Ушла из жизни народная артистка России Татьяна Щуко

В ночь на 21 февраля не стало Татьяны Владимировны Щуко, народной артистки России, актрисы МДТ – Театре Европы.
Татьяна Щуко родилась в Ленинграде в семье выдающегося театрального художника Владимира Щуко. Актрисой быть не собиралась, поступила на филологический в Ленинградский университет, но вскоре оказалась в знаменитой университетской театральной студии, – и творческая судьба ее решилась. В 1957 году поступила в труппу Петрозаводского музыкально-драматического театра, а в 1958 году перешла в Ленинградский театр драмы и комедии (ныне театр «На Литейном»). Здесь сыграла более 60 ролей. Наиболее известны: Любовь — «Последние», Фрау Фламм — "Роза Берндт" (в постановке Л.А.Додина), Простакова — «Недоросль» (в постановке Л.Додина), Улита — "Лес" (в постановке Г.Козлова).
В 2003 году по приглашению Льва Додина перешла в труппу МДТ – Театра Европы. Ее Лика в "Московском хоре" (режиссер И.Коняев, художественный руководитель постановки Л.Додин) непременно войдет в театральные учебники. Поскольку в этом спектакле по пьесе Людмилы Петрушевской Щуко создала мощнейший образ – исторический и человеческий: тщедушная Лика, глава большой недружной семьи, по ходу действия, происходящего в 1957 году, проявляла стратегический дар полководца, исключительный актерский талант и железную волю, чтобы разрозненные, озлобленные, покалеченные историческими катаклизмами и тоталитарным режимом люди все же оставались неким целым. Ради этой благой цели жертвуя в финале даже собственным сыном, Лика-Щуко превращалась в героиню совсем уж трагического, едва ли не библейского масштаба. За эту роль великой собирательницы в 2003 году актриса была награждена высшей национальной театральной премией "Золотая маска".

На поклонах после спектакля "Московский хор"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
Инстинкт собирателя проявлялся и в других ролях актрисы – ее "старая галка маман" в смешной ажурной шляпке, Мария Васильевна из "Дяди Вани" от начала и до конца хранила практически святую веру в профессора, и провозглашая "Слушайся Александра!", тем самым призывала своего отчаявшегося сына не к фанатизму, а к верности идеалам, утрата которых грозит неминуемыми разрушениями.

В роли Марии Васильевны Войницкой в спектакле "Дядя Ваня"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы
И ее нянька Анфиса из "Трех сестер" заменяла осиротевшим Ольге, Маше и Ирине если не мать, то бабушку, которая заведомо понимала и прощала девочкам все обиды и видела для себя единственную возможную беду в жизни – расставание с теми, кого она вынянчила и полюбила навсегда. Появляясь на несколько минут на сцене, Щуко играла Фирса в юбке, – то, что дом рушился с ее из него уходом, было абсолютно символично.
Последней ее премьерой в МДТ стал спектакль «Он в Аргентине» в режиссуре Татьяны Шестаковой – театральный детектив, где Щуко сыграла актрису на пенсии, прямую как струна сухую старуху в гамлетовском берете. И снова, не сходя с места и даже не поднимаясь с садовой скамьи, колоссально читая стихи Пушкина и Есенина, Щуко умудрялась очеловечить абсурд пьесы Петрушевской.

В роли Дианы в спектакле "Он в Аргентине"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
И за ее непроницаемостью скрывалась самая что ни на есть искренняя и героически-самоотверженная любовь к внуку, который скрывается в Аргентине от мафии. И если в пьесе у Петрушевской это был еще вопрос – не очередная ли эта роль старухи с актерским прошлым, то в спектакле никаких вопросов не оставалось: перед нами была любящая бабушка прежде всего, для которой внук – и есть «вся жизнь».

С Сергеем Власовым в спектакле "Московский хор"
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
В МДТ вокруг Щуко сложилась такая дорогая всем артистам игра: те, кто состояли с ней в театральном родстве, продолжали называть её матерью, сестрой или бабушкой и в жизни тоже. И был особый ритуал на поклонах после "Московского хора": артист Сергей Власов, игравший сына Лики-Щуко, Сашу непременно выносил ее на поклоны на руках и ставил на стол в центре сцены под долго не смолкающие овации зрителей. Была в Щуко эта невероятная нежность и во то же время сильнейший инстинкт собирателя, созидателя теплого, семейственного круга. И эта ее спасительно заряженная энергия непременно останется в том круге, который она создала в МДТ, в Петербурге, в театральном сообществе вообще.
Вечная память.
О дате и времени похорон будет сообщено дополнительно.
Жанна Зарецкая, "Фонтанка.ру"

«Правда, шкатулка!» Финалисты конкурса имени Шаляпина заставили вибрировать витражи в новом концертном зале на Английской набережной
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
- 15 октября 2025 - История экскурсовода из Самарканда и роман-опера из Китая. «Ясная Поляна» назвала победителей
- 14 октября 2025 - У дирижера Теодора Курентзиса вышла первая книга стихов
- 13 октября 2025 - Петербуржец выкупил на аукционе старинную карту Ингерманландии, вывезенную из Павловского дворца
Статьи
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
05 октября 2025, 19:22
-
13 октября 2025, 18:17