«Окна» нараспашку: открывается выставка по книге Дины Рубиной
3 марта в Шереметевском дворце открывается выставка по мотивам сборника новелл Дины Рубиной «Окна». В книге, изданной в 2011 году, проза Рубиной и живопись ее мужа Бориса Карафёлова выступают дуэтом, в котором голоса равноправны и воспевают самые разные окна – реальные и метафорические. Проект в Шереметевском дворце – это первый перевод книги в трехмерное пространство выставки, вот только дуэт станет целым хором: в экспозицию добавлены офорты Сальвадора Дали, Марка Шагала, Джорджо Де Кирико, живопись и мелкая пластика множества израильских и российских художников из коллекции Арт холдинга Татьяны Никитиной. Как Дина Рубина решилась распахнуть свои «Окна», Фонтанка узнала накануне вернисажа.
Замысел и книги и выставки, по свидетельству писателя, родился естественно, как дыхание. Дочь и жена художника, Дина Рубина всю жизнь провела среди подрамников, холстов, кистей и красок, роль модели выучила наизусть: «Если раньше мне говорили: – «А ну сиди спокойно, не вертись и не болтай, а то получишь у меня!», то теперь мне говорят: – «Солнышко, повернись, постой так немного. Мне нужна мужская спина для композиции…». Когда картины – часть твоей жизни, ты смотришь на них сквозь призму домашнего воздуха. И нужно потрясение, во всяком случае, сильная бытовая встряска, чтобы увидеть их новыми глазами. Так случилось и со мной».
Фото: Борис Карафёлов Весеннее утро (Утро в Вансе), 2008 г.
В картинах Бориса Карафёлова разнообразных окон с избытком. Дина Рубина искала свои окна в памяти, путешествиях, чужих историях, на роль Окна (с большой буквы) назначала то звездное небо над головой, то лавочки антикваров в иерусалимском Старом городе, то морскую синь. Сборник получился интимный, но разношерстный: тут и пространные мемуары о детстве, и эссе о знакомых, и соцсетевые заметки о любимом щенке, и «нормальные» рассказы с завязкой-развязкой. Ну, а травелог-детектив о венецианском карнавале супруги и вовсе рисовали и сочиняли вместе, что откровенно отражено в тексте.
У автора выставочного проекта Татьяны Никитиной идея тоже родилась словно сама собой: «Для меня книги Дины Рубиной – это окно, в которое я вылетаю, когда хочется свежего воздуха. Эти истории про нас, но только изначально хороших, про жизнь, но только изначально правильную. Они такого же цвета, как картины Бориса Карафёлова (может потому они и вместе столько лет) – яркие, сочные, даже если про зло, то очень по-доброму, «по-человечьему». Три года назад я дочитала книгу новелл Дины Рубиной «Окна» и понеслась работать моя фантазия. А что, если все это сделать в виде выставки, где в декорации домов вместо окон поместить картины – своеобразные сюжеты жизненных историй?»
Фото: Сальвадор Дали Выбор Париса серия «Мифология» 1963−1965 японская бумага, офорт
Тексты Дины Рубиной теперь должны сплести воедино «Село Михайловское» Александра Батурина с офортами Сальвадора Дали, «Вход» Валерия Лукки с «Лошадьми» Джорджо де Кирико, «Похищение Европы» Ханса Беллмера с деревянными «Бабами» Гели Писаревой, и прочая, и прочая. Затея кажется утопической, но писатель и художник не сопротивлялись: «Вступая на территорию куратора, всегда рискуешь столкнуться с иным видением мира. И если упереться в свою кочку, выставки может и не произойти. В этом мы с Борисом как-то оказались единодушны».
Фото: Марк Шагал Пара с птицей 1959 бумага, офорт
Изначально в проекте должны были участвовать не только другие художники, но и другие писатели и поэты. Не сложилось. Может, потому, что Дина Рубина и сама в силах расширить свой замысел до размеров вселенной: «Мне захотелось, чтобы в эти наши окна влилась просто жизнь, та, которая касается нас всех, которая нам привычна – с любовью, изменой, тоской и радостью, страшным и прекрасным, детством и старостью… Просто жизнь, которая проходит».
Фото: Валерий Лукка Вход 2007 холст, смешанная техника
Впрочем, тут галерист Татьяна Никитина с писателем не согласна, для нее проект «Окна» – не просто жизнь, а присвоение чужих, манящих жизней: «Несмотря на то, что мы очень разные, мы такие одинаковые в понимании того, как попасть в настоящую, реальную, полную приключений и романтики, в общем, не нашу жизнь, – как сделать ее нашей. Просто открой окно». Что ж, если это панорамное окно с видом на современное искусство, можно попробовать.
Ольга Комок, специально для «Фонтанки.ру»
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30