Эдмунд Шклярский: «Наши образы — добрые и пушистые привидения»

18 января 2016, 17:52
Версия для печати Версия для печати

20 января в Александринском театре группа «Пикник» представит специальную программу «Через 10000 лет», посвящённую 60-летию своего лидера Эдмунда Шклярского. В этом году и сам «Пикник» отметит солидную дату: 35 лет. Оставаясь внешне спокойными и даже как будто бы несколько отстраненными, эти экстраординарные джентльмены то убаюкивают слушателей туманными образами, то вводят инъекцию ударной дозы драйва. Накануне концерта «Фонтанка» выяснила у Эдмунда Мечиславовича, почему в его группе нет женщин, от чего он отказывается на гастролях и скоро ли наступит Апокалипсис.

Шок и трепет

- Почему для программы «Через 10 000 лет» был выбран именно Александринский театр? Как это отразится на программе?

- Рассматривались несколько вариантов, но аура Александринского театра покорила нас бесповоротно и окончательно. Однако, все акценты мы расставим уже на генеральной репетиции непосредственно перед концертом. Я думаю, сам зал подскажет нам неожиданные решения. А состояние всего «Пикника» в преддверии концерта можно охарактеризовать как «шок и трепет». В удивительных залах Александринского театра мы будем выступать впервые, еще и в расширенном составе, со струнным трио.

- Я знаю, что поклонники часто делают вам чудные (от слова «чудить») подарки. Вспомните, какие вызвали наибольшее удивление? У Вас уже, наверное, целый музей.

- У нас несколько категорий подарков, и всем презентам мы несказанно рады: недосягаемые (две подаренные звезды), съедобные (они поднимают нам силы и придают бодрость в длительных поездах), рукотворные (это и рисунки, и лепные композиции), сувениры и, конечно, цветы.

От Дня космонавтики до Дня рождения Бетховена

- У каждой группы есть свои «люди-невидимки»: звукорежиссёр, декоратор, художник по свету, костюмер… расскажите о своей команде – о тех, кто остаётся за кадром.

- Ничего себе невидимки! От них, можно сказать, зависит, состоится концерт или нет. А на предстоящих концертах звукорежиссёр, например, даже будет сидеть среди зрителей.

- Среди музыкантов вашей группы нет женщин. Это случайность или холодный расчёт?

- На этот раз произойдут кардинальные изменения: на виолончели будет играть девушка, и аж три девушки задействованы в шоу!

- В этом году группе исполняется 35 лет. Как планируете отмечать?

- Мы планируем под знаком юбилея создать программу наподобие отрывного календаря: если заглянешь в него, что ни день, то праздник или чей-то день рождения. Например, 12 апреля «Пикник» приезжает в город N. и играет там концерт. Если не ошибаюсь, это День космонавтики. В одной из песен мы оставим место для импровизации, где и будем развивать космическую тему. Соответственно, в другом городе и другого числа будет другой праздник или чей-то день рождения (например, Бетховена), и мы будем обыгрывать этот сюжет. Юбилейная программа еще в процессе становления, поэтому подробно рассказать мы пока не можем.

- Посмотрела программу выступлений с туром «Большая игра» на ближайший месяц: с 27 января по 11 февраля только один свободный день. Концерты распланированы до мая. Это же работа на износ…

- Поверьте, нет ничего более изнуряющего, чем безделье. А уж если есть любимое занятие – я имею в виду игру на гитаре, – то это вообще праздник души!

- Не устаёте друг от друга? И как у вас складываются профессиональные взаимоотношения с сыном, Станиславом?

- Мне кажется, любой коллектив, необязательно музыкальный – это всегда компромисс. А Станислав играет в «Пикнике» на клавишах, хотя у него есть своя группа «Инкогнито», где он играет на гитаре и поет. Наверное, для него это в какой-то мере тоже компромисс.

- Вообще гастроли сильно корректируют график жизни? От чего приходится отказываться из-за них?

- Отказываешься от лишней информации: когда приезжаешь домой, то узнаешь о том, что уже произошло, и это очень хорошо!

Самое главное – 220 вольт

- Концерт «Пикника» всегда состоит из нескольких компонентов: выдержанная в определённом стиле музыка, использование изобретённых вами же инструментов, тексты, для которых характерна образность и недосказанность, а также масштабные декорации и театральные представления. За театральную часть кто в ответе?

- У нас уже образовалось, можно сказать, некое подобие конструкторского бюро. Мы придумываем и рисуем декорации, передаем рисунки умельцам, и они уже воплощают задуманное. Одно из главных требований к декорациям – вес, размер и скорость сборки. И, конечно, все это должно уместиться в самолет или поезд.

- И ещё вопрос про инструменты. Знаю, что иногда у вас не обходится без потерь: то у новоегипетского инструмента рычагом «электрическое сердце» вырвет, то часть декораций затеряется в сибирских снегах, то гонг придётся восстанавливать… Часто ли такое случается, и бывали ли подобные критические ситуации: вот-вот концерт, а что-то резко выходит из строя?

- Бывает, что-то ломается, но это все пустяки по сравнению с тем, что может произойти, когда нет самого необходимого – 220 вольт в розетке. А такое, к сожалению, бывало. Случались и совсем смешные случаи: отключалось электричество на сцене, когда в гримерке кто-то включал чайник.

Добрые и пушистые

- Хочется несколько углубиться в тексты песен, сюжеты стихотворений и содержание ваших картин. Иногда кажется, что вы похожи на героя Достоевского, который в беса не верует, но видит его. Вы не боитесь ли вы своих фантазий?

- Ну что вы, все наши образы, как в мультфильме – добрые и пушистые приведения. Наверное, поэтому иногда родители приводят на концерты своих детей. И дети вовсю «отрываются». Тут уж в пору нашим героям-шаманам боятся этих самых детей.

Поит, кормит и радует

- Известна цитата Михаила Зощенко: «От хорошей жизни писателями не становятся». А музыкантами? Возможна ли творческая реализация в состоянии комфорта или всегда должна быть некая неустроенность, поперечность существующему порядку? Вот вы почему пишете песни?

- С Зощенко не поспоришь, к тому же он один из моих любимых писателей. Я думаю, если человека все устраивает, то не будет он ни сочинять стихи, ни рисовать. Заметьте: внешний комфорт не входит в противоречие с этим тезисом. А песни я стал писать потому, что подражал когда-то группе Beatles, пусть это не покажется банальным.

- Вы как-то сказали: «В песне главное – чтобы она кормила автора». Экономическая ситуация в стране и мире как-то сказывается на группе?

- Мне кажется, сказано было нечто вроде: «Я всегда хотел заниматься только музыкой на профессиональной основе». И пусть она, вдобавок, поит, и кормит, и радует – и не только меня…

- И, раз уж мы заговорили о кризисе… несколько лет назад в интервью вы пророчили приближение Апокалипсиса. Что скажете, скоро уже его ждать или пока поживём?

- Я говорил, что мы уже давно наблюдаем и являемся свидетелями одной из фаз – не знаю какой – того самого Апокалипсиса. Поэтому ждать ничего не надо, можно наслаждаться!

Светлана Жохова, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>