Ушла из жизни народная артистка России Татьяна Щуко
В ночь на 21 февраля не стало Татьяны Владимировны Щуко, народной артистки России, актрисы МДТ – Театре Европы.
Татьяна Щуко родилась в Ленинграде в семье выдающегося театрального художника Владимира Щуко. Актрисой быть не собиралась, поступила на филологический в Ленинградский университет, но вскоре оказалась в знаменитой университетской театральной студии, – и творческая судьба ее решилась. В 1957 году поступила в труппу Петрозаводского музыкально-драматического театра, а в 1958 году перешла в Ленинградский театр драмы и комедии (ныне театр «На Литейном»). Здесь сыграла более 60 ролей. Наиболее известны: Любовь — «Последние», Фрау Фламм — "Роза Берндт" (в постановке Л.А.Додина), Простакова — «Недоросль» (в постановке Л.Додина), Улита — "Лес" (в постановке Г.Козлова).
В 2003 году по приглашению Льва Додина перешла в труппу МДТ – Театра Европы. Ее Лика в "Московском хоре" (режиссер И.Коняев, художественный руководитель постановки Л.Додин) непременно войдет в театральные учебники. Поскольку в этом спектакле по пьесе Людмилы Петрушевской Щуко создала мощнейший образ – исторический и человеческий: тщедушная Лика, глава большой недружной семьи, по ходу действия, происходящего в 1957 году, проявляла стратегический дар полководца, исключительный актерский талант и железную волю, чтобы разрозненные, озлобленные, покалеченные историческими катаклизмами и тоталитарным режимом люди все же оставались неким целым. Ради этой благой цели жертвуя в финале даже собственным сыном, Лика-Щуко превращалась в героиню совсем уж трагического, едва ли не библейского масштаба. За эту роль великой собирательницы в 2003 году актриса была награждена высшей национальной театральной премией "Золотая маска".
На поклонах после спектакля "Московский хор"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
Инстинкт собирателя проявлялся и в других ролях актрисы – ее "старая галка маман" в смешной ажурной шляпке, Мария Васильевна из "Дяди Вани" от начала и до конца хранила практически святую веру в профессора, и провозглашая "Слушайся Александра!", тем самым призывала своего отчаявшегося сына не к фанатизму, а к верности идеалам, утрата которых грозит неминуемыми разрушениями.
В роли Марии Васильевны Войницкой в спектакле "Дядя Ваня"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы
И ее нянька Анфиса из "Трех сестер" заменяла осиротевшим Ольге, Маше и Ирине если не мать, то бабушку, которая заведомо понимала и прощала девочкам все обиды и видела для себя единственную возможную беду в жизни – расставание с теми, кого она вынянчила и полюбила навсегда. Появляясь на несколько минут на сцене, Щуко играла Фирса в юбке, – то, что дом рушился с ее из него уходом, было абсолютно символично.
Последней ее премьерой в МДТ стал спектакль «Он в Аргентине» в режиссуре Татьяны Шестаковой – театральный детектив, где Щуко сыграла актрису на пенсии, прямую как струна сухую старуху в гамлетовском берете. И снова, не сходя с места и даже не поднимаясь с садовой скамьи, колоссально читая стихи Пушкина и Есенина, Щуко умудрялась очеловечить абсурд пьесы Петрушевской.
В роли Дианы в спектакле "Он в Аргентине"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
И за ее непроницаемостью скрывалась самая что ни на есть искренняя и героически-самоотверженная любовь к внуку, который скрывается в Аргентине от мафии. И если в пьесе у Петрушевской это был еще вопрос – не очередная ли эта роль старухи с актерским прошлым, то в спектакле никаких вопросов не оставалось: перед нами была любящая бабушка прежде всего, для которой внук – и есть «вся жизнь».
С Сергеем Власовым в спектакле "Московский хор"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
В МДТ вокруг Щуко сложилась такая дорогая всем артистам игра: те, кто состояли с ней в театральном родстве, продолжали называть её матерью, сестрой или бабушкой и в жизни тоже. И был особый ритуал на поклонах после "Московского хора": артист Сергей Власов, игравший сына Лики-Щуко, Сашу непременно выносил ее на поклоны на руках и ставил на стол в центре сцены под долго не смолкающие овации зрителей. Была в Щуко эта невероятная нежность и во то же время сильнейший инстинкт собирателя, созидателя теплого, семейственного круга. И эта ее спасительно заряженная энергия непременно останется в том круге, который она создала в МДТ, в Петербурге, в театральном сообществе вообще.
Вечная память.
О дате и времени похорон будет сообщено дополнительно.
Жанна Зарецкая, "Фонтанка.ру"
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30