
«Чемоданчик Хармса» открыли для публики в музее Зощенко

В музее-квартире Зощенко на Малой Конюшенной 2 февраля открыли «Библиотеку Хармса». Это выставка о том, как современные художники видят и понимают главного российского абсурдиста.
Её участники – четыре арт-деятеля, которые посвятили Даниилу Хармсу рукодельные авторские книги. Например, московский график и иллюстратор Пётр Переверзенцев сочинил «Альбом неустановленных лиц». Художник читал записные книжки Хармса и изображал всевозможных эпизодических персонажей вроде «виолончелиста» или «Альелебена Оскара Оскаровича», с которыми обэриут сталкивался по бытовым вопросам, и о которых мы не знаем ничего – кроме имени. Портреты Переверзенцев заботливо вложил в советский фотоальбом.
Среди других участников выставки – московский художник Сергей Якунин и петербуржцы Михаил Карасик и Дмитрий Саенко. Всего они представили 22 книги – от пятисантиметровой малютки до складного полотнища длинной в пару метров. Тут есть книги-трансформеры и книга, изображённая на куске географической карты.
Впрочем, посетителей наверняка больше увлечёт другое – «чемоданчик Хармса», воссозданный московским художником Сергеем Якуниным. Внутри арт-объекта можно писать прозаические и поэтические наброски, включать или включать свет, играть на безымянном «музыкальном инструменте».
Выставка приурочена к 110-летию Даниила Хармса, которое отпраздновали в 2015 году, а также 74-летию со дня его смерти (Хармс умер 2 февраля 1942 года в больнице тюрьмы «Кресты»).
«Библиотека Хармса» проработает до 28 февраля по адресу: Малая Конюшенная, 4/2. По субботам в музее будет проводиться игровая программа для всей семьи продолжительностью 1,5-2 часа.
– Гости будут шифровать послания, сочинять буриме, рисовать в стиле Хармса, разрисовывать его лицо, а результаты своей деятельности заносить в книжечку, и по окончании игры уносить эту книжечку с собой, – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник музея Юлия Селиванова.
Подробнее о программе выставки можно узнать на её странице .
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47