‘ото: предоставлено издательством Corpus

¬озможность реплики: ЂЌе з€бликї јнны Ќаринской

05 феврал€ 2016, 15:35
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ издательстве Corpus выходит книга журналиста, литературного критика, посто€нного обозревател€ культурного блока »ƒ « оммерсантъ» јнны Ќаринской. Ќазвание «Ќе з€блик» – усеченна€ цитата, приписываема€ Ћьву “олстому, суть которой сводитс€ примерно к следующему: € не об€зан из года в год щебетать на один и тот же лад. ѕо словам Ќаринской, эта книга – попытка «соразмеритьс€ с самой собой. ѕон€ть, чем твое «тогда» отличаетс€ от твоего «сейчас»».

¬ книге јнны Ќаринской «Ќе з€блик» слово «разговор» встречаетс€ 26 раз. »менно это слово, как мне кажетс€, наиболее точно определ€ет не только общую тональность книги, но в целом отражает ее суть. — одной стороны, «Ќе з€блик» – сборник статей: большинство из собранных здесь текстов публиковались в « оммерсанте» в течение последних дес€ти лет. ѕодробные ремарки и отступлени€ между главами навод€т на мысль о своеобразном дневнике, о попытке ув€зать накопленный годами материал в цельную историю, перекликающуюс€ не только со временем, но и с персональной жизнью автора. ќднако главный эффект, который производит эта книга на читател€, – ощущение св€зной, осмысленной и плотной беседы.



‘ото: предоставлено издательством Corpus

«“ут можно было бы прибегнуть к высоким философским авторитетам <…> и вспомнить ’анну јрендт, считавшую собственно процесс разговора, про€вл€ющего, каким именно образом мир открываетс€ каждому из говор€щих, высшей ценностью. ѕоэтому, объ€сн€ла она, многие диалоги ѕлатона оканчиваютс€ без определенного вывода, безрезультатно, сам разговор, само обсуждение — это и есть результат», – пишет Ќаринска€ в некрологе на закрытие московского клуба «ѕроект ќ√»». –азговор не как акт вы€влени€ истины, а как процесс обозначени€ существующих мнений – это еще один важный в данном случае ключ.
— тем, что и как говорит јнна Ќаринска€, можно соглашатьс€ или не соглашатьс€, отдельно вз€тые тексты могут подчас даже раздражать кажущейс€ категоричностью суждений, но лишь до определенного момента, пока не осознаешь, что автор всех этих текстов, на самом-то деле, вообще ни на чем не настаивает.  ак только приходит понимание, как только ты усваиваешь выбранную стилистическую манеру (происходит это, надо сказать, довольно быстро), у всей книги будто бы мен€етс€ характер. ’от€ на самом деле это мен€етс€ читатель – книга мен€ет его.

¬се, о чем говоритс€ в «Ќе з€блике», определ€етс€ важностью и необходимостью высказывани€ дл€ самого автора: мысль требует проговаривани€, пам€ть формирует словарь, опыт рождает мнение. » при этом везде, в каждой строке, да в каждом слове присутствует зар€женна€ возможность ответной читательской реакции, реплики. «вучит будто бы очевидно, ведь таким и должен быть любой хороший текст. Ќо за этой кажущейс€ очевидностью скрываетс€ отнюдь не столь €вна€ данность – иной заигравшийс€ обозреватель нередко превращаетс€ в ментора: «грозный взгл€д, и резкий тон», «перст указательный, все признаки учень€» и т. д.  ак результат – чита€ самые отточенные и взвешенные пассажи, нередко чувствуешь себ€… да, дураком, потому что именно дураком считает теб€ автор, подчас даже не отдава€ себе в этом отчета.

јнна Ќаринска€, не игра€ в объективность, не претенду€ на непреложную верность суждений, оставл€ет читателю ту самую возможность реплики, свободу оставатьс€ при своем мнении. „ужа€ правда, к которой ты можешь прислушатьс€, но которую вовсе не об€зан принимать. ѕравда, таким образом расшир€юща€, а не сужающа€ границы твоего собственного сознани€.

„то это, если не результат насто€щего, плодотворного разговора. –азговора, когда твое собственное молчание, одна лишь готовность прислушатьс€ – уже и есть ответ.  нига Ќаринской – именно такой разговор, с непременной степенью равной вовлеченности обеих участвующих в нем сторон.

—ергей  умыш, специально дл€ «‘онтанки.ру»

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>