Ушла из жизни народная артистка России Татьяна Щуко
В ночь на 21 февраля не стало Татьяны Владимировны Щуко, народной артистки России, актрисы МДТ – Театре Европы.
Татьяна Щуко родилась в Ленинграде в семье выдающегося театрального художника Владимира Щуко. Актрисой быть не собиралась, поступила на филологический в Ленинградский университет, но вскоре оказалась в знаменитой университетской театральной студии, – и творческая судьба ее решилась. В 1957 году поступила в труппу Петрозаводского музыкально-драматического театра, а в 1958 году перешла в Ленинградский театр драмы и комедии (ныне театр «На Литейном»). Здесь сыграла более 60 ролей. Наиболее известны: Любовь — «Последние», Фрау Фламм — "Роза Берндт" (в постановке Л.А.Додина), Простакова — «Недоросль» (в постановке Л.Додина), Улита — "Лес" (в постановке Г.Козлова).
В 2003 году по приглашению Льва Додина перешла в труппу МДТ – Театра Европы. Ее Лика в "Московском хоре" (режиссер И.Коняев, художественный руководитель постановки Л.Додин) непременно войдет в театральные учебники. Поскольку в этом спектакле по пьесе Людмилы Петрушевской Щуко создала мощнейший образ – исторический и человеческий: тщедушная Лика, глава большой недружной семьи, по ходу действия, происходящего в 1957 году, проявляла стратегический дар полководца, исключительный актерский талант и железную волю, чтобы разрозненные, озлобленные, покалеченные историческими катаклизмами и тоталитарным режимом люди все же оставались неким целым. Ради этой благой цели жертвуя в финале даже собственным сыном, Лика-Щуко превращалась в героиню совсем уж трагического, едва ли не библейского масштаба. За эту роль великой собирательницы в 2003 году актриса была награждена высшей национальной театральной премией "Золотая маска".

На поклонах после спектакля "Московский хор"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
Инстинкт собирателя проявлялся и в других ролях актрисы – ее "старая галка маман" в смешной ажурной шляпке, Мария Васильевна из "Дяди Вани" от начала и до конца хранила практически святую веру в профессора, и провозглашая "Слушайся Александра!", тем самым призывала своего отчаявшегося сына не к фанатизму, а к верности идеалам, утрата которых грозит неминуемыми разрушениями.

В роли Марии Васильевны Войницкой в спектакле "Дядя Ваня"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы
И ее нянька Анфиса из "Трех сестер" заменяла осиротевшим Ольге, Маше и Ирине если не мать, то бабушку, которая заведомо понимала и прощала девочкам все обиды и видела для себя единственную возможную беду в жизни – расставание с теми, кого она вынянчила и полюбила навсегда. Появляясь на несколько минут на сцене, Щуко играла Фирса в юбке, – то, что дом рушился с ее из него уходом, было абсолютно символично.
Последней ее премьерой в МДТ стал спектакль «Он в Аргентине» в режиссуре Татьяны Шестаковой – театральный детектив, где Щуко сыграла актрису на пенсии, прямую как струна сухую старуху в гамлетовском берете. И снова, не сходя с места и даже не поднимаясь с садовой скамьи, колоссально читая стихи Пушкина и Есенина, Щуко умудрялась очеловечить абсурд пьесы Петрушевской.

В роли Дианы в спектакле "Он в Аргентине"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
И за ее непроницаемостью скрывалась самая что ни на есть искренняя и героически-самоотверженная любовь к внуку, который скрывается в Аргентине от мафии. И если в пьесе у Петрушевской это был еще вопрос – не очередная ли эта роль старухи с актерским прошлым, то в спектакле никаких вопросов не оставалось: перед нами была любящая бабушка прежде всего, для которой внук – и есть «вся жизнь».

С Сергеем Власовым в спектакле "Московский хор"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
В МДТ вокруг Щуко сложилась такая дорогая всем артистам игра: те, кто состояли с ней в театральном родстве, продолжали называть её матерью, сестрой или бабушкой и в жизни тоже. И был особый ритуал на поклонах после "Московского хора": артист Сергей Власов, игравший сына Лики-Щуко, Сашу непременно выносил ее на поклоны на руках и ставил на стол в центре сцены под долго не смолкающие овации зрителей. Была в Щуко эта невероятная нежность и во то же время сильнейший инстинкт собирателя, созидателя теплого, семейственного круга. И эта ее спасительно заряженная энергия непременно останется в том круге, который она создала в МДТ, в Петербурге, в театральном сообществе вообще.
Вечная память.
О дате и времени похорон будет сообщено дополнительно.
Жанна Зарецкая, "Фонтанка.ру"
В гости к Введенскому. В Петербурге открыли частный музей ОБЭРИУ — что там можно увидеть?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.