
«Трамбо»: когда страна - не место для дискуссий

В российский прокат выходит лента «Трамбо». Жизнеописание голливудского сценариста Далтона Трамбо, попавшего в опалу во времена маккартизма, настолько сопрягается с нынешней российской реальностью, что в самом факте существования картины можно увидеть очередные происки госдепа.
Есть еще одна причина обратить внимание на эту кинопремьеру: известный по сериалу «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон, сыгравший Далтона Трамбо, получил номинацию на «Оскар». И хотя позиции Леонардо ДиКаприо или Майкла Фассбендера выглядят предпочтительней, но важность затронутой тематики делает из Крэнстона «темную лошадку», которая вполне может удивить на финишной прямой.
Инакомыслие и связанный с ним запрет на профессию – излюбленный козырь западной пропаганды во времена первой холодной войны. Пожившие люди хорошо помнят про судьбы советских диссидентов, попадавших в тюрьмы и психушки с диагнозом «вялотекущая шизофрения» или вынужденных отправляться в эмиграцию. Сейчас, когда премьер Медведев констатировал начало второй холодной войны, все повторяется – правда, пока с менее трагичным звучанием.
Творцы и общественные деятели, не желающие видеть очевидного и позволяющие себе именовать воссоединение Крыма с Россией аннексией, сомневаться в фашистском характере украинской хунты, с подозрением относиться к экономической политике своей страны и не разделять курс российского лидера, как правило, могут рассчитывать на внезапную отмену своих концертов или приношения от сограждан в виде тортов, яиц и прочей бакалеи. Между тем, деление на патриотов и предателей, «рукопожатных» и нет – общественные факторы, характерные не только для московской сатрапии. Бывало такое и в истории демократичнейших США, о чем, собственно, и идет речь в фильме.
Перед зрителями предстают судьбы деятелей Голливуда, которые были замечены в симпатиях к коммунизму, что никак не вписывалось в официальную доктрину Америки конца сороковых – пятидесятых годов прошлого века. «Черный список» Голливуда начался в ноябре 1947 года. Тогда американские «патриоты», борющиеся с «красным фашизмом», обнародовали список из первых десяти опальных кинематографистов. Главным из них стал сценарист Далтон Трамбо, которому еще предстояло написать оскароносные сценарии фильмов «Храбрец» и «Римские каникулы» – и не получить заветные статуэтки, так как работать ему пришлось подпольно, под чужими именами. Также в активе Трамбо такие фильмы, как «Исход» и «Спартак» с Керком Дугласом, ставшие эталоном жанра пеплума.
Сейчас события, происходившие в США после Второй мировой, кажутся немыслимыми. Тем не менее, и Трамбо, и многим другим пришлось провести год за решеткой только за факт членства в коммунистической партии. Любопытно, что сюжет ленты можно воспринять как кальку с сегодняшнего дня: обеспокоенная общественность видит повсюду происки Москвы и воспринимает как данность ограничение свободы слова, этой священной коровы американской демократии. «Я люблю наш народ и у нас хорошее правительство. Но все хорошее можно сделать еще лучше», – вполне патриотично заявляет герой Крэнстона, призывающий сограждан бороться за свои права. И получает в ответ: «У Конгресса есть право следить за чем угодно, если это угроза».
«Каждый человек имеет право говорить и быть услышанным в этой стране», – не унимаются Трамбо и его соратники. И получают в довесок к тюремному сроку бойкот профессионального сообщества с благородной мотивацией: «Таким образом мы показываем, как обращаемся с теми, кто отказывается помогать нашей стране в борьбе, которую она ведет».
Антагонистами Трамбо выступают также вполне реальные персонажи – слащавый Джон Уэйн, прославившийся ролями в ура-патриотических картинах, но сам не пробывший на передовой ни единого дня, и харизматичная, но малоодаренная актриса Гедда Хоппер, вошедшая в голливудские анналы своими журналистскими киносплетнями и пристрастием к вычурным шляпкам. Хелен Миррен блистательна в этой яркой роли. Именно ее героиня выкручивает руки продюсерам, которые не против продолжить сотрудничество с талантливым сценаристом – ведь это, в первую очередь, большие кассовые сборы и вожделенная прибыль. Представьте себе, даже экономическая выгода вынуждена в итоге уступить место играм патриотов – «потому что мы должны защищать эту страну». Очень знакомо, не так ли?
И все-таки американская предприимчивость чужда нравственных заморочек. Трамбо, презрев остракизм киношных бонз и враждебность соседей, засыпавших бассейн сценариста падалью, ставит анонимное производство сценариев на широкую ногу, привлекая к работе соратников. Конечно, не обошлось без новых конфликтов: продюсеры, покупающие интеллектуальный товар мимо официальной кассы, с крайним неодобрением встречают попытки поднять в новых сценариях общественные проблемы и требуют «историю про парня с башкой жука, который встречает девушку и трахает ее». Но это совсем другая история, которая, впрочем, тоже повторится в новейшие времена. Разумеется, как фарс.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50