Бедный, бедный Павел

12 января 2016, 15:08
Версия для печати Версия для печати

На 16 января в Театральном музее запланировано одно из самых интригующих театральных событий зимы 2016 года. Выпускники киномастерской известного (и фильмами, и театральными постановками, и гражданской позицией) московского режиссера Владимира Мирзоева покажут свою первую и единственную пока полноформатную театральную работу. Студенты, пять лет обучавшиеся работе на камеру, освоившие все ступени кинопроизводства, и на театральной сцене намерены играть как в кино. Спектакль «Павел Первый» по пьесе Александра Сеплярского построен на крупных планах, коротких киногеничных мизансценах и актерском существовании «как в жизни».

Киномастерская в московском Институте театрального искусства оказалась разовым проектом – Владимир Мирзоев выпустил один курс артистов и больше киноактерское ремесло не преподает, хоть и полагает, что это – особая профессия: «Нужно обучать либо актеров кино, либо артистов театра – это разные подходы. У нас в педагогике эта проблема не отрефлексирована, и от этого не исчезает, а возводится в десятую степень. Наши великие театральные актеры самообучались на съемочных площадках, быстро схватывали особенности существования перед камерой. Но нынешним молодым эту специфику следовало бы изучать особо».

Владимир Мирзоев
Владимир Мирзоев

Ученики Мирзоева балансируют между полюсами актерской профессии – между Станиславским и Михаилом Чеховым, эвритмией и постмодерн-танцем. Многофигурная композиция спектакля «Павел Первый» не обходится без работы с предметами (от коллективного пожирания арбузов до игры в лошадки, от масок до скелетов в шкафу), но ее фундамент и стены – сами актеры, оголенные эмоции, ярко высвеченные лица в густой темноте.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Павел Первый"

Режиссер Захар Хунгуреев – верный ученик и соратник Владимира Мирзоева – так все и запланировал с самого начала: «Я же мыслю стратегически! Я сразу понимал, у нас не будет ни декораций, ни помещения. Ну, разве что нужно было придумать, как одеть героев, да выстроить свет. Спектакль проверен на самых разных, часто не очень-то театральных площадках, и мы научились обживать интерьеры. Как-то за один день поменяли 80% мизансцен, чтобы пространство заработало – и справились, и не потеряли ни грамма художественного смысла».

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Павел Первый"

Смысл в действе, охватывающем всю жизнь Павла Первого от рождения до смерти, не только, точнее, не чисто художественный – как свойственно всем работам Владимира Мирзоева. Мастер курса видит в пьесе материал для довольно болезненных размышлений: «Мы как общество снова столкнулись с проблемой монархии, пусть и необъявленной, когда один человек с его особенностями психики, воспитания принимает решения, касающиеся многих миллионов. Россия долго разбиралась с этой проблемой и по-разному, в том числе так, как она разобралась с самим Павлом Первым. Это же историческая патология, если ситуация всплывает вновь, в XXI веке, и о ней приходится опять размышлять».

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Павел Первый"

Впрочем, драматург Александр Сеплярский, написавший текст еще в 1984 году, размышлял не о самодержавии, а о несчастном человеке, лишенном родительской любви, и теперь сожалеет, что иные смыслы оказались актуальнее: «Я же петербуржец, вырос на спектаклях Товстоногова, и мне не очень нравилась, к примеру, Таганка, потому что она была явно политизирована. Я все мечтал, что придет время в России, когда политическая фига в кармане и эзопов язык уйдут в прошлое и останется чистое искусство, но видно не судьба».

Молодым артистам сугубо человеческие страсти, кажется, ближе и понятней высоких или социальных материй. На показах «Павла Первого» (а спектаклю этому почти год) зрители плачут от жалости к несчастному, лишенному материнской любви императору – невзирая даже на то, что Павла в детстве играет целый сонм юных барышень, и лишь уже обретя императорский титул, Павел удостаивается собственно мужского воплощения.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Павел Первый"

Получается не персонаж-метафора, а живой человек, и выпускников Мирзоева этот факт вдохновляет на подвиги: курс не прочь стать новым, самостоятельным театральным организмом, независимой труппой в сонме подобных неприкаянных и бездомных молодых российских трупп. Владимир Мирзоев, как и положено опытному мэтру, скептичен: «Тенденции к тому, чтобы рождались новые театры, маленькие и большие, в России, по-моему, не наблюдается. Скорее наоборот, территория культуры сжимается, она не приоритетна для наших руководителей». Впрочем, если не сложится в нашей стране, бывшие студенты готовы попытать счастья в другой: по стечению обстоятельств большая часть курса – граждане Украины.

Ольга Комок, специально для «Фонтанки.ру»

Фото предоставлено организаторами гастролей

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>