
«Окна» нараспашку: открывается выставка по книге Дины Рубиной

3 марта в Шереметевском дворце открывается выставка по мотивам сборника новелл Дины Рубиной «Окна». В книге, изданной в 2011 году, проза Рубиной и живопись ее мужа Бориса Карафёлова выступают дуэтом, в котором голоса равноправны и воспевают самые разные окна – реальные и метафорические. Проект в Шереметевском дворце – это первый перевод книги в трехмерное пространство выставки, вот только дуэт станет целым хором: в экспозицию добавлены офорты Сальвадора Дали, Марка Шагала, Джорджо Де Кирико, живопись и мелкая пластика множества израильских и российских художников из коллекции Арт холдинга Татьяны Никитиной. Как Дина Рубина решилась распахнуть свои «Окна», Фонтанка узнала накануне вернисажа.
Замысел и книги и выставки, по свидетельству писателя, родился естественно, как дыхание. Дочь и жена художника, Дина Рубина всю жизнь провела среди подрамников, холстов, кистей и красок, роль модели выучила наизусть: «Если раньше мне говорили: – «А ну сиди спокойно, не вертись и не болтай, а то получишь у меня!», то теперь мне говорят: – «Солнышко, повернись, постой так немного. Мне нужна мужская спина для композиции…». Когда картины – часть твоей жизни, ты смотришь на них сквозь призму домашнего воздуха. И нужно потрясение, во всяком случае, сильная бытовая встряска, чтобы увидеть их новыми глазами. Так случилось и со мной».

Фото: Борис Карафёлов Весеннее утро (Утро в Вансе), 2008 г.
В картинах Бориса Карафёлова разнообразных окон с избытком. Дина Рубина искала свои окна в памяти, путешествиях, чужих историях, на роль Окна (с большой буквы) назначала то звездное небо над головой, то лавочки антикваров в иерусалимском Старом городе, то морскую синь. Сборник получился интимный, но разношерстный: тут и пространные мемуары о детстве, и эссе о знакомых, и соцсетевые заметки о любимом щенке, и «нормальные» рассказы с завязкой-развязкой. Ну, а травелог-детектив о венецианском карнавале супруги и вовсе рисовали и сочиняли вместе, что откровенно отражено в тексте.

У автора выставочного проекта Татьяны Никитиной идея тоже родилась словно сама собой: «Для меня книги Дины Рубиной – это окно, в которое я вылетаю, когда хочется свежего воздуха. Эти истории про нас, но только изначально хороших, про жизнь, но только изначально правильную. Они такого же цвета, как картины Бориса Карафёлова (может потому они и вместе столько лет) – яркие, сочные, даже если про зло, то очень по-доброму, «по-человечьему». Три года назад я дочитала книгу новелл Дины Рубиной «Окна» и понеслась работать моя фантазия. А что, если все это сделать в виде выставки, где в декорации домов вместо окон поместить картины – своеобразные сюжеты жизненных историй?»

Фото: Сальвадор Дали Выбор Париса серия «Мифология» 1963−1965 японская бумага, офорт
Тексты Дины Рубиной теперь должны сплести воедино «Село Михайловское» Александра Батурина с офортами Сальвадора Дали, «Вход» Валерия Лукки с «Лошадьми» Джорджо де Кирико, «Похищение Европы» Ханса Беллмера с деревянными «Бабами» Гели Писаревой, и прочая, и прочая. Затея кажется утопической, но писатель и художник не сопротивлялись: «Вступая на территорию куратора, всегда рискуешь столкнуться с иным видением мира. И если упереться в свою кочку, выставки может и не произойти. В этом мы с Борисом как-то оказались единодушны».

Фото: Марк Шагал Пара с птицей 1959 бумага, офорт
Изначально в проекте должны были участвовать не только другие художники, но и другие писатели и поэты. Не сложилось. Может, потому, что Дина Рубина и сама в силах расширить свой замысел до размеров вселенной: «Мне захотелось, чтобы в эти наши окна влилась просто жизнь, та, которая касается нас всех, которая нам привычна – с любовью, изменой, тоской и радостью, страшным и прекрасным, детством и старостью… Просто жизнь, которая проходит».

Фото: Валерий Лукка Вход 2007 холст, смешанная техника
Впрочем, тут галерист Татьяна Никитина с писателем не согласна, для нее проект «Окна» – не просто жизнь, а присвоение чужих, манящих жизней: «Несмотря на то, что мы очень разные, мы такие одинаковые в понимании того, как попасть в настоящую, реальную, полную приключений и романтики, в общем, не нашу жизнь, – как сделать ее нашей. Просто открой окно». Что ж, если это панорамное окно с видом на современное искусство, можно попробовать.
Ольга Комок, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».