Балетомания: Dance Open - 2016
C 16 по 25 апреля в Санкт-Петербурге на сцене Алекандринского театра пройдет 15-й сезон крупнейшего в России международного фестиваля балета Dance Open — must see не только для любителей хореографического искусства, но и для всех горожан и гостей города. На эти дни в Петербург по традиции съедутся крупнейшие балетные звезды и труппы мирового уровня. Среди участников насыщенной программы: балет Венской Государственной Оперы, Пермский балет, балет Дрезденской Оперы, балет Марибора. «Фонтанка» взялась помочь своим читателям в выборе.
«Тайна синей бороды»: эксклюзивная программа Венской Государственной Оперы
16 апреля
Фестиваль откроется программой прославленного театра, в прошлом году впервые приезжавшего в Росcию – балета Венской Государственной Оперы (Wiener Staatsballett). Директор балетной труппы – в прошлом премьер Парижской Оперы Манюэль Легри — создал эту программу специально для Dance Open — 2016. Программа состоит из трех миниатюр: «Дыхание души», «Наперекосяк», «Тайна Синей Бороды».
Фото: предоставлено организаторами
Ставшие знаменитыми как ярчайшие солисты Гамбурского балета Джона Ноймайера братья-близнецы Отто и Иржи Бубеничек поработали над постановкой «Дыхание души» вместе: Отто — как композитор, Иржи — как хореограф. Причем, Иржи черпал вдохновение из альбома репродукций Леонардо да Винчи, подаренного блестящей балериной Парижской Оперы Мари-Аньес Жило.
Пола Лайтфут и Соль Леон представят комическую миниатюру «Наперекосяк», поставленную 20 лет назад. Бешеный темп музыки Россини требует от танцовщиков не только идеальной техники, но и актерского дарования. 15 минут остроумного и виртуозного веселья на сцене очаруют даже скептиков.
Завершит вечер работа Штефана Тосса «Тайна Синей Бороды» на музыку легендарного композитора-минималиста Филипа Гласса. Вопреки ожиданиям, постановка будет о любви. Мужчине и женщине трудно найти общий язык, но труднее – пронести через всю жизнь свежее ощущение влюбленности. Крах любви неизбежен, особенно если не учиться любить с самого детства. Синяя Борода водит свою юную жену Юдит по замку своей памяти, открывая одну за другой двери своих воспоминаний. Сможет ли юная жена принять его прошлое? Наконец, остается последняя дверь – там скрывается самое потаенное, что обычно не хочется открывать никому: отношения с матерью.
«Ромео и Джульетта»: балет Пермского театра при участии солистов театра «Ковент Гарден» (Великобритания) и Национального балета Нидерландов
18 и 19 апреля
Труппа Пермского театра и солисты Королевского балета представят балет «Ромео и Джульетта» в постановке великого британского хореографа сэра Кеннета Макмиллана. Этот первый полноформатный балет мастера был поставлен им на великую и трагическую музыку Сергея Прокофьева в честь празднования 400-летия со дня рождения Уильяма Шекспира в 1964 году. Волею судеб, премьера состоялась год спустя, и заглавные партии исполнили вовсе не те артисты, на которых ставился балет. Введенные за несколько дней до премьеры Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн были словно рождены для этих партий: в день премьеры они 43 раза в течение 40 минут выходили на поклоны.
Фото: предоставлено организаторами
Данная постановка будет интересна российскому зрителю еще и потому, что мы знакомы, в основном, с канонической хореографией Леонида Лавровского с Джульеттой – Галиной Улановой. Версия Макмиллана российскому зрителю практически неизвестна. Ее перенос на российскую сцену осуществил Алексей Мирошниченко, художественный руководитель Пермского балета. Премьера состоялась в 2013 году в рамках Дягилевского фестиваля в Перми. Многие критики, помимо великолепной насыщенной хореографии, отмечают также избыточную ренессансную роскошь сценографии и костюмов, скроенных ровно так, как это было принято в эпоху Возрождения. Для исполнения главных ролей были приглашены солисты Ковент Гардена Мэтью Голдинг (Ромео), Сара Лэмб (Джульетта) и Гэри Эвис (Тибальд)
«Кактусы». Балетная труппа Дрезденской Оперы Земпера
21 апреля
Программа одноактных балетов Semperoper Ballett Dresden включает себя работы известных хореографов: Алексея Ратманского, Александра Экмана и Понтуса Лидберга. Эти постановки, хоть и совершенно не похожи в стилистическом плане, но все они – о том, что означает танец в жизни человека. Россиянин Алексей Ратманский создал свой балет для Дрезденской Оперы в 2014 году – и, по словам критиков, в «Танц-сюите» ему удалось воплотить музыку Штрауса в движении.
Фото: предоставлено организаторами
Постановка Понтуса Лидберга «В другом пространстве» – хореографический оммаж выдающемуся персидскому поэту Джалаладдину Руми, напоминающий танцевальные медитации, родственные по стилю и ритму текстам Руми.
Фото: предоставлено организаторами
Завершит вечер юмористический номер Александра Экмана «Кактусы». 32-летний шведский хореограф не связан долгосрочным контрактом ни с одной труппой, но чрезвычайно востребован. Его балеты представлены в 45 театрах мира. Его поиски частенько выходят за пределы хореографии. Он снимает фильмы, ищет новые формы шоу, известно его сюрреалистичекое «Лебединое озеро», созданное в сотрудничестве с фэшн-дизайнером. Иногда он выступает также как художник и создатель современной музыкальной партитуры для своих балетов. «Кактусы» – метафора любого жизненного дискомфорта, который преодолевается гармонией движений.
«Пер Гюнт»: Словенский театр «Балет Марибора»
23 апреля
«Хореографическую интерпретацию скандинавского фольклорного персонажа Эдвард Клюг интегрировал в ткань современного балетного повествования, которое стирает грани между сюрреализмом и театром абсурда и приправлено смелой самоиронией художника», написал критик издания MediaSpeed.
Фото: предоставлено организаторами
Вступая в диалог с Ибсеном, Григом и Джоном Ноймайером, постановку которого на тот же сюжет петербургский зритель видел, Клюг на примере сказочного фантазера и непоседы Пер Гюнта рассказывает языком хореографии историю поисков человеком себя, которая незаметно для героя превращается в бегство от себя. И настаивает, что любовь преданной Сольвейг, ждущей Пер Гюнта у очага и верящей в него, по-прежнему в цене. Отдельная интрига состоит в том, что в партии Пер Гюнта к публике выйдет Денис Матвиенко.
Фото: предоставлено организаторами
Гала Dance Open
25 апреля
Программа звездного Гала Dance Open – главная интрига фестиваля. Имена участников до последнего момента держатся в секрете: а вдруг за несколько недель до кульминационного события балетный небосклон взорвет новая ослепительная звезда? Или родится хореографический шедевр, способный потрясти основы жанра? Международный клуб ценителей балета Dance Open потому так и назван, что всегда открыт. И в работе по скрупулезному отбору номеров и участников финального Гала команда фестиваля тем более не спешит ставить точку. Мало ли какие открытия могут случиться... завтра. Но один факт остается непреложным: в концерте всегда принимают участие лучшие солисты самых знаменитых балетных площадок мира. В честь юбилея Dance Open на сцену Александринского театра выйдет легенда мирового балета, многократный обладатель звания «Лучший танцовщик мира» Манюэль Легри: экс-премьер Парижской оперы и приглашенная звезда ведущих мировых сцен, ныне он завершил исполнительскую карьеру и возглавляет балет Венской государственной оперы, который превратил в законодателя мировой хореографической моды. 25 апреля мастер выйдет на сцену специально для Петербурга. Также в программе заявлены звезды Большого театра России, Мариинского театра, Норвежского Балета, Баварской Оперы, ведущие солисты балетов Венской государственной оперы, Цюриха, Берлина, Сан-Франциско, Штутгарта и другие.
Фото: предоставлено организаторами
По традиции финальным аккордом Dance Open станет вручение одноименной премии в семи номинациях. А также – Приза зрительских симпатий Dance Open, лауреат которого определится зрительским голосованием по результатам Гала. В этом году памятная награда премии – хрустальная статуэтка со слепка ноги великой Анны Павловой – будет вручена в Петербурге лучшим артистам мирового балета шестой раз. Жюри премии возглавляет мэтр современного балета Ханс ван Манен.
Off-программа
Фестиваль не ограничивается развлекательной функцией и тратит много усилий на образование. Планируется не только выставка работ известных фотохудожников, работающих с фестивалем не первый год, но и серия воршопов балетной фотографии. 125-летию Сергея Прокофьева будет посвящена выставка из фондов Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина на Новой сцене Александринского театра.
Фото: Enrico Nawrath
Не пройдут фестивальные дни без привычных мастер-классов с уникальными мастерами русского балета. Опять-таки по традиции, 24 апреля юные звезды смогут представить на суд зрителей результаты штудий, собранные в отдельный мини-гала-концерт, который пройдет на сцене Эрмитажного театра.
Виктория Хлопова, специально для "Фонтанки.ру"
Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30