
Англия, Англия: два британских романа изданы в России

В конце 2015 года после долгого перерыва в России был переиздан самый известный роман лауреата Букеровской премии Антонии Байетт «Обладать», а также впервые опубликована «Неуютная ферма» Стеллы Гиббонс. На первый взгляд, общего у этих книг мало: «Обладать» – филологический триллер, «Неуютная ферма» – пародия на деревенский роман XIX века. Однако жанровые привязки здесь более чем условны. Оба романа во многом определили дальнейшую судьбу авторов, и каждый в отдельности стал одним из самых заметных литературных событий своего времени; не только своего, как видно теперь. Сегодня эти книги, вышедшие у себя на родине с разницей почти в сто лет, по праву считаются классикой английской литературы.
А. С. Байетт, «Обладать»
«Иностранка»
В автобиографическом эссе «Воображаемая подружка» американский писатель Джон Ирвинг вывел простую и точную формулу хорошего романа: «На трехсотой странице должно быть в десять раз интереснее, чем на тридцатой». Если применить эту формулу к книге Антонии Байетт «Обладать», можно с легкостью выявить как минимум одну причину, почему она так хороша – с разработкой сюжета здесь все в полном порядке. Сцепка читателя с историей и героями, возможно, произойдет не сразу, но стоит проявить немного терпения, как отделаться от этой книги, от постоянных мыслей о ней, смакования текста не просто на уровне удачно пойманных фраз, но каждого отдельно взятого слова, стоящего ровно на своем месте – уже невозможно, пока не дочитаешь до последней точки в примечаниях.

Фото: Издательство "Иностранка"
Поначалу роман «Обладать» напоминает телесериал «Теория большого взрыва»: странные люди говорят о вещах, понятных по большей части лишь им самим – только вместо астрофизиков здесь филологи, и шуток нет совсем. Молодой литературовед Роланд Митчелл обнаруживает в архивах Лондонской библиотеки черновики писем известного поэта викторианской эпохи Рандольфа Генри Падуба, обращенные к некой особе, личность которой Роланду непременно захочется раскрыть: «Может быть, это переворот в науке». Черновики довольно вымученные, а их автор, поэт, названный великим, – порождение фантазии Байетт. И пока еще неясно, почему мы должны проникнуться интересом Роланда к тайнам личной жизни вымышленного литератора, о котором нам вообще ничего не известно. В первых главах Байетт раззадоривает читателя, провоцируя не столько понятное и привычное любопытство, сколько упорство: если не захотите узнать разгадку, то, как минимум, попытаетесь разобраться, что здесь вообще происходит.
Спустя же несколько десятков страниц, книга в буквальном смысле утягивает за собой. Голоса персонажей, разнесенных во времени на полтора столетия, становятся слышны с одинаковой, предельной четкостью, а реальность романа внезапно оказывается единственно возможной реальностью, которую читатель вообще способен воспринимать.
Здесь есть тайна, множество чужих тайн; здесь история любви – не щенячьей влюбленности, а пути к осознанной внутренней схожести разных, на первый взгляд, абсолютно неподходящих друг другу людей; а еще это, возможно, лучший роман о литературе – о том, на что она в действительности способна, если отнестись к ней хоть сколько-нибудь серьезно. И пока ты читаешь о чуде, которое творят чужие слова, точно такое же чудо в это самое время происходит и с тобой. Роман о преображении, неизбежно преображающий читателя.
В Англии «Обладать» вышел в 1990 году и принес Антонии Байетт Букеровскую премию. На русский язык книга была переведена Виктором Ланчиковым и Дмитрием Псурцевым в самом начале нулевых и с тех пор переиздавалась лишь единожды. Теперь, более чем десять лет спустя, роман вновь доступен российским читателям.
Стелла Гиббонс, «Неуютная ферма»
АСТ
«Действие книги разворачивается в недалеком будущем», – гласит авторское примечание на первой странице дебютного романа Стеллы Гиббонс «Неуютная ферма», написанного в далеком 1932 году. Будущее в «Неуютной ферме» весьма условно, из всех «пророчеств» Гиббонс сбылось, пожалуй, только одно – телефон со встроенным экраном, чтобы не только слышать, но и видеть собеседника. Однако гораздо важнее, что этот роман до сих пор кажется именно каким-то невероятным подарком из будущего – опередившим не только свое, но и наше с вами время. Сочинение дерзкого новичка, до сих пор не утратившее ни дерзости, ни новизны.

Фото: Издательство АСТ
Девятнадцатилетняя Флора Пост, внезапно оставшаяся сиротой, но не сильно этим удрученная, решает поселиться на ферме «Кручина» у родственников по материнской линии. Родственники не возражают, но и не то чтобы очень рады. На ферме есть, от чего закручиниться – у коров отваливаются ноги (если что, это не фигура речи), бабушка давно сошла с ума (и, судя по всему, не только она), единственная служанка постоянно либо рожает, либо беременеет и больше ничем, похоже, не занимается. И вот Флора приезжает в доживающий свой век патриархальный сельский дом, который на самом деле оказывается матриархальным, устраивает там большой переполох, делает всех счастливыми и улетает в закат на персональном самолете лучшего мужчины на земле.
Многих заслуженных классиков мы любим, подчас не отдавая себе в этом отчета – в первую очередь, просто за то, что с ними все понятно и можно успокоиться, не тратить внутренние силы на оценки и сомнения: за нас давно все оценили, отобрали лучшее, наслаждайтесь. Стало скучно? Сделайте скидку на время, прошедшее с момента написания – полегчает.
И вдруг однажды выясняется, что на условных бабушкиных книжных полках залежался роман, которому никакие скидки вовсе не нужны. Потому что хоть это вроде бы, да, классика, выглядит и звучит она так, будто автор в свое время очень выгодно продал душу – кому там ее обычно продают, – и попросил взамен, чтобы рукопись не старела, язык не выцветал, а шутки с годами не теряли остроты.
«Неуютная ферма» – та самая долгожданная находка, способная на один долгий вечер вернуть, возможно, кем-то уже порядком подзабытую радость чистого, непредвзятого, жадного чтения и счастливого, самозабвенного смеха во весь голос.
Сергей Кумыш, специально для «Фонтанки.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36