«Трамбо»: когда страна - не место для дискуссий
В российский прокат выходит лента «Трамбо». Жизнеописание голливудского сценариста Далтона Трамбо, попавшего в опалу во времена маккартизма, настолько сопрягается с нынешней российской реальностью, что в самом факте существования картины можно увидеть очередные происки госдепа.
Есть еще одна причина обратить внимание на эту кинопремьеру: известный по сериалу «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон, сыгравший Далтона Трамбо, получил номинацию на «Оскар». И хотя позиции Леонардо ДиКаприо или Майкла Фассбендера выглядят предпочтительней, но важность затронутой тематики делает из Крэнстона «темную лошадку», которая вполне может удивить на финишной прямой.
Инакомыслие и связанный с ним запрет на профессию – излюбленный козырь западной пропаганды во времена первой холодной войны. Пожившие люди хорошо помнят про судьбы советских диссидентов, попадавших в тюрьмы и психушки с диагнозом «вялотекущая шизофрения» или вынужденных отправляться в эмиграцию. Сейчас, когда премьер Медведев констатировал начало второй холодной войны, все повторяется – правда, пока с менее трагичным звучанием.
Творцы и общественные деятели, не желающие видеть очевидного и позволяющие себе именовать воссоединение Крыма с Россией аннексией, сомневаться в фашистском характере украинской хунты, с подозрением относиться к экономической политике своей страны и не разделять курс российского лидера, как правило, могут рассчитывать на внезапную отмену своих концертов или приношения от сограждан в виде тортов, яиц и прочей бакалеи. Между тем, деление на патриотов и предателей, «рукопожатных» и нет – общественные факторы, характерные не только для московской сатрапии. Бывало такое и в истории демократичнейших США, о чем, собственно, и идет речь в фильме.
Перед зрителями предстают судьбы деятелей Голливуда, которые были замечены в симпатиях к коммунизму, что никак не вписывалось в официальную доктрину Америки конца сороковых – пятидесятых годов прошлого века. «Черный список» Голливуда начался в ноябре 1947 года. Тогда американские «патриоты», борющиеся с «красным фашизмом», обнародовали список из первых десяти опальных кинематографистов. Главным из них стал сценарист Далтон Трамбо, которому еще предстояло написать оскароносные сценарии фильмов «Храбрец» и «Римские каникулы» – и не получить заветные статуэтки, так как работать ему пришлось подпольно, под чужими именами. Также в активе Трамбо такие фильмы, как «Исход» и «Спартак» с Керком Дугласом, ставшие эталоном жанра пеплума.
Сейчас события, происходившие в США после Второй мировой, кажутся немыслимыми. Тем не менее, и Трамбо, и многим другим пришлось провести год за решеткой только за факт членства в коммунистической партии. Любопытно, что сюжет ленты можно воспринять как кальку с сегодняшнего дня: обеспокоенная общественность видит повсюду происки Москвы и воспринимает как данность ограничение свободы слова, этой священной коровы американской демократии. «Я люблю наш народ и у нас хорошее правительство. Но все хорошее можно сделать еще лучше», – вполне патриотично заявляет герой Крэнстона, призывающий сограждан бороться за свои права. И получает в ответ: «У Конгресса есть право следить за чем угодно, если это угроза».
«Каждый человек имеет право говорить и быть услышанным в этой стране», – не унимаются Трамбо и его соратники. И получают в довесок к тюремному сроку бойкот профессионального сообщества с благородной мотивацией: «Таким образом мы показываем, как обращаемся с теми, кто отказывается помогать нашей стране в борьбе, которую она ведет».
Антагонистами Трамбо выступают также вполне реальные персонажи – слащавый Джон Уэйн, прославившийся ролями в ура-патриотических картинах, но сам не пробывший на передовой ни единого дня, и харизматичная, но малоодаренная актриса Гедда Хоппер, вошедшая в голливудские анналы своими журналистскими киносплетнями и пристрастием к вычурным шляпкам. Хелен Миррен блистательна в этой яркой роли. Именно ее героиня выкручивает руки продюсерам, которые не против продолжить сотрудничество с талантливым сценаристом – ведь это, в первую очередь, большие кассовые сборы и вожделенная прибыль. Представьте себе, даже экономическая выгода вынуждена в итоге уступить место играм патриотов – «потому что мы должны защищать эту страну». Очень знакомо, не так ли?
И все-таки американская предприимчивость чужда нравственных заморочек. Трамбо, презрев остракизм киношных бонз и враждебность соседей, засыпавших бассейн сценариста падалью, ставит анонимное производство сценариев на широкую ногу, привлекая к работе соратников. Конечно, не обошлось без новых конфликтов: продюсеры, покупающие интеллектуальный товар мимо официальной кассы, с крайним неодобрением встречают попытки поднять в новых сценариях общественные проблемы и требуют «историю про парня с башкой жука, который встречает девушку и трахает ее». Но это совсем другая история, которая, впрочем, тоже повторится в новейшие времена. Разумеется, как фарс.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
Музыка октября: обзор новых альбомов «Арии», «Ленинграда», «Бонд с кнопкой», Jane Air и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 октября 2025 - Вуди Аллен до конца 2027 года выпустит фильм про Мадрид
- 30 октября 2025 - Warner Bros. рассказала, когда выпустит первый фильм о Hello Kitty
- 30 октября 2025 - Сергей Шнуров рассказал о новом альбоме «Поролоновая свадьба»
- 29 октября 2025 - Запрещенный в России якутский фильм «Айта» приобрел стриминг Amazon
- 27 октября 2025 - В Особняке Румянцева показывают историческую отделку залов — ее много лет скрывал гипрок
Статьи
-
30 октября 2025, 17:23Казалось бы, ничто не предвещало трагедии. Обычный европейский гражданин, крепко стоящий на ногах и уверенный в завтрашнем дне, едет со своим сыном и собачкой на машине в Марокко, чтобы на тамошнем рейве в пустыне найти свою дочь. Ребенок уверен: сестра будет рада их увидеть. Отец выглядит почти отчаявшимся, но настойчиво обращается то к одним танцующим, то к другим, показывая фотографию дочери. У зрителя закрадываются мысли, что мы видим стадию отрицания в принятии неизбежного, и девушки уже нет в живых, — и наверняка по ходу действия будут находиться этому подтверждения, а интрига будет в ее судьбе. Но сюжет оказывается гораздо сильнее.
-
29 октября 2025, 13:30Более 500 произведений искусства — скульптуру, живопись, ритуальные предметы и маски мистерии Цам — можно увидеть до 2 февраля на новой выставке «Драгоценность в лотосе: искусство тибетского буддизма» в Манеже Малого Эрмитажа. Куратор Юлия Елихина — ведущий научный сотрудник Отдела Востока — рассказала «Фонтанке» об экспонатах, прошедших через огонь, о демонах, вызывающих болезни, и о драгоценности, исполняющей желания.
-
28 октября 2025, 13:30Есть в Эрмитаже выставки, о которых музей рассказывает всем: они проводятся в парадных залах, Галерее графики, манеже Малого Эрмитажа или Главном Штабе. А есть такие, которые рассчитаны не на широкую публику, — но даже непосвященному человеку найдется, над чем на них задуматься. Из таких — два проекта в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня», приуроченных к конференции по реставрации монументальной живописи.
-
23 октября 2025, 13:19
-
21 октября 2025, 13:17