолку не подвешивают. » тут обнаружилась особенность финского менталитета: при безупречном профессионализме, с каким финны выполн€ют свои пр€мые об€занности, участие в рабочем процессе экспромта, фантазии начисто исключаетс€. ¬ –оссии же – совершенно наоборот: тупикова€ ситуаци€ пробуждает кураж и необычайную интенсивность действий. “ут включаетс€ - и чаще всего побеждает - интуици€, а не логика. ¬ажно, чтобы профессионал оказалс€, как говор€т про футбольных вратарей, «на месте». ” нас «на месте» оказалс€ ¬ладимир „ак, технический директор со стажем работы завпостом 35 лет. ќн полез к колосникам (это метров 5 над сценой) и обнаружил там прочные перекрыти€, которые держали саму крышу здани€ и уж точно могли выдержать человека. ќсветительскую ферму, заменившую отсутствующие здесь штанкеты, при этом, отодвинули к заднику – чтобы человек на веревках существовал отдельно, светова€ конструкци€ – отдельно. » все заверте…. ѕричем, ¬ладимир „ак остроумно и точно заметил, что, если бы данный технический райдер не затер€лс€ в недрах интернета и финны заранее узнали о том, что человека потребуетс€ подвешивать над сценой, прокат спектакл€ тут же признали бы невозможным.

» да, безусловно, все, кто возьметс€ вывозить спектакли јндре€ ћогучего, непременно столкнутс€ с вот такой вот несокрушимой режиссерской принципиальностью. Ќо при этом, ћогучего нисколько не смутила перспектива выступать не в одной из театральных столиц – не в ’ельсинки, не в “ампере - а в городе, который еще тридцать лет назад был приграничным поселком. Ќаоборот, заметьте, у режиссера европейского значени€ эта ситуаци€ вызвала самый гор€чий азарт. ќн даже накануне рассказал финским продюсерам историю, как очутилс€ однажды в одном из таких же маленьких российских городков, где его знакомый режиссер руководил единственным театром и ставил исключительно высоколобые, даже на вкус столичной публики, вещи: например, абсурдистов »онеско и Ѕеккета. ј в результате, в этом городке с треском проваливались любые чесовые антрепризные дешевки, которые на ура проходили в городах центральных. ѕотому что у публики был сформирован самый что ни на есть взыскательный вкус. » вот это культуртрегерство, как вы€снилось, дл€ ћогучего крайне привлекательно. » поэтому он примчалс€ в »матру после ночных переговоров по поводу открыти€ Ќовой сцены јлександринки (оно, как известно, произойдет в мае и ћогучий на той сцене уже зан€л пост художественного руководител€) и уехал на другие переговоры еще до начала спектакл€. Ќо всЄ то врем€, которое у него было, он репетировал с утроенной интенсивностью, придумыва€ и впуска€ в спектакль новые тексты (благо эстетический принцип спектакл€, как уже говорилось, – актерска€ импровизаци€). «Pro “урандот» - единственный спектакль, дл€ которого было приглашен синхронный переводчик и вз€ты в аренду наушники.

 ак рассказывал на вечеринке после спектакл€  амран Ўахмардан, ¬€чеслав ѕолунин отказалс€ выступать в ‘инл€ндии, потому что это единственна€ страна, котора€ встретила проверенные на самых разных залах номера лирического клоуна јсис€€ гробовой тишиной. ј € вот (точнее, мы, всей командой) слышали, как в голос сме€лись финны. » слышали это актеры, игравшие в спектакле «Pro “урандот», несмотр€ музыку, грем€щую на сцене. ѕотому что последн€€ загадка жестокой принцессы “урнадот (ћарина —олопченко) требовала у сражающегос€ за ее руку и сердце принца  алафа (јлександр –онис) назвать человека, который возродил искусство €понского рукопашного бо€ на одной шестой части суши, спас от родов собственную собаку, который понимает €зык зверей и птиц, и которого даже журавли в небе принимают за своего предводител€. ѕо свидетельству актеров, поклоны в »матре длились дольше, чем где бы то ни было за всю дес€тилетнюю историю спектакл€. ѕритом, что спектакль продолжалс€ 3,5 часа.

«а врем€ фестивал€ € слышала смех представителей этой сдержанной нации и еще раз – во врем€ спектакл€ «√лавное забыл» “акого театра. Ўансов приехать у этого спектакл€ не было практически вовсе. ѕотому что искать «черную комнату» в »матре оказалось еще бесполезнее, чем черную кошку в ней по известной пословице. ј единственную «малую сцену», котора€ была в единственном же упоминавшемс€ уже театре, по словом финского коопродюсера фестивал€  атри Ћ€тт, давно приспособили под склад, потому что в таком качестве она требует меньшей арендной платы. ¬ один из дней мы с  атри объездили »матру вдоль и поперек в поисках любой комнаты, которую можно было бы задрапировать – заезжали в маленькие дерев€нные домишки на краю города, где тренажерный зал за полдн€ превращаетс€ в банкетный, и в охран€емые государством усадьбы-музеи, и даже в православную церковь, где в отдельном флигеле обнаружилс€ зал дл€ посиделок под иконами (€ даже подумала, что, если петербургское городское руководство все же выберетс€ на фестиваль «“еатральный мост: Ќева - —айма», то здесь можно делать открытие с пирогами от Ўтолле). Ќо черной комнаты не было. ѕока уже совершенно отча€вша€с€  атри не вспомнила про любительский театр в четырех километрах от центра. Ёто было крошечное захламленное помещение с узким коридором, сквозь который, как € сразу пон€ла, декорацию втащить не получитс€, и с облупившимис€ стуль€ми прошлого века, списанными, видимо, из какого-нибудь кинотеатра. Ќо именно здесь практически «в концертном варианте» - то есть в костюмах и почти без сценографии (установили лишь экран дл€ театра теней) и сыграли в итоге «√лавное забыл». ‘инские титры проецировались на стену почти под потолком, но их роль была точно не главной. Ёто было подлинное торжество актерской игры, в которой наши финские коллеги признали «школу —таниславского» - ее бессмертие и всесилие. ¬ исполнении јлександра Ѕаргмана и »рины ѕол€нской истори€ женщины, хран€щей очаг и мужчины, ищущего самореализации где угодно, но только не дома, вызвала смех и слезы – причем, у молодежи города »матра, что особенно ценно.

∆анна «арецка€, специально дл€ ‘онтанки.fi

÷апли не то, чем кажутс€. Ќа экраны выходит мультфильм ’а€о ћи€дзаки Ђћальчик и птицаї

— 7 декабр€ в кинотеатрах показывают новинку от мэтра €понской анимации, двукратного лауреата Ђќскараї, не выпускавшего новых полнометражных анимационных картин дес€ть лет Ч со времен мультфильма Ђ¬етер крепчаетї. ≈го долгожданна€ премьера Ђћальчик и птицаї, котора€ должна была выйти еще к ќлимпийским играм в “окио в 2020 году, минувшим летом и осенью прокатилась по мировым фестивал€м и получила высочайшие отзывы критиков. ¬ ѕетербурге прокатчик Ђ–усский репортажї провел премьеру в кинотеатре Ђ‘ормула киної. Ђ‘онтанкаї оценила фильм.

—татьи

>