
В Хельсинки с аншлагом прошел концерт Валерия Гергиева в защиту Балтийского моря

26 февраля в хельсинкском Доме музыке – одной из самых современных музыкальных площадок мира – выступил Валерий Гергиев, продирижировав Филармоническим оркестром Хельсинки. Это было первое выступление маэстро Гергиева в Доме музыки, открывшемся полтора года назад.
Глава Мариинского театра приехал в столицу Финляндии по приглашению Фонда Джона Нурминена, занимающегося проблемами экологии Балтийского моря. Вместе с Гергиевым в концерте выступил польский пианист-виртуз Кшиштоф Яблонский. Прозвучали Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром и Первая симфония финского классика Сибелиуса.
Подбор исполнителей, как объяснил корреспонденту Фонтанки Председатель правления Фонда Балтийского моря Юха Нурнминен, не случаен. Все, кто находятся на сцене, проживают в странах, объединенных Балтийским морем.
Валерий Гергиев, в свою очередь, сообщил, что, по его мнению, именно представители культуры должны взять на себя ответственность за привлечение внимания к экологическим проблемам. «Именно этим вопросом я занимаюсь уже 12 лет. Как раз столько времени продолжается наш фестиваль «Чистое Балтийское море», и, я надеюсь, что он будет длиться еще долго, потому что к нам присоединяются все больше музыкантов из Польши, Эстонии, Латвии, Германии и других Балтийских стран. Всего стран вокруг Балтийского моря девять и в них регулярно проходят концерты, средства от которых идут на защиту Балтийского моря. Ни я, ни мои коллеги не получаем гонораров за эти концерты, и я считаю это абсолютно правильным. Также я убежден, что именно музыка – как одно из самых демократичных искусств способна объединить людей в стремлении сохранить для детей, для будущего чистую природу».
Валерий Гергиев также отдельно упомянул о заслугах главы ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Феликса Кармазинова, подчеркнув, что два почетных гражданина города - Гергиев и Кармазинов - пересеклись и регулярно общаются именно по вопросам защиты Балтийского моря от сточных вод. Маэстро отметил, что заслуги Кармазинова в сфере экологии водных ресурсов Петербурга так велики (по данным "Фонтанки", усилиями "Водоканала", на сегодняшний день, утилизуется 97 процентов сточных вод), что о них нужно говорить как можно громче и как можно чаще, "без ложной скромности".
Вице-мэр города Хельсинки по социальным вопросам Пекка Саури заверил обозревателя "Фонтанки", что Петербруг по интенсивности работы очистных сооружений оставил далеко позади столицу Финляндии, где на данный момент очишается лишь порядка 60 процентов стоков.
Во время концерта на три огромных плазменных экрана транслировались умопомрачительной красоты фотографии подводного фотохудожника Юкки Нурминена, на которых Балтийского море выглядело едва ли не более живописно, чем Красное. Эти же фотографии вывешены в фойе с комментариями, раскрывающими серию проблем, связанных с Балтийским морем, и необходимость их разрешения.
Зал Дома музыки, рассчитанный на 1700 мест, был аншлаговым, несмотря на стоимость билетов, в 7 раз превышающую обычную – цена одного билета достигала 150 евро.
Представители культурной общественности Финляндии сошлись на том, что подобные концерты представляют собой культурное мероприятие нового типа – не только высокохудожественное, но и социально ответственное, обращенное лицом к будущему.
Фонд Джона Нурминена функционирует 20 лет. Первоначально занимался только издательством книг о Балтийском море. На данный момент издано более 30 крупных томов, переведенных на 9 языков (по количеству стран, граничащих с Балтией, кроме России). На русский язык пока переведена лишь одна книга, но как раз сейчас Фонд занимается вопросами перевода и издания остальных. Позже в круг интересов Фонда попала также экология Балтийского моря и деятельность по его защите. Фонд поддерживает работы по очистке вод Балтии от фосфора и азота, пытается решать главную проблему Балтийского моря - проблему эвтрофикации (цветения), а также заказывает и финансирует программы, развивающие навигационные системы, способные уменьшить риски разлива нефти. Такие превентивные программы Фонда работают в 16 городах Финляндии, России, Польши, Белоруссии. Как сообщил профессор Хельсинкского университета Сакари Куйкка, чья лаборатория проводит исследования по защите Балтийского моря - рискам, навигации, максимально эффективной ликвидации последствий возможных экологических катастроф - на деньги Фонда Джона Нурминена, на ликвидацию самого незначительного разлива нефти потребуется 240 миллионов евро, полное же преодоление последствий исчисляется миллиардами евро. При этом, Россия провозит через Финляндию 1/3 своих нефтяных запасов, так что экологические проблемы Балтийского - дело общее.
Жанна Зарецкая, Хельсинки-Петербург

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июня 2025 - Мариинскому театру передали помещения киностудии «Лендок» на Крюковом канале
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29