«Трамбо»: когда страна - не место для дискуссий

16 февраля 2016, 21:32
Версия для печати Версия для печати

В российский прокат выходит лента «Трамбо». Жизнеописание голливудского сценариста Далтона Трамбо, попавшего в опалу во времена маккартизма, настолько сопрягается с нынешней российской реальностью, что в самом факте существования картины можно увидеть очередные происки госдепа.

Есть еще одна причина обратить внимание на эту кинопремьеру: известный по сериалу «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон, сыгравший Далтона Трамбо, получил номинацию на «Оскар». И хотя позиции Леонардо ДиКаприо или Майкла Фассбендера выглядят предпочтительней, но важность затронутой тематики делает из Крэнстона «темную лошадку», которая вполне может удивить на финишной прямой.

Инакомыслие и связанный с ним запрет на профессию – излюбленный козырь западной пропаганды во времена первой холодной войны. Пожившие люди хорошо помнят про судьбы советских диссидентов, попадавших в тюрьмы и психушки с диагнозом «вялотекущая шизофрения» или вынужденных отправляться в эмиграцию. Сейчас, когда премьер Медведев констатировал начало второй холодной войны, все повторяется – правда, пока с менее трагичным звучанием. 

 Творцы и общественные деятели, не желающие видеть очевидного и позволяющие себе именовать воссоединение Крыма с Россией аннексией, сомневаться в фашистском характере украинской хунты, с подозрением относиться к экономической политике своей страны и не разделять курс российского лидера, как правило, могут рассчитывать на внезапную отмену своих концертов или приношения от сограждан в виде тортов, яиц и прочей бакалеи. Между тем, деление на патриотов и предателей, «рукопожатных» и нет – общественные факторы, характерные не только для московской сатрапии. Бывало такое и в истории демократичнейших США, о чем, собственно, и идет речь в фильме.

Перед зрителями предстают судьбы деятелей Голливуда, которые были замечены в симпатиях к коммунизму, что никак не вписывалось в официальную доктрину Америки конца сороковых – пятидесятых годов прошлого века. «Черный список» Голливуда начался в ноябре 1947 года. Тогда американские «патриоты», борющиеся с «красным фашизмом», обнародовали список из первых десяти опальных кинематографистов. Главным из них стал сценарист Далтон Трамбо, которому еще предстояло написать оскароносные сценарии фильмов «Храбрец» и «Римские каникулы» – и не получить заветные статуэтки, так как работать ему пришлось подпольно, под чужими именами. Также в активе Трамбо такие фильмы, как «Исход» и «Спартак» с Керком Дугласом, ставшие эталоном жанра пеплума.

Сейчас события, происходившие в США после Второй мировой, кажутся немыслимыми. Тем не менее, и Трамбо, и многим другим пришлось провести год за решеткой только за факт членства в коммунистической партии. Любопытно, что сюжет ленты можно воспринять как кальку с сегодняшнего дня: обеспокоенная общественность видит повсюду происки Москвы и воспринимает как данность ограничение свободы слова, этой священной коровы американской демократии. «Я люблю наш народ и у нас хорошее правительство. Но все хорошее можно сделать еще лучше», – вполне патриотично заявляет герой Крэнстона, призывающий сограждан бороться за свои права. И получает в ответ: «У Конгресса есть право следить за чем угодно, если это угроза».

«Каждый человек имеет право говорить и быть услышанным в этой стране», – не унимаются Трамбо и его соратники. И получают в довесок к тюремному сроку бойкот профессионального сообщества с благородной мотивацией: «Таким образом мы показываем, как обращаемся с теми, кто отказывается помогать нашей стране в борьбе, которую она ведет».

Антагонистами Трамбо выступают также вполне реальные персонажи – слащавый Джон Уэйн, прославившийся ролями в ура-патриотических картинах, но сам не пробывший на передовой ни единого дня, и харизматичная, но малоодаренная актриса Гедда Хоппер, вошедшая в голливудские анналы своими журналистскими киносплетнями и пристрастием к вычурным шляпкам. Хелен Миррен блистательна в этой яркой роли. Именно ее героиня выкручивает руки продюсерам, которые не против продолжить сотрудничество с талантливым сценаристом – ведь это, в первую очередь, большие кассовые сборы и вожделенная прибыль. Представьте себе, даже экономическая выгода вынуждена в итоге уступить место играм патриотов – «потому что мы должны защищать эту страну». Очень знакомо, не так ли?

И все-таки американская предприимчивость чужда нравственных заморочек. Трамбо, презрев остракизм киношных бонз и враждебность соседей, засыпавших бассейн сценариста падалью, ставит анонимное производство сценариев на широкую ногу, привлекая к работе соратников. Конечно, не обошлось без новых конфликтов: продюсеры, покупающие интеллектуальный товар мимо официальной кассы, с крайним неодобрением встречают попытки поднять в новых сценариях общественные проблемы и требуют «историю про парня с башкой жука, который встречает девушку и трахает ее». Но это совсем другая история, которая, впрочем, тоже повторится в новейшие времена. Разумеется, как фарс.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

 

 

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>