
В Хельсинки с аншлагом прошел концерт Валерия Гергиева в защиту Балтийского моря

26 февраля в хельсинкском Доме музыке – одной из самых современных музыкальных площадок мира – выступил Валерий Гергиев, продирижировав Филармоническим оркестром Хельсинки. Это было первое выступление маэстро Гергиева в Доме музыки, открывшемся полтора года назад.
Глава Мариинского театра приехал в столицу Финляндии по приглашению Фонда Джона Нурминена, занимающегося проблемами экологии Балтийского моря. Вместе с Гергиевым в концерте выступил польский пианист-виртуз Кшиштоф Яблонский. Прозвучали Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром и Первая симфония финского классика Сибелиуса.
Подбор исполнителей, как объяснил корреспонденту Фонтанки Председатель правления Фонда Балтийского моря Юха Нурнминен, не случаен. Все, кто находятся на сцене, проживают в странах, объединенных Балтийским морем.
Валерий Гергиев, в свою очередь, сообщил, что, по его мнению, именно представители культуры должны взять на себя ответственность за привлечение внимания к экологическим проблемам. «Именно этим вопросом я занимаюсь уже 12 лет. Как раз столько времени продолжается наш фестиваль «Чистое Балтийское море», и, я надеюсь, что он будет длиться еще долго, потому что к нам присоединяются все больше музыкантов из Польши, Эстонии, Латвии, Германии и других Балтийских стран. Всего стран вокруг Балтийского моря девять и в них регулярно проходят концерты, средства от которых идут на защиту Балтийского моря. Ни я, ни мои коллеги не получаем гонораров за эти концерты, и я считаю это абсолютно правильным. Также я убежден, что именно музыка – как одно из самых демократичных искусств способна объединить людей в стремлении сохранить для детей, для будущего чистую природу».
Валерий Гергиев также отдельно упомянул о заслугах главы ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Феликса Кармазинова, подчеркнув, что два почетных гражданина города - Гергиев и Кармазинов - пересеклись и регулярно общаются именно по вопросам защиты Балтийского моря от сточных вод. Маэстро отметил, что заслуги Кармазинова в сфере экологии водных ресурсов Петербурга так велики (по данным "Фонтанки", усилиями "Водоканала", на сегодняшний день, утилизуется 97 процентов сточных вод), что о них нужно говорить как можно громче и как можно чаще, "без ложной скромности".
Вице-мэр города Хельсинки по социальным вопросам Пекка Саури заверил обозревателя "Фонтанки", что Петербруг по интенсивности работы очистных сооружений оставил далеко позади столицу Финляндии, где на данный момент очишается лишь порядка 60 процентов стоков.
Во время концерта на три огромных плазменных экрана транслировались умопомрачительной красоты фотографии подводного фотохудожника Юкки Нурминена, на которых Балтийского море выглядело едва ли не более живописно, чем Красное. Эти же фотографии вывешены в фойе с комментариями, раскрывающими серию проблем, связанных с Балтийским морем, и необходимость их разрешения.
Зал Дома музыки, рассчитанный на 1700 мест, был аншлаговым, несмотря на стоимость билетов, в 7 раз превышающую обычную – цена одного билета достигала 150 евро.
Представители культурной общественности Финляндии сошлись на том, что подобные концерты представляют собой культурное мероприятие нового типа – не только высокохудожественное, но и социально ответственное, обращенное лицом к будущему.
Фонд Джона Нурминена функционирует 20 лет. Первоначально занимался только издательством книг о Балтийском море. На данный момент издано более 30 крупных томов, переведенных на 9 языков (по количеству стран, граничащих с Балтией, кроме России). На русский язык пока переведена лишь одна книга, но как раз сейчас Фонд занимается вопросами перевода и издания остальных. Позже в круг интересов Фонда попала также экология Балтийского моря и деятельность по его защите. Фонд поддерживает работы по очистке вод Балтии от фосфора и азота, пытается решать главную проблему Балтийского моря - проблему эвтрофикации (цветения), а также заказывает и финансирует программы, развивающие навигационные системы, способные уменьшить риски разлива нефти. Такие превентивные программы Фонда работают в 16 городах Финляндии, России, Польши, Белоруссии. Как сообщил профессор Хельсинкского университета Сакари Куйкка, чья лаборатория проводит исследования по защите Балтийского моря - рискам, навигации, максимально эффективной ликвидации последствий возможных экологических катастроф - на деньги Фонда Джона Нурминена, на ликвидацию самого незначительного разлива нефти потребуется 240 миллионов евро, полное же преодоление последствий исчисляется миллиардами евро. При этом, Россия провозит через Финляндию 1/3 своих нефтяных запасов, так что экологические проблемы Балтийского - дело общее.
Жанна Зарецкая, Хельсинки-Петербург

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35