Владимир Соколаев: Документирую даже природу

13 февраля 2016, 18:30
Версия для печати Версия для печати

Русское географическое общество открыло в Санкт-Петербурге выставку ландшафтных фотографий Владимира Соколаева «Свидетельства». На ней представлены сибирские пейзажи, перед которыми зритель застывает в молчании и восхищении. Уникальные природные явления, могущество стихии, огромные пространства и таинственные рисунки в небе и на скалах... Фотограф рассказал «Фонтанке» о том, как добывал свои редкие кадры.

- Владимир, сейчас только ленивый не снимает все вокруг. И не делает свои кадры достоянием общественности с помощью соцсетей. Однако в ваших работах за версту виден профессионал. Существует ли какой-то секрет фотографа, который знаете только вы?

- Когда я попытался посмотреть на свою профессию фотографа с точки зрения философии, я начал задавать себе вопросы, задумываться о том, а для чего вообще нужна фотография? Если бог создал определенную профессию, некое занятие, то через это занятие некоторым образом человек будет меняться – в ту или другую сторону. Для чего он создал фотографию? Я начал искать ответ и однажды увидел Туринскую плащаницу. Я понял, что вот: это первая в мире фотография. Это изображение, у которого есть все признаки фотографического: событие, присутствие света, присутствие материала. Всё! Туринская плащаница нам свидетельствует об определенном, очень серьезном историческом событии. Фотография априори документальна. Значит, господь создал фотографию для документирования событий человеческой жизни или тех событий, на которые человек некоторым образом реагирует. Вот суть фотографии. Занятие фотографией требует от человека прежде всего внимания к тому, что он снимает – то есть, неравнодушия. Человек задает себе вопрос: «Что я вижу? Что происходит?» Собственно, это опять элемент развития человека. Ну и, кроме того, фотография – это творческое занятие, созидание нового.

Я не сразу открыл свой дар. Но когда открыл, подумал: талант предполагает полную самоотдачу – раз господь наградил, зачем хвостом-то вилять? Надо делать то, что получается хорошо.

- Как вы выбираете кадр?

- Снимаю только то, что нравится. Нельзя фотографировать то, что не нравится, потому что получается, что человек создает копию того, что ему не нравится, и бросает ее в вечность. Если снимать то, что нравится, мы все время будем множить гармонию, красоту. Так что я кадр не выбираю. Происходит некоторое событие, и фотограф, правильно, гармонично используя законы композиции, заключает его в рамку.

- А что вы не будете снимать категорически?

- Прежде всего, неправду. Я занимаюсь документальной фотографией – документирую даже природу.

- С чем связан ваш резкий уход от социальной тематики?

- Очень просто: человек подходит к окраине города и замечает, что дальше мир продолжается. Он делает шаг за пределы города и обнаруживает, что мир там сильнее, красивее, мощнее, и он сам город в себя включает. И что человеку теперь делать там, в городе? Ничего!

- То есть вы таким образом расширили свои границы?

- Да, я осознал, что человечество – это часть природы. Пока мы в городе живем, мы об этом не знаем. А потом, когда из города выходим, мы вдруг узнаем: «Да мы же часть природы!» И уже дальше начинаем скучать об этом.

- Самое экзотическое место, где было сложнее всего работать?

- Большая часть моих кадров получилась не в результате усилий. Главное – прислушиваться к внутреннему импульсу, который может среди ночи разбудить и заставить взять в руки камеру. Так было в случае с кадром «Молния над пиком».

- Осталось ли еще на Земле место, где не снимал Соколаев?

- Есть такие. Я бы хотел там побывать. Огромное количество священных гор – гора Кайлас, горы Тибета, Саяны, Монголия, Дальний Восток, Великий Шёлковый путь. Это места силы.

Мария Болденкова, «Фонтанка.ру»

Досье «Фонтанки»
Владимир Соколаев – фотограф, видеограф, член Союза фотохудожников России. Родился в 1952 году в городе Сталинске (Россия). Окончил Ленинградский институт киноинженеров в 1983 году. Профессию фотографа выбрал в 1974 году в период работы на металлургическом комбинате КМК в Новокузнецке.
C 1978 по 1982 годы Владимир Соколаев – организатор и участник первой в СССР творческой группы фотографов «ТРИВА».
С 1987 года представил несколько социальных фотопроектов: «Дети в Доме» (1987), фотовыставка-акция «Экология» (1988), «Регион» (1989), «Дом Ребёнка» (1989) и «Храм» (1990). Открыл 13 персональных выставок.
С 1990 года сменил фотоаппарат на видеокамеру и занялся ландшафтной видеосъёмкой. Автор 14 документальных фильмов.
В 2008 году дебютировал как куратор и ландшафтный фотограф с выставкой «Вечные Миры», которую представлял для сибирских зрителей 4 раза.
С 2013 года активно занимается творческим наследием фотогруппы «ТРИВА». В период с 2013 по 2014 годы при поддержке СЦСИ и Новосибирского отделения Союза фотохудожников России организовывал проект документальной фотографии «ТРИВА – фотоманифест пролетариата» для зрителей из Томска, Красноярска, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Кемерово. В 2014 году этот проект стал номинантом премии ГЦСИ «ИННОВАЦИЯ 2013» в области современного искусства.
На сегодняшний день Владимир Соколаев больше известен как представитель социальной фотографии, так как пейзажные проекты знакомы зрителям только в Новокузнецке и Новосибирске.
Его работы находятся в НХМ, РОСФОТО, МАММ и частных коллекциях.

 

 

Робот-экскурсовод 1960-х, аэросани-амфибия, электроавтомобили начала ХХ века — что смотреть на выставке в «Манеже»

Новая выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в «Манеже» мало похожа на обычные проекты ЦВЗ: все-таки за последние годы устоялось, что здесь всегда — про искусство и творчество. А тут вдруг два этажа выставочного зала заняла техника и макеты. Да и вообще, собираясь на выставку музея, не ожидаешь смотреть на трамвай с современных улиц, башню «Лахта Центра» или протезы. Тем не менее, все это на выставке есть.

Статьи

>