
«Не пытайтесь избавиться от аудиогида»: 5 монологов о современных музеях

Занятия йогой на фоне дорогостоящей современной живописи, игры для планшетов и 60 роялей, выставленных на улицах Нью-Йорка. «Фонтанка» узнала о новых интерактивных технологиях, которые могут переплыть из Америки в петербургские музеи.
Пять американцев приехали в Петербург побродить по музеям. Ничего интересного? За исключением того, что иностранцы – сами работают в культурных институциях, ведущих в мире. Музей современного искусства в Нью-Йорке посещают больше 3 миллионов человек в год, а музеи негосударственного Смитсоновского института – больше 25 миллионов человек.
Гости бродят по Петербургу не просто так. А чтобы создать совместные проекты с петербургскими коллегами в рамках благотворительной программы «Музейный десант» фонда Владимира Потанина. Это может быть этнический музыкальный фестиваль во дворе парадного Шереметевского дворца, инновационная инсталляция в музее-квартире Римского-Корсакова или трансконтинентальная онлайн-выставка с участием музея связи.
Главное условие – интерактивность, о которой так часто пишет «Фонтанка». Нужно вовлечь посетителя в экспозицию, чтобы он не просто «смотрел на объекты», но и занимался сотворчеством. О своих технологиях работы с аудиторией американцы рассказывали 1 февраля в фонде «Про Арте». «Фонтанка» попала на закрытую встречу, чтобы пофантазировать, какими могли бы стать петербургские музеи.
Сьюзан Фруктер, заместитель директора Национального музея американской истории в Вашингтоне:
– В нашем музее мы говорим: мы – не центр развлечений, не «Диснейленд». Но мы можем учиться у Диснея тому, как общаться с посетителями и поддерживать их интерес. Сейчас мы полностью трансформируем наше здание, все выставки и то, как посетители взаимодействуют с ними.

Фото: предоставлено музеем
Нам предлагали хронологический принцип экспозиции. Но мы решили организовать пространство по-другому: вокруг американских идей и идеалов – демократии, свободы, возможностей. Старинные экспонаты нужно поместить в такое окружение, чтобы они заговорили, рассказали истории людей и страны. Например, третий этаж музея откроется после реконструкции в 2018 году. Он будет связан с культурой, в том числе рок-культурой. Не только как музыкальным явлением, но и как явлением социальным, продемонстрировавшим проблемы американского общества.
На днях в музее открылась выставка «Ура политике!», посвящённая выборам, которые пройдут 2016 году в США. На ней можно увидеть и автоматическую машину для голосования, изобретённую в 1898-м, и кабинки голосования из 1940-х. Но главное – в зале представлены предвыборные плакаты всех кандидатов. Мы будем срывать их по мере того, как политики слетают с гонки.
Справка: Национальный музей американской истории – один музеев Смитсоновского института. Это огромная некоммерческая организация, которую 170 лет назад основали в Вашингтоне на деньги британского учёного Джеймса Смитсона. Сейчас она состоит из 9 научно-исследовательских институтов, 19 музеев, зоопарка, принимает 25 миллионов посетителей в год и имеет бюджет в 1,5 миллиарда долларов. Самый известный экспонат национального музея американской истории – письменный прибор Томаса Джефферсона, на котором он создавал Декларацию независимости. Ещё в музее хранится архив джазмена Дюка Эллингтона, насчитывающий 300 тысяч страниц, в том числе и неопубликованные рукописи.
Джули Гуд, заместитель директора Филадельфийского художественного музея:
– В 2015 году мы запустили приложение для Ipad – игру, она помогает перемещаться по музею. В ней можно выбрать какую-нибудь букву алфавита, и планшет покажет все объекты на эту букву: их нужно найти. Развлечение безумно нравится родителям с детьми, они радостно перелетают из одного зала в другой. Для них это такой поиск музейных сокровищ. А для нас – возможность распределить потоки посетителей – люди обычно концентрируются только в одном крыле здания.

Фото: предоставлено музеем
Ещё у нас работает программа «Вечером в среду», посвящённая молодым людям. Она нужна, чтобы расширить и изменить их представление о том, как общаться с искусством. Мы живём в мире новых медиа, социальные связи сейчас строятся не так, как раньше. Люди предпочитают ходить в музей в компании друзей. Мы предлагаем им поиграть шахматы и в шашки в окружении картин, заняться йогой. Или самим порисовать на фоне признанных шедевров живописи.
Справка: Филадельфийский художественный музей – один из крупнейших музеев изобразительного искусства. Основан в 1876 году, его собрание насчитывает около 300 тысяч экспонатов, большую часть которого составляют произведения европейского искусства XIII – XX веков, американского и азиатского искусства, богатые коллекции гравюр, рисунков, керамики, стекла, тканей, ковров. Под управлением Филадельфийского музея также находятся Музей Родена в Филадельфии и Коллекция Барнса – самое крупное в мире частное собрание работ европейских импрессионистов и постимпрессионистов.
Моррис Фогель, президент Музея поселенцев в Нижнем Ист-сайде:
– Музей поселенцев – здание, построенное для эмигрантов из Германии в 1863 году в бедном районе Нью-Йорка, на Орчард-стрит. До недавнего времени этот район оставался бедным – он принимал переселенцев из Ирландии, России, Китая, Латинской Америки.

Фото: предоставлено музеем
Мы рассказываем истории 7 тысяч людей, которые успели пожить в этом доме вплоть до 1935-го, когда его закрыли из-за ужесточения законов об эмиграции. Большая часть этих квартирантов остались безымянными – их имена всплывали лишь в криминальных сводках. Мы собираем их истории, прослеживаем их путь – поиски собственного места в новом мире, работы, строительство семьи... Наш музей рассказывает историю тысяч людей, но это одна история. О том, что такое эмиграция, и что именно она сделала Соединённые Штаты Соединёнными Штатами.
Но этого недостаточно, это статично. История эмиграции продолжается. В Нью-Йорке больше миллиона школьников, у половины из них – родители-эмигранты. Школьники составляют четверть нашей аудитории, для них мы проводим занятия. Мы хотим создать портал, который позволил бы им поделиться опытом своей эмиграции. Выбрать какую-то семейную вещь, связанную с покинутой страной, и рассказать о ней. Мы хотим, чтобы дети поняли, что их личные истории – часть общего нарратива.
Справка: Дом, о котором рассказывает Моррис, состоит из 22 квартир. Их постепенно реставрируют, начиная с 1988 года, когда был основан музей. Сейчас открыто шесть аутентично обставленных апартаментов, которые показывают, как в Нью-Йорке жили выходцы из Италии, Ирландии, Германии и России. Моррис Фогель планирует, что вскоре в здании появится экспозиции, посвящённые китайской эмиграции, «квартира пуэрто-риканца», а также единственная в Нью-Йорке выставка о выживших в холокосте евреях, переехавших в США. Сам Фогель родился в Казахстане, его семья отправилась в Америку во время Второй мировой войны.
Соня Шрайер, сотрудник Музея современного искусства МоМА, Нью-Йорк:
– Миссия MoMA – быть главным музеем современного искусства в мире. Мы не хотим диктовать, что такое искусство. Мы пытаемся оценивать и размышлять о том, что это такое. Наши цифровые медиа находятся под руководством кураторов. Визит на сайт для нас не менее важен, чем визит в сам музей.

Фото: предоставлено музеем
Не так давно мы провели целую серию экспериментов, чтобы побудить посетителей пользоваться смартфонами вместо аудиогидов. Отдел цифровых медиа вообще хотел избавиться от этих устаревших приборов, да и стойки, где их выдают, убрать куда-нибудь подальше. Выяснили, что определённая группа посетителей от аудиогидов не откажется ни за что. Это, как правило, туристы, пожилые люди. Так что стойки пришлось сохранить. Хотя мы всё-таки полностью переоборудовали входную зону, оснастили её цифровыми панелями, похожими на огромные экраны смартфонов.
Чтобы выйти из зоны комфорта и активнее смотреть вовне, MoMA запускает новые цифровые программы. Например, курсы на крупнейшей площадке для онлайн-обучения Coursera. У нас 200 тысяч студентов из различных уголков мира, в том числе из России. Многие из них ни разу не были в нашем здании, а некоторые – ничего не знали о MoMA до Coursera.
Справка: Музей современного искусства МоМА – один из первых и наиболее известных музеев современного искусства в мире, основанный в 1929 году. Коллекция музея насчитывает более 150 тысяч объектов, среди них – произведения живописи, скульптуры, графики и фотографии, архитектурные модели и рисунки, предметы дизайна. Библиотека и архив музея содержит более 300 тысяч единиц хранения, а фильмотека – более 22 тысяч фильмов и видео. Ежегодно в музее организуются десятки временных выставок и сотни образовательных проектов.
Джереми Тол, проект Found Sound Nation:
– Я очень мало знаю о музеях. Я в первую очередь музыкант, а Found Sound Nation – площадка, объединяющая музыкантов и художников со всего мира, чтобы создавать новую оригинальную музыку. Мы организовали несколько интерактивных звуковых проектов.

Фото: предоставлено музеем
Однажды мы расставили по улицам Нью-Йорка 60 пианино. Ходили и записывали, что происходило вокруг них в разные моменты. Из этого сделали целую звуковую выставку. Один из инструментов нечаянно оставили закрытым и вот (Джереми показывает слайд, где три темнокожих парня возятся около фортепиано – прим. ред.) – на фотографии дети бьют по его крышке, пытаясь открыть.
Ещё один проект – «Уличная студия». Мы сделали такие в 10 разных странах. Но первой была Швейцария, город Люцерн. Студия – стол с микрофонами, несколько музыкальных инструментов – от валторны и скрипки до альпийского рога (огромная труба выше человеческого роста, которая одним концом покоится на земле, в то время как в другой дует музыкант – прим. ред.). На всём этом можно играть или петь. Звездой дня в Люцерне стал пожилой джентльмен из Венгрии, который пел так вдохновенно…
Справка: Джереми Тол приехал в Петербург на стажировку в музей Римского-Корсакова, с которым музыкант затеял вполне конкретный проект, пока секретный. Сообщество Found Sound Nation проводит не только перформансы, но и социально ориентированные проекты в Нью-Йорке, на Гаити, в Зимбабве, Китае, Мексике, Индонезии. Одна из самых известных инициатив – музыканты учат композиции молодых заключённых.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».