Классика в декольте: как на ВВС избавились от Толстого

13 января 2016, 17:47
Версия для печати Версия для печати

«О, как ты хорош! Ты просто животное!» На парадно сервированном предлинном столе ритмично подрагивают приборы, а чуть дальше, среди танцующих канделябров и кульминационно звенящего фамильного фарфора, темпераментный Долохов с блестящими, наглыми глазами изо всех сил фарширует блаженствующую графиню Безухову.

Новая экранизация «Войны и мира» заранее высоко оценена заказчиком: ВВС показывает сериал по воскресеньям в девять вечера – ранее этот слот принадлежал «Аббатству Даунтон». Программная дирекция главного английского канала, похоже, не прогадала – сценаристы Эндрю Дэвис и Лео Толстой приготовили для зрителя настоящее зрелище.

Без сомнения, им останутся довольными и школьники. Теперь великий роман станет для них не только доступней (всего шесть серий), но и интересней. Ведь уже в первой серии манящие холмы и долины своей сестры успел исследовать Анатоль Курагин, а еще в сериале много крови. Впрочем, скользкие моменты показаны щадяще: копошения под покрывалом могли быть вполне невинными, а вывернутое в сражении «мясо» милосердно скрывается в тени – ойкать и зажмуривать глаза не придется.

Год назад Петербург был взбудоражен: в нашем городе и Царском Селе при минимальном освещении в СМИ снимались «столичные» эпизоды «Войны и мира». Поклонники мечтали сфотографироваться с Джиллиан Андерсон, которой досталась роль Анны Павловны Шерер, а режиссер сериала Том Харпер примерялся к интерьерному великолепию Екатерининского дворца. Кстати, о режиссере – в его фильмографии мы находим такие творческие достижения, как прошлогодний фильм ужасов «Женщина в черном-2», сериалы «Плохие» (про паранормальных малолетних преступников)», «Добывайки» (про волшебных воришек сладостей), «Демоны» (про демонов)… Нет, зря мы заглянули в фильмографию Тома Харпера.

Зато творческий путь Эндрю Дэвиса заставляет благоговеть. «Карточный домик», «Дневник Бриджит Джонс», «Доктор Живаго», «Гордость и предубеждение»… Знакомство с первыми двумя сериями «Войны и мира» оставляет смутное подозрение, что перед нами не оригинальное сочинение графа Толстого, а перепевка творения Джейн Остин. Russian edition, так сказать. По крайней мере, подход и мизансцены смешиваются до состояния неразличения. Например, мистер Дарси в исполнении душки Колина Фёрта восстает из ванны – ровно такой же sex appeal демонстрирует зрителю Наташа Ростова в исполнении вчерашней «Золушки» Лили Джеймс. Различается только расцветка помывочного оборудования. Кстати, актриса только-только снялась в пародии на роман Остин под названием «Гордость и предубеждение и зомби», что веселит отдельно.

Харизматичны Пол Дано в роли Пьера Безухова и Джеймс Нортон (Андрей Болконский). Правда, толстовские стилистика и иконография героев отсутствуют полностью. Зато чего стоят, скажем, великолепные одеяния персонажей – и в первую очередь, графини Элен Безуховой в, как указано выше, запоминающемся исполнении Таппенс Миддлтон. Красивая до невозможности актриса не только обладает знаковым для отечественных киноманов «чувственным порочным ртом», но и носит откровеннейшее декольте. Кажется, еще чуть-чуть, и груди обратятся в вымя, свалятся на ужинную тарелку и попадут на вилку собственной хозяйке. Нет, определенно, секс в фильме, как и обещал Дэвис, есть. И глупо предполагать, что в 1807 году или во времена самого Толстого его не было. Скорей всего, классик решил не тратить времени зря, зная про зверства царской цензуры, которая подобной правды все равно не пропустила бы.

Читатель может подумать, что я хулю новый сериал. Неправда. «Война и мир» смотрится на одном дыхании. Актеры в рамках поставленных задач работают великолепно – пусть и «нерусскими» лицами. Режиссер оставил в экранизации дословные цитаты героев из романа, но выкинул все эти толстовские «бу-бу-бу» – и правильно сделал. Фильм рассчитан на современного зрителя, чей досуг резюмируется жаждой потребления и зрелищности, без излишнего философствования. Именно поэтому перед нами – страсти, адюльтеры, еще раз сиськи – даже голые, а также захватывающие батальные сцены и все-таки высокое небо Аустерлица, кроме которого все пустое и все обман. И точно – создатели сериала, конечно же, вводят в заблуждение тех зрителей, которые полагают, что смотрят Толстого. Необходимо понять, что все мы, люди эпохи воинствующего постмодернизма – прекрасные животные, которые вполне обходятся безо всякого толстовства. Интересы сместились – рейтинги дадут замедленные сцены смерти на бранном поле, красивые мундиры, откровенные чаровницы и пыхтящие среди мужниных сервизов долоховы.

О! А как бибисишники спалят Москву! Жду с нетерпением.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 11—13 октября: оперы по «Евгению Онегину», выставка-байопик о Цое и ода экранам

На этих выходных прячемся от непогоды на теплых праздничных концертах, отправляемся в театры на знаковые премьеры и не боимся говорить о том, что творится внутри, на Mental Health Film Festival.

Статьи

>