В Шереметевский дворец вернулись богатства его хозяев

20 февраля 2016, 12:42
Версия для печати Версия для печати

Скульптура, мебель, картины, посуда, которые во времена Шереметевых украшали их дворец на набережной Фонтанки, временно вернулись на свои места. Музейщики рассчитывают, что они останутся здесь до 2020 года, а потом уедут обратно в Москву, в музей-усадьбу «Останкино», к которому теперь относятся.

Долгосрочная выставка, которая открылась во дворце, называется «Бережёная вещь. Путешествие из Петербурга в Москву». В ее составе в наш город прибыло более 50 предметов.

Эти вещи были вывезены отсюда после расформирования Музея дворянского быта в 1929 году. Они неоднократно перевозились с места на место (что пагубно сказалось на их состоянии), а потом закрепились в Останкино, где располагалась усадьба Шереметевых.

В 2013 году московский музей закрыли на реконструкцию, поэтому вещи из него стало возможным отправить на хранение в Петербург. Заодно здесь их отреставрировали.

Параллельно завершалась реставрация парадных залов самого Шереметевского дворца. И в начале января был открыт последний (из не восстановленных ранее) зал анфилады – Белая гостиная. Тогда ее журналистам показали еще пустой – теперь она украшена скульптурой и живописью из московской коллекции.

И не она одна: предметы из «Останкино» распределились по пяти помещениям дворца – ведь и у Шереметевых они находились в разных залах.

«Мы ориентировались на исторические фотографии, – поясняет принцип расстановки «останкинских» предметов Ольга Ходякова, заведующий отделом хранения в Шереметевском дворце. – В 1929 году в Фонтанном доме был расформирован Музей дворянского быта, но перед его расформированием были сделаны фотографии. А во времена Музея быта практически все предметы находились на тех же местах, где стояли при владельцах дома».

Так, впервые свое историческое место на Парадной лестнице дворца занял портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, основателя петербургской усадьбы. Это весьма значительное по своим размерам полотно долгие годы хранилось в запасниках «Останкино». Причем хранилось без подрамника, на валу, местами было надорвано, а в местах утрат грубо дополнено фрагментами нового холста, от несоблюдения технологий ставшими жесткими и ломкими. В общем, реставраторы из домашних мастеров Шереметевых были еще те! Нынешним специалистам из Института имени Репина пришлось потратить на восстановление работы целых два года.

В силу размеров картины, для работы над ней пришлось изготавливать специальный стол, который бы позволял поднимать и опускать ее. Реставраторы устранили складки и изломы, а также «раскрыли» авторскую живопись. Раскрывали слой за слоем, так как поздние наслоения находились и под потемневшим лаком (причем, они были выполнены с использованием очень прочных свинцовых белил), и поверх него.

Среди других вещей, вернувшихся в Фонтанный дом, иконы и кресты из образных комнат (паломнические сувениры Шереметевых), посуда из столовых и чайных сервизов, мебельный гарнитур из Этрусской гостиной, итальянская беломраморная скульптура XVIII века.

Однако из Москвы прибыл и еще один крайне интересный предмет, не имеющий отношения к Фонтанному дому. Это уменьшенная копия театральной машины грома из Останкино (созданная в 1930-е, чтобы показывать посетителям принцип работы механизма). Дело в том, что в Останкинском дворце сохранилась сцена театра, зрительный зал, гримерки и часть механизмов машинного отделения, с которыми была связана часть экспозиции музея до реставрации. И теперь, благодаря «визиту» в наш город этого предмета, посетители Шереметевского дворца могут узнать чуть больше о театре XVIII века и о музее в Останкино.

Алина Циопа, "Фонтанка.ру"

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>