Новое время: «День выборов - 2» вышел в прокат

18 февраля 2016, 17:28
Версия для печати Версия для печати

На экранах – «День выборов-2», продолжение успешной комедии про московских пиарщиков, формирующих провинциальную политическую картину. Если первый фильм просто и эффектно озвучивал идеологию нулевых — все придумано за нас, политика это большой арт-проект столичных кокаинщиков, то вторая претендует на то, чтобы быть энциклопедией русской жизни. А это будет посерьезнее.

Кажется, «Квартет И» поставил перед собой задачу внести в фильм вообще все, что составляет современный русский политический (вернее, даже общественный) ландшафт. Ничего не забыли. Казачество с дачами в Италии и байкерами на подтанцовках. Духовенство, проповедующее русскую истину. Исчезающий национальный лидер (президент пропадал относительно недавно, но тренд уловили). ЛГБТ-сообщество, наконец. Алексей Макаров филигранно исполняет портретную роль харьковского мэра Геннадия Добкина (того, который стал ютуб-звездой после появления в сети рабочих материалов его выступления по телевизору).

 

 Сюжет при таком наборе актуальностей отходит на второй план. Ну да, команда московских пиарщиков снова едет на Волгу работать на выборах, продвигать «своего» кандидата, все того же Игоря Владимировича Цаплина. Но сюжет в данном случае — только подрамник, на который натягивается холст фильма, состоящий сплошь из злободневностей – тех самых казаков, байкеров, попов, офицеров спецслужб и военных-отставников.

В этом принципиальная разница между двумя фильмами. «День выборов» был очень условным конструктом, вольным сочинением хороших комиков по мотивам пелевинского «Generation П». Весь смысл легко укладывался в расхожую строчку «Выборы-выборы-кандидаты... (представители ЛГБТ-сообщества)». Второй фильм снят в другое время и, будем честны, в другой стране. В которой политика и рассуждения на ее счет отошли на второй план — куда важнее рубрика «Общество». Все, что составляет «День», создано не столько «Квартетом И», сколько временем и условиями. Что ничуть не умаляет заслуг Ларина, Бараца, Хайта и Демидова: они эти признаки времени уловили и перенесли в «День».

Даже то, что перекочевало в новую ленту из старой (очень многое), изменилось. Максим Виторган, играющий все ту же роль столичного телеведущего, почти за десять лет, прошедших с «Дня», мутировал из актера-мажора в оппозиционного деятеля и поработал на реальных выборах – и тоже на Волге, в Астрахани (может, забыли, была в 2012 году история с тамошним оппозиционером, Олегом Шеиным, объявившим голодовку). Михаил Ефремов, комикующий в образе попа, теперь уже не смешной дядька из телека, а «Гражданин поэт», чтец гражданской лирики Дмитрия Быкова. Михаил Козырев, играющий программного директора московской радиостанции, теперь не крестный отец русского рока, а тоже оппозиционный телеведущий: работает на «Дожде», хотя от музыки не отошел.

Контекст придает образам, фигурирующим на экране, объем и жизнь. Превращает карикатурных попа-Ефремова и казака-Кортнева из кукрыниксовских почеркушек в реальных персонажей сегодняшнего дня. Не только образы в целом — малейшие детали под давлением изменившихся условий меняются. Даже фамилия губернатора городка, в котором происходит действие — Цаплин — теперь уже не обыгрывание имени актера, Василия Уткина, а нежный привет Всеволоду Чаплину (внешне Уткин здесь в вправду до ужаса похож на отставного православного иерарха).

Получается удивительная ситуация: ничего по сути не меняя, «Квартет И» снял совершенно новый фильм. Условия, в которых он выходит на экран, влияют на восприятие картины зрителем. Контекст создает текст. Он делает из невинных прибауток опасную политическую крамолу (а так «День» наверняка и будет воспринят многими), из похождений московских политтехнологов — социальную комедию, почти Мольера наших дней. Можно только позавидовать комикам из «Квартета» – мало кому реальность так здорово подыгрывает.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Богатые тоже горюют: сезон в Александринке открылся премьерой Богомолова

Пусть не обманывает вас название «Мать. Горькая пьеса». В новом спектакле Константина Богомолова нет ничего от романа Горького. Это в чистом виде российский сериал, сокращенный до полутора часов сценического времени. Но краткость — не единственный плюс этой «Матери». Есть еще парочка.

Статьи

>