Константин Бронзит: Не будет никакого Оскара
В студии [Фонтанки.Офис] побывал Константин Бронзит, действительный член Американской Академии киноискусства и единственный номинант от России на "Оскар" в этом году – в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм». Бронзит рассказал о том, почему он не получит "Оскар", как он побывал на ранчо Джорджа Лукаса, откуда взялся сюжет фильма-номинанта "Мы не может жить без космоса", а также о том, кому и за сколько можно продать заветную статуэтку.
- Накануне произошла официальная презентация фильма «Мы не можем жить без космоса» в Петербурге. Или уже до этого фильм показывался публике?
- Фильм был закончен в середине 2014 года. Он уже полтора года живет активной фестивальной жизнью. Он мелькал на фестивальных площадках Петербурга, Москвы и вообще мировой арены. В Петербурге он был на международном фестивале «Послание к человеку», был в конкурсе на Большом фестивале мультфильмов, на фестивале «Крок», то есть, его можно было видеть и посмотреть.
- Вчера в Петербурге впервые были показаны все номинанты в этой номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм»?
- Есть традиция со Станиславом Ершовым играть в академиков, голосовать.
- Если бы вы не предложили не голосовать за ваш мультфильм, я думаю, голоса распределились бы совершенно иначе…
- Разве нужно объяснять, почему я предложил, чтобы мой фильм исключили из этого голосования? Фильм российский, сидят россияне, мы хотели избежать психологической несовместимости.
- Но вы понимаете, что ваш фильм больше всех понравился?
- Вы за всех не говорите, я не знаю, что там, в зале думают. Мы выбирали лучший фильм из 4 других фильмов. Победил чилийский фильм «Медвежья история». Я считал его аутсайдером из этой пятерки. Реально победит либо «Мир будущего», либо «Пиксар». «Пиксар» – очень хитрый фильм, и это работает, они имеют право, молодцы, все просчитали. Там есть очень важная тема для американцев – тема примирения поколений.
- Если посмотреть предыдущие «Оскары», много ли побеждало в этой номинации представителей других стран?
- Но только не Россия, если мы сейчас заденем эту тему, то я вас разочарую. Ждать ничего не нужно, меня начинает раздражать искренняя, почти детская поддержка, спасибо за это. Но не надо быть наивными, не будет никакого «Оскара», хотя я знаю, что от меня его искренне ждут. Не будет по одной простой причине: «Оскар» – это шоу-бизнес, это большие деньги. Фильм нужно пиарить, на это нужны средства. Стране на меня, на фильм плевать. Фильм не поддерживается никак, продюсеры здесь ни при чем, они сделали свою работу. Спасибо и Саше Боярскому, и всей «Мельнице», но их работа закончилась, нужны подключения. В короткометражном игровом кино есть фильм «Шок», сербско-английское производство, так ему Англия на поддержку выделила 50 тысяч долларов. Нужны плакаты, статьи, это нужно пропихивать. Здесь никому это не надо, никто этим не занимается, поэтому не будет никакого «Оскара».
- Космос со всеми понятными ассоциациями и образами – Россия, космос, Гагарин – это недостаточно, это не пробьет?
- Вы говорите о качествах фильма и тематике, это совершенно разные вещи. Фильм может быть хорошим, но это не решающий фактор; не надо уповать на то, что наконец-то у нас есть шанс. Нет шанса.
- Никто из фонда кино и министерства культуры не позвонил?
- Никто. Шума много, статей много, а толку мало. Ни из Кремля, ни из Смольного не раздался звонок: в номинации вы второй раз представляете Петербург, не нужна ли вам поддержка? Я подозреваю, что они даже не знают об этом.
- Это же то, что формирует человека с самого начала. Хорошие мультики смотрел – хорошим чиновником станет?
- Это иллюзия, что мультики и искусство воспитывают, не надо перекладывать на искусство функцию воспитания человека, воспитанием человека занимается две структуры: родители и среда, в которую он попадает. Берем 50-летнее поколение, мое поколение. Из нас выросли ученые, художники, инженеры, рабочие, бандиты, которые сидят в тюрьме. Мы все смотрели одни и те же мультики.
- Вы какие мультики смотрели?
Все: "Ну, погоди!", "Винни Пух". В советские времена на телевидение попал мультфильм "Майти Маус" про могучего мышонка. Такой бестолковый сериал – коты атаковали мышей, мышка ела сыр, становилась огромных размеров и мутузила котов. Я с таким удовольствием потом рисовал этих котов, мышек.
- Можно сказать, что этот мультик вас подвиг рисовать?
- Это вообще во втором классе случилось, мне какой-то приятель показал прикол с блокнотиком.
- Из последних современных мультиков что посмотрели, что можете вспомнить?
- Из наших – фильмы Миши Алдашина «Рождество», «Букашки», «Другая сторона». Миша – потрясающий режиссер, сейчас худрук "Союзмультфильма". Много наших есть. Наш питерский Дима Высоцкий, Саша Петров, наш оскароносец. Из западных фильмов один из моих любимых – фильм 2000 года «Отец и дочь» голландского режиссера Михаэля Дюдок де Вита.
- Недавно Бронзит с открытым письмом обратился ко всем, кто смотрит пиратскую копию.
- Это один чудак из хороших побуждений сделал: он запостил в открытом виде мое письмо, которое было написано полгода назад, в середине лета прошлого года, когда фильм был украден и только начал появляться. И я слезно обращался буквально к каждому человеку «в контакте». Он это письмо вынул и запостил. Такое ощущение, что я до сих пор ною по поводу этого фильма. Это письмо утратило свою актуальность, не обращайте на него внимания. В принципе, воровство в интернете есть – не от нас, режиссеров, зависит, попадает фильм в интернет или нет. У вас ошибочное представление, что это прихоти режиссера. Российские режиссеры анимационного кино не обладают правами на свои фильмы – это по закону, это написано в контрактах, поэтому не обвиняйте режиссеров. Любое попадание фильма в интернет – незаконно. Смотрите – не жалко, я сам смотрю. Но не распространяйте – это неуважение к любому авторскому праву.
- Вы – действующий член Американской Академии кинематографических искусств. Сейчас как происходит процедура голосования? Вы голосуете за анимационные фильмы или за всех?
- Это происходит на протяжении всей оскаровской гонки, которая начинается с лонглиста. Начинается все в сентябре, там 100-150 фильмов, в игровом еще больше, дальше два месяца идет голосование.
- Вам нужно просмотреть все эти фильмы?
- Да, хотя Академия разбита по секциям: у нас секция полнометражного
и короткометражного анимационного кино, хотя всё демократично, и каждый академик может голосовать в любой категории. Они молодцы, напоминают регулярной рассылкой. Ребята, старайтесь голосовать в тех категориях, в которых вы посмотрели всех претендентов – тогда ваш голос будет объективным. Мы сконцентрированы на нашей категории, где короткометражное анимационное кино. В этом году игровое я не успел посмотреть.
- То есть за Леонардо Ди Каприо не будете голосовать?
- Это некорректно с моей стороны, потому что я не видел остальные фильмы.
- Как вы воспринимаете эту волну мемов и картинок на него?
- Это вызывает чувство иронии и смеха и сочувствия ему. У Леонардо Ди Каприо шансы каждый раз только повышаются, у него не рекорд по пролетам. Давайте вспомним Аль Пачино, когда он несколько лет назад получил своего заветного Оскара – к тому момент он 11 раз номинировался. Ди Каприо каждый год на Оскаре – все равно он его получит. Это у меня в шесть лет один фильм и неизвестно, когда будет следующий. Я не исключаю, что это последний мой в жизни фильм и номинация.
- Номинация на Оскар может помочь привлечь американских продюсеров?
- Никак не поможет, Оскар это сплошная сказка. В ночь на 29 февраля золотая карета наша превратится в тыкву. Допустим и предположим, что мы получим Оскар, но то, что ничего не измениться – это однозначно. Мы не актеры, там повышаются гонорары, статус растет. А у нас что? Я как ходил на студию, так и буду ходить.
- Ситуация здесь печальна и неприятна, а если вам скажут «мы дадим вам все для реализации идей, оставайтесь у нас»?
- Теоретически это возможно, но до сих пор такого не случилось. Это вторая номинация, я доказал сам себе, что первая в 2009 году не была случайностью, потому что столько режиссеров выскакивали и попадали в номинации, получали Оскара, а потом уезжали навсегда и никто их не помнит и не знает. В каждой награде есть доля случайности. Поэтому именно эта, вторая номинация для меня важна. Я не витаю в облаках: там столько своих профессионалов в этой области талантливых, что им не нужны люди откуда-то из-за океана. Я талантливый сижу и занимаю три квадратных метра. Там много такого народа, зачем им еще один? Здесь меня терпят, слава и хвала студии "Мельница".
- Они вам помогают?
- Без Саши Боярского и Сергея Сельянова я вообще не смог бы сделать фильм. Я 4,5 года дела фильм 15-минутный. Меня никто не дергал, а в конце производства вообще вся студия навалилась.
- Есть ли курсы мультипликационные для детей? Это доступно, это интересно, как вы к этому относитесь?
- Я прекрасно к этому отношусь, только за. Студия «Да» питерская существует – там занимаются мультипликацией с детьми. Я поддерживаю и снимаю шляпу перед такими людьми. Это может повлиять на судьбу ребенка, на выбор профессии, как это случилось со мной. Но у меня не было возможности заниматься, сегодня же такая возможность есть.
- Это конечно здорово, но потом выясняется, что минкульту это не нужно.
- Если бы я об этом думал, когда начал заниматься своей профессией, я вообще ничего бы не достиг.
- Какие книги вдохновляют, вы все сюжеты сами придумываете?
- Этот вопрос был бы актуален для Саши Петрова, потому что все его мультики основаны на литературе. Мои мультфильмы никакого отношения к литературе не имеют, хотя это не значит, что я не читаю книжек. Все мои сюжеты – это оригинальный сценарий, мой мозг с самого начала так мыслил. У каждого свой путь.
- Мультфильм «Мы не можем жить без космоса» – он и добрый, и с юмором. Как родилась эта пронзительная история дружбы?
- Это самая необъяснимая вещь, которая со мной произошла. Чего только нам не приснится. Вот и мне приснился один кадрик из этого фильма в 2010 году, этот кадр есть в фильме. Когда я проснулся, я подумал: что это было? И у меня за пять минут развернулась история, и я понял, что у меня есть сюжет фильма. История сложилась сразу и быстро, что очень редко у меня бывает. Это случилось один раз – не думаю, что это повторится.
- Когда вы отправляетесь в Америку?
- Наверное, 15 февраля. Один академик проводит маленький праздник для номинантов, он фанатик анимации, он нас собирает, и мы ездим по разным студиям, показываем свои фильмы – такой тур по Сан-Франциско и Лос-Анджелесу. Это все займет дней десять, и мы вернемся в Лос-Анджелес. Я в 2009 году был в этом туре, и мы в музей Диснея попали, тогда мне удалось пообщаться с Джоржем Лукасом, побывать у него на ранчо, на первом этаже облазили всё, на второй просили не подниматься.
- Сама процедура – у вас специальное приглашение, по которому можно войти?
- Там все жестко. Во-первых, столько макулатуры присылается сейчас из академии. Например, там забавная бумажка, с академией подписывается контракт – без подписи вас могут дисквалифицировать. Суть его проста: «я подписываю, что 28 числа я могу получить статуэтку, но она остается собственностью Академии, я не могу ее продать на аукционе, передать в другие руки. Если мне приспичит избавиться от статуэтки, я обязан ее продать Академии за сумму в 1 доллар». В википедии все наврано, будто бы я могу ее продать за 1 доллар коллеге – это чушь полная.
- Теперь нельзя никого благодарить со сцены?
- Нет, конечно, можно, никто ни на кого не давит и ничего не требует. Они облегчили задачу получающим статуэтку: «Ребята, не надо, пришлите нам заранее список до 80 слов, это будет на весь мир на экране сзади». Они призывают пошутить, все-таки это шоу.
- Там строгий дресс-код?
- Да, в пижаме не пустят.
- Несмотря на то, что Смольный не позвонил, вы чувствуете, что люди любят ваши работы?
- Да, это приятно и «в контакте» пишут много людей, поддерживают.
[Фонтанка.Офис]
Куда пойти 6 — 8 декабря: световое шоу на Дворцовой, чудовища в Эрмитаже и игра с бесконечностью в БДТ
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
02 декабря 2024, 20:25Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30