
«В центре внимания»: очень важно, очень скучно

В четверг 11 февраля в российский прокат выходит главный претендент на «Оскара» в категории «Лучший фильм». Картина «В центре внимания» рассказывает о бостонских священниках-педофилах. Вроде бы речь идет об ужасных вещах. И говорить о них – важно. Но говорят так, что смотреть невыносимо скучно – на часы во время сеанса смотришь непрестанно.
Между тем для нас этот фильм является почти фантастическим. Перед глазами зрителя предстает реальный механизм работы гражданского общества – история, привычная для американцев и европейцев и абсолютно умозрительная в российских условиях. Бескомпромиссная борьба за торжество истины – явление в наших широтах невозможное ввиду отсутствия такого важнейшего инструмента, как абсолютно независимые медиа. Видимо, именно эта оторванность от нашей почвы и вызывает раздражение и притупление внимания при просмотре.
Реальное журналистское расследование, предпринятое в 2001 году сотрудниками газеты «Бостон Глоб», позволило вскрыть многочисленные факты попустительского отношения римско-католической церкви к педофилам в рясах. В одном Бостоне журналистам удалось разоблачить около 90 пастырей – растлителей малолетних. При этом они находились под давлением церковного лобби и сочувствующих во властных кругах. Продемонстрированные масштабы работы сотрудников «Бостон Глоб» впечатляют, но не захватывают – а ведь от кино ждут в первую очередь зрелищности, которой фильм «В центре внимания» похвастаться не может.
Несмотря на все драматургические возможности, которыми можно было воспользоваться при постановке остросоциальной картины, создатели ленты решили сосредоточиться на будничности происходящего. Не будет каких-то эмоциональных кульминаций и истерического заламывания рук. Сами пострадавшие – обычные, непривлекательные американцы без малейших признаков хотя бы средненького ай кью в анамнезе, типичные персонажи побасенок сатирика Задорнова. Авторы картины, отдавая должное активности журналистов, ничуть не льстят и им: газетчики участливо трясут головами, раскручивая жертвы на рассказ, многозначительно надувают щеки, оглашая источникам информации «крайние сроки» с тем, чтобы их собеседники определились, «с кем они». А сами, оказывается, пару лет назад просто проигнорировали сигналы по этому же делу.

Фото: официальная страница в Facebook
Режиссер картины Том МакКарти признался, что черпал вдохновение в ставшей культовой работе Алана Пакулы «Вся президентская рать» – лента 1976 года с Дастином Хоффманом и Робертом Редфордом была посвящена знаменитому «уотергейтскому скандалу», который привел к единственному в истории США импичменту действующему президенту. Но во время просмотра «В центре внимания» на ум скорее приходит лента режиссера Стивена Содерберга «Эрин Брокович». Героиня Джулии Робертс («Оскар» за женскую роль») борется с корпорацией, отравляющей округу канцерогенами – действие так же документально и так же убаюкивающе-нудно, как и в фильме «В центре внимания». Тем не менее – куча главных номинаций на «Оскар» вдобавок к победе Робертс.
И здесь мы вправе говорить о своеобразном феномене Голливуда. Империя грез, конечно, в первую очередь зарабатывает деньги и пропихивает американоцентричную идеологию, куда можно. Но и от социальной ответственности кинобизнес, как видно, никто не освобождал. «Если ты видишь несправедливость или преступление – иди и борись, даже находясь в одиночестве» – внедряют в подкорку зрителя сценаристы и кинозвезды. Для упрощения разграничения «свой/чужой» очень многое подается в лоб. Жертва-гей повествует журналистке историю своего соблазнения, а после скорбно произносит в живописном скверике: «Даже здесь церковь – рядом с детской площадкой». Камера фокусируется на капище разврата, увенчанном крестом. Упреков в предвзятом отношении кинематографисты не боятся, напротив, подчеркивается, что импульс расследованию придал новый редактор-еврей.
А вот другой эпизод. Журналистка-внучка протягивает своей бабушке-католичке и верной прихожанке свежеотпечатанный экземпляр газеты с расследованием. Почтенной даме делается дурно, она просит воды. Внучка (Рейчел МакАдамс) проникновенно глядит в бабушкины глаза с таким сочувствием, что вот-вот треснет. Отличная, «жирная» игра, достойная бразильского сериала, но никак не номинации на «Оскар» в категории «лучшая женская роль второго плана». То же можно сказать и в отношении Марка Руффало («лучшая мужская роль второго плана»).
Всего фильм «В центре внимания» выдвинут на «Оскара» в шести номинациях – помимо вышеупомянутых, это еще «лучший режиссер», «лучший сценарий» и «лучший монтаж». На сегодняшний день букмекерские конторы предрекают фильму победу в одной, но главной номинации «лучший фильм» – коэффициент ставки составляет 3.5 против 5.0 у ближайшего конкурента, ленте «Выживший» с Леонардо ДиКаприо. Что же, если прогнозы букмекеров оправдаются, то можно будет смело сказать, что перед нами тот самый случай, когда живут не для радости, а для совести – отдохновения картина не принесет, экранные рассказы о подробностях извращений заставят поморщиться, актерские работы – включая Майкла Китона – разочаруют. Зато обществу очередной раз дадут установку на гражданское неравнодушие.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50