Пой, ласточка, пой: на крымской трагедии спекулируют и в Киеве, и в Москве

24 февраля 2016, 17:33
Версия для печати Версия для печати

Финал украинского отбора на «Евровидение» превратился в фарс. Социальные сети захлебываются от похвал певице Джамале, которая поедет в Стокгольм с песней про депортацию крымских татар. Другие пользователи собирают подписи за аннулирование итогов голосования. Очень возбудились на происходящее и в Госдуме, где делают громкие заявления и фактически пиарят в информационном пространстве скользкий музыкально-политический ход соседнего государства.

«Я рада что меня поддержала Украина, с таким посылом, с такими комментариями, каждый комментарий хоть бери и ставь в рамочку». Украинская певица крымско-татарского происхождения Джамала (Сусана Джамаладинова), именуемая в национальной прессе «спiвачкой з Криму», не скрывает воодушевления в интервью сайту esckaz.com, специализирующемуся на новостях про «Евровидение». Комментарии в соцсетях под роликом с песней «1944», в которой Джамала поет про сталинскую депортацию крымских татар, и впрямь тонизирующие. «Хоть я живу в Крыму, но мы голосовали за тебя в сердцах», «Джамала наша бомба, она всех порвет», «Слезы по коленам, так продрало».

При просмотре записи выступления Джамалы, действительно, есть от чего плакать. Сильный голос певицы (на заре карьеры Джамаладинову даже пытались сравнивать с Жанной Агузаровой) эклектично сопровождается странным звукоизвлечением и ритмичным подергиванием верхней частью туловища. Текст исполняется певицей на английском и крымско-татарском. Первые слова песни таковы: «Когда незнакомцы приходят в твой дом, они убивают вас всех и говорят – мы невиновны».

Исполнение песни вызвало в медиа-среде обсуждения, посвященные вовсе не событиям 1944 года. Выступление Джамалы напомнило европейцам о воссоединении Крыма с Россией и о гипотетических нарушениях прав крымско-татарского населения, живущего сейчас на полуострове. Эта тема поднята в самых разных авторитетных изданиях – от Die Welt до The Hollywood Reporter, называющего выступление Джамалы «просчитанным ходом, напоминающем о поглощении Крыма».

При этом в западных изданиях говорится о возможности снятия украинского номера с конкурса, так как правила Евровидения запрещают «тексты песен, речи, жесты политической или схожей природы». The Hollywood Reporter приводит комментарий представителя «Евровидения»: «Все записи для предстоящего конкурса, в том числе и украинская песня, будут оцениваться в соответствии с правилами EBU (Европейского Вещательного Союза) контрольной группой референтов после окончания срока подачи заявок – 14 марта».

Напомним, что в истории конкурса уже были случаи ограничений по политическим мотивам. В 2005 году украинская команда «Гринджолы», ставшая голосом «апельсиновой» революции, приведшей к власти националистического президента Виктора Ющенко, была вынуждена переделывать текст композиции «Разом нас багато». А в 2009 году, после осетинского кризиса, грузинская группа «Стефане и 3G» отказалась выполнить требования Европейского вещательного союза и изменить название и текст песни We Don’t Wanna Put In, содержащие аллюзию на тогдашнего председателя Правительства РФ Владимира Путина. В итоге Грузия в том году не принимала участия в конкурсе.

Сама Джамала очень осторожно высказывается о песне «1944». В своем фейсбуке (https://www.facebook.com/jamalaofficial) певица пишет: «Очень многие народы пережили свои ужасные трагедии – репрессии, депортации и геноцид. И, к сожалению, люди до сих пор не научились мирному сосуществованию и толерантности». Но иногда певица не сдерживается и в ее словах прорываются слова о связи композиции с нынешней политической ситуацией. В интервью агентству France-Presse певица сказала, что эта песня была ею написана «в состоянии бессилия» после «аннексии» Крыма Россией. «Крымские татары лишились надежды и им нужна поддержка», – цитирует ее слова Le Monde.

Это же издание свидетельствует о сложившемся политическом контексте ситуации, приводя высказывание одной из судей финального украинского отбора – певицы Русланы, которая сама победила на «Евровидении» в 2004 году: «Эта песня – сама Украина, которая страдает, как и мы».

Возможно, такое рядовое в мировом масштабе событие, как один из национальных отборочных конкурсов, и не получило бы резонанса в СМИ, если бы не возбужденно-болезненная реакция российской стороны, которая откровенно пиарит не только себя, но и своих идеологических противников. Недопустимостью политизации «Евровидения» озаботился глава Крыма Сергей Аксенов, заявивший, что с таким же успехом можно было бы исполнить песню о преступлениях украинских националистов во времена Великой Отечественной войны. К нему присоединился крымский вице-премьер Руслан Бальбек, выразивший опасение, что «талантливую певицу Джамалу могут использовать как орудие, чтобы породить новые спекуляции вокруг крымско-татарского народа… Использование деятелей искусства в политических провокациях, как правило, приводит к народному отторжению. Джамала рискует неосознанно стать соучастником блокады Крыма».

Но ярче всех высказался Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин, который заявил РИА «Новости» следующее: «Странный выбор. Я уверен, что там (голоса) накрутили специально, чтобы лишний раз уязвить Россию». После этого политик добавил: «Большинство граждан (Украины), которые не получают ни зарплат, ни пенсий, позволить себе смотреть Евровидение не смогут, потому что, во-первых, у них нечем платить за электричество, во-вторых, им вообще наплевать будет на это Евровидение».

Информационным бурлением не преминул воспользоваться руководитель крымско-татарского меджлиса Рефат Чубаров, объявленный в розыск Прокурором Республики Крым Натальей Поклонской как один из организаторов блокады полуострова. В своем фейсбуке Чубаров предвосхищает победу Джамалы в Стокгольме: « …победа Джамалы на Евровидении – 2016 продемонстрирует всему миру высочайший моральный дух украинской политической нации, объединившейся в борьбе против агрессора – России… В российских СМИ, а также в подконтрольных Москве СМИ на территориях иных государств, развязана настоящая психологическая война, направленная на принижение Джамалы… Российские шовинисты – от обывателей до юродствующих московских политиков – в ужасе от того, что победителем Евровидения – 2016 может оказаться украинская/крымская исполнительница Джамала…».

За всей этой информационной пеной потерялась собственно музыкальная часть истории. В финальном туре Джамала набрала равное количество баллов с другим претендентом – группой The Hardkiss. Киевская певица стала победительницей только потому что из одиннадцати итоговых баллов шесть ей подарили зрители во время смс-голосования и пять – члены жюри. У The Hardkiss ситуация зеркальная: от жюри музыкантам досталось шесть голосов, а от зрительской аудитории – пять. По правилам баллы от телезрителей весомей, что и склонило чашу весов в пользу Сусаны Джамаладиновой.

Такое решение вызвало еще один скандал: значительная часть голосовавших усомнилась в чистоте итоговых подсчетов и разместила в сети петицию с требованием детализации голосования и замены представителя Украины на Евровидении – 2016. «Все было бы хорошо, если бы не финальный исход голосования, который повлек за собой волну негодования, возмущения относительно песни с политическим подтекстом», – говорится в петиции, которую за двое суток подписали около 7 300 человек.

В результате, если функционеры конкурса позволят Джамале выступить с «проблемной» песней, нынешнее «Евровидение» может превратиться в поле идеологического противостояния. В Киеве уже раздаются голоса о том, что Джамала победит и будущий конкурс состоится в «украинском Севастополе», в Москве превентивно обижаются. А певица Джамала – действительно талантливая и голосистая – в любом случае остается в дурацком положении. Ведь смешно выступать с манифестом на состязании фриков, музыкальных девиантов и исполнителей песен-однодневок.

Сергей Иванов,

«Фонтанка.ру»

 

 

«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»

Мировая премьера двух сочинений Сергея Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Академической Капеллы. О том, где находились все это время ноты, кто их восстановил, и что это за музыка, «Фонтанка» узнала у дирижера Антона Лубченко — художественного руководителя Фестиваля имени Станислава Горковенко, в рамках которого пройдет концерт.

Статьи

>