Сергей Безруков примерил роль петербургского экскурсовода

Актер Сергей Безруков везет в Петербург спектакль «Сон разума», в котором он и режиссер, и исполнитель главной роли. Чтобы спектакль Московского Губернского театра по мотивам «Записок сумасшедшего» Гоголя в Петербурге приняли получше, Безруков выступил перед местными журналистами в роли экскурсовода по гоголевским местам. Корреспондент «Фонтанки», слушая, как знаменитый москвич рассказывает о литературном Петербурге, вспомнил школьные годы.
Первой остановкой стал внутренний двор дома 17 по Малой Морской улице — дом Лепена, в котором с 1833 по 1836 год жил Гоголь. Здесь начался составленный Безруковым и его помощниками «маршрут» героя «Записок сумасшедшего», чиновника Аксентия Поприщина.
Около пятидесяти журналистов с камерами и диктофонами выстроились плотным каре у дверей Управления минкульта по СЗФО, которое квартирует здесь в наши дни. Минут пятнадцать томительно ожидали. На каждое движение двери журналисты взводили объективы, но раз за разом тревога оказывалась ложной: на камеры являлась то охрана, то пресс-служба экскурсовода. Всех предупредили, что фото- и видеосъемка должны быть профессиональными, поэтому от съемки на смартфоны надо воздержаться. После этого с места действия беззвучно исчезли двое корреспондентов, а пресс-секретарь Сергея Безрукова приладила свой телефон к селфи-палке.
Когда открывающаяся дверь стала вызывать нервные смешки, появился, наконец, весь в черном Сергей Безруков собственной персоной — блистательный и доброжелательный, как и подобает звезде.
Экскурсия началась. Журналисты узнали, почему спектакль по «Запискам сумасшедшего» называется почти как офорт Гойи, какие чудеса на грани циркового искусства в этот спектакль включены и из каких именно окон Гоголь смотрел во двор перед тем, как написать «Записки». Телевизионщики заскучали — картинка, на которой актер долго и умно говорит на фоне пестрой толпы коллег, их явно не вдохновила. Все ждали шоу.
Впрочем, когда настала пора переместиться на следующую экскурсионную точку, настроение у всех немного улучшилось. Прежде всего потому, что Сергей Безруков взял в руки микрофон и продолжил экскурсию прямо в автобусе. Журналисты немного отогрелись, а помощницы Безрукова раздали всем шоколадки «Сонъ разума», которые актер настоятельно рекомендовал всем начинать есть. Это, по его убеждению, соответствовало бы теме экскурсии: Гоголь, оказывается, очень любил сладкое. «Он постоянно носил в карманах какие-то сладости, а если что-то крошилось внутри, он выворачивал карман и вылизывал крошки», – отметил Безруков.
На набережной канала Грибоедова, у дома Зверкова, на пятом этаже которого Гоголь прожил до мая 1831 года, к экскурсии начали прибиваться «зайцы». «Кто это? А-а-а, писатель», – в толпу журналистов уверенно внедрился прохожий с девочкой лет восьми. Охранник звезды начал вежливо осекать любопытных обывателей, которые, не ведая о запрете пресс-службы, тут же приступили к непрофессиональной съемке на смартфоны. Здесь журналисты узнали, как Гоголь пытался выжить в Петербурге на 120 рублей в месяц, почему ему приходилось просить деньги у мамы и отказывать себе буквально во всем.
«В те времена были чиновники, которые стремились послужить России, а не только выслужиться, как сегодня», – говорил Сергей Безруков. Напомнил экскурсовод и о том, что в «Записках» есть пара слов и о его аудитории: Поприщин вспоминает, как он был в театре, и слышал там про журналистов «очень забавный куплет: что они любят всё бранить и что автор просит от публики защиты». А пьеса эта называлась «Филатка и Мирошка соперники, или Четыре жениха и одна невеста», и играли ее не где-нибудь, а в Александринском театре. «Надо предложить Фокину вернуть эти названия на афиши», – пошутил Безруков.
На Миллионной,19 экскурсовод журналистов пощадил и не стал выводить на холод из автобуса — все равно здание департамента уделов, где Гоголь начал свою службу по приезду в Петербург, не сохранилось.
У памятника Гоголю на Малой Конюшенной появление Сергея Безрукова снова вызвало ажиотаж публики. Молодежь, не стесняясь, запиливала селфи на фоне завершающейся экскурсии, из окрестных кафе выскакивали официанты с планшетами, а охрана и пресс-служба уже не вспоминала о том, что «съемка должна быть профессиональной». «Мне говорили, что к этому памятнику в Петербурге сложное отношение», – обмолвился Безруков, выходя из автобуса. И не стал подходить к монументу.
«А что вам известно о городских легендах, связанных с этим памятником?» – поинтересовался корреспондент «Фонтанки». «Я не стал вдаваться в подробности, – уклончиво ответил актер, который несколько лет жизни положил на то, чтобы избавиться от образа «бригадира» Саши Белого. – Но бюст в Александровском саду около Адмиралтейства мне, честно говоря, нравится больше. Там компания лучше».
Венера Галеева, Фонтанка.ру

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47