«Оскар» по-черному: «No niggas nominated»

22 января 2016, 16:46
Версия для печати Версия для печати

В 1939 году актрису Хэтти Макдэниел не пустили на премьеру «Унесенных ветром». А год спустя за роль в этом фильме актриса стала обладательницей «Оскара» – первой среди афроамериканцев. Времена изменились. Но заветная статуэтка по-прежнему дается в черные руки с трудом.

Сейчас чернокожее население Америки является, пожалуй, самым равным среди равных. Но, если судить по разразившейся в медиа буре, фабрика грёз по-прежнему является чуть ли не кинематографическом гетто.

На премьеры фильмов черных актеров, конечно, пускают. Более того: «На «Оскаре» цветные часто развлекают публику и раздают награды», – пишет в своем фейсбуке актриса Джада Пинкетт-Смит. И тут же продолжает: «…но наши актерские достижения редко признаются». Разочарование и возмущение актрисы поддержал ее муж Уилл Смит, дважды остававшийся без «Оскара», а также режиссер Спайк Ли (две номинации + почетный «Оскар» в этом году) и актер Джордж Клуни (шесть номинаций и два «Оскара»).

Холли Берри, единственная темнокожая обладательница
Холли Берри, единственная темнокожая обладательница "Оскара" в номинации "Лучшая актриса"

Фото: Вячеслав Прокофьев/Коммерсантъ

Речь зашла о бойкоте церемонии, которая состоится 28 февраля. Темнокожего комика Криса Рока атакуют со всех сторон, призывая отказаться от ведения оскаровского вечера. А тот же Спайк Ли, узнав про отсутствие афроамериканцев в списке номинантов-2016, с комментарием «No niggas nominated» транслирует в своем инстаграме , как его «главный человек» рэппер Snoop Dogg по-соловьиному заливается эмоциональным fuck you в знак протеста.

Насколько обоснованы претензии этих кинодеятелей, сказать трудно – если не невозможно. Ведь речь идет об одной из самых престижных наград мира, которую далеко не всегда присуждают по таланту. Иначе оскаровские списки были бы совсем другими.

Вышеупомянутая Хэтти Макдэниел была первой афроамериканской оскароносицей. С тех пор чернокожим деятелям кино не покорилась только одна из главных номинаций – мир не увидел увенчанного «Оскаром» режиссера. В этой категории за всю историю премии было только три номинирования афроамериканцев, последний случай произошел в 2013 году со Стивом МакКуином за режиссуру «12 лет рабства». Но этот же фильм был признан лучшим и МакКуин взял реванш уже как лучший продюсер.

«12 лет рабства», кстати, стали единственным «черным» оскароносным фильмом (напоминаю, что в категории «лучший фильм» награждаются не режиссеры, а продюсеры). Такая возможность была еще у пяти лент («Цветы лиловые полей» с чернокожим со-продюсером Куинси Джонсом – 1985, две ленты 2009 года: «Сокровище» Ли Дэниелса и «Невидимая сторона» Бродерика Джонсона, «Джанго освобожденный» Реджинальда Хадлина – 2012 и «Сельма» Опры Уинфри – 2014 год).

Также в активе афроамериканцев четыре «Оскара» в категории «лучший актер» (Сидней Пуатье, «Полевые лилии», 1963 – Дензел Вашингтон, «Тренировочный день», 2001 – Джеми Фокс, «Рей», 2004 – Форест Уайтекер, «Последний король Шотландии», 2006). В 2001 году снявшаяся в ленте «Бал монстров» Холли Берри стала лучшей актрисой и остается единственной чернокожей обладательницей этого титула до сегодняшнего дня. Из других достижений афроамериканского киносообщества: четыре «Оскара» за мужскую роль второго плана, шесть статуэток за лучшую женскую роль второго плана, два «Оскара» за лучшую музыку к фильму и еще шесть – за лучшую песню.

Из неудачников премии – по любым, а не только расовым меркам – можно назвать Куинси Джонса, который пролетел мимо «Оскара» аж семь раз в номинациях «лучшая музыка», «лучшая песня» и «лучший фильм». В результате в 1995 году американская киноакадемия вручила знаменитому музыканту специальную награду за гуманизм, тем сердце и успокоилось.

Всего на счету афроамериканцев, включая технические номинации, 32 победы в борьбе за «Оскара» и 100 номинаций. Но этого этническому сообществу показалось мало и к существующему с 1974 года Залу славы чернокожих кинематографистов (последнее имя внесено в 2006 году) теперь добавились требования особого отношения.

И вот президент Американской киноакадемии (6 000 членов из них шесть процентов – чернокожие) Шерил Бун Айзекс (цветная женщина) спешит успокоить общественность заявлением о том, что состав академии пересмотрят с оглядкой на расовую и гендерную принадлежность, а также сексуальную ориентацию. «Оскар» жалко, ведь в таком случае есть реальный риск того, что талант займет еще более скромную позицию в списке критериев для определения победителей.

Но могут быть и плюсы. Будем надеяться, что веяния равенства и одинаковости достигнут, наконец, не только области кинематографа, но и спорта. Скажем, белым спортсменам просто не пробиться на первые места в соревнованиях по бегу. Что, в отличие от кино здесь есть объективные цифры рекордов? Тем более настала пора апеллировать к фейсбуку и твиттеру с гневными заявлениями в адрес чернокожих атлетов – пусть бегают не так быстро! Иначе неполиткорректно получается.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>