
Бедный, бедный Павел

На 16 января в Театральном музее запланировано одно из самых интригующих театральных событий зимы 2016 года. Выпускники киномастерской известного (и фильмами, и театральными постановками, и гражданской позицией) московского режиссера Владимира Мирзоева покажут свою первую и единственную пока полноформатную театральную работу. Студенты, пять лет обучавшиеся работе на камеру, освоившие все ступени кинопроизводства, и на театральной сцене намерены играть как в кино. Спектакль «Павел Первый» по пьесе Александра Сеплярского построен на крупных планах, коротких киногеничных мизансценах и актерском существовании «как в жизни».
Киномастерская в московском Институте театрального искусства оказалась разовым проектом – Владимир Мирзоев выпустил один курс артистов и больше киноактерское ремесло не преподает, хоть и полагает, что это – особая профессия: «Нужно обучать либо актеров кино, либо артистов театра – это разные подходы. У нас в педагогике эта проблема не отрефлексирована, и от этого не исчезает, а возводится в десятую степень. Наши великие театральные актеры самообучались на съемочных площадках, быстро схватывали особенности существования перед камерой. Но нынешним молодым эту специфику следовало бы изучать особо».

Владимир Мирзоев
Ученики Мирзоева балансируют между полюсами актерской профессии – между Станиславским и Михаилом Чеховым, эвритмией и постмодерн-танцем. Многофигурная композиция спектакля «Павел Первый» не обходится без работы с предметами (от коллективного пожирания арбузов до игры в лошадки, от масок до скелетов в шкафу), но ее фундамент и стены – сами актеры, оголенные эмоции, ярко высвеченные лица в густой темноте.

Сцена из спектакля "Павел Первый"
Режиссер Захар Хунгуреев – верный ученик и соратник Владимира Мирзоева – так все и запланировал с самого начала: «Я же мыслю стратегически! Я сразу понимал, у нас не будет ни декораций, ни помещения. Ну, разве что нужно было придумать, как одеть героев, да выстроить свет. Спектакль проверен на самых разных, часто не очень-то театральных площадках, и мы научились обживать интерьеры. Как-то за один день поменяли 80% мизансцен, чтобы пространство заработало – и справились, и не потеряли ни грамма художественного смысла».

Сцена из спектакля "Павел Первый"
Смысл в действе, охватывающем всю жизнь Павла Первого от рождения до смерти, не только, точнее, не чисто художественный – как свойственно всем работам Владимира Мирзоева. Мастер курса видит в пьесе материал для довольно болезненных размышлений: «Мы как общество снова столкнулись с проблемой монархии, пусть и необъявленной, когда один человек с его особенностями психики, воспитания принимает решения, касающиеся многих миллионов. Россия долго разбиралась с этой проблемой и по-разному, в том числе так, как она разобралась с самим Павлом Первым. Это же историческая патология, если ситуация всплывает вновь, в XXI веке, и о ней приходится опять размышлять».

Сцена из спектакля "Павел Первый"
Впрочем, драматург Александр Сеплярский, написавший текст еще в 1984 году, размышлял не о самодержавии, а о несчастном человеке, лишенном родительской любви, и теперь сожалеет, что иные смыслы оказались актуальнее: «Я же петербуржец, вырос на спектаклях Товстоногова, и мне не очень нравилась, к примеру, Таганка, потому что она была явно политизирована. Я все мечтал, что придет время в России, когда политическая фига в кармане и эзопов язык уйдут в прошлое и останется чистое искусство, но видно не судьба».
Молодым артистам сугубо человеческие страсти, кажется, ближе и понятней высоких или социальных материй. На показах «Павла Первого» (а спектаклю этому почти год) зрители плачут от жалости к несчастному, лишенному материнской любви императору – невзирая даже на то, что Павла в детстве играет целый сонм юных барышень, и лишь уже обретя императорский титул, Павел удостаивается собственно мужского воплощения.

Сцена из спектакля "Павел Первый"
Получается не персонаж-метафора, а живой человек, и выпускников Мирзоева этот факт вдохновляет на подвиги: курс не прочь стать новым, самостоятельным театральным организмом, независимой труппой в сонме подобных неприкаянных и бездомных молодых российских трупп. Владимир Мирзоев, как и положено опытному мэтру, скептичен: «Тенденции к тому, чтобы рождались новые театры, маленькие и большие, в России, по-моему, не наблюдается. Скорее наоборот, территория культуры сжимается, она не приоритетна для наших руководителей». Впрочем, если не сложится в нашей стране, бывшие студенты готовы попытать счастья в другой: по стечению обстоятельств большая часть курса – граждане Украины.
Ольга Комок, специально для «Фонтанки.ру»
Фото предоставлено организаторами гастролей

«Не знаю, как будем жить». Что будет с «Лендоком» после вселения Мариинского театра
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 05 июня 2025 - Умерла петербургская художница Аня Желудь, ее работы показывали на Венецианской биеннале
- 05 июня 2025 - Скончался поэт и сооснователь «Аквариума» Анатолий Джордж Гуницкий
- 04 июня 2025 - Мариинскому театру передали помещения киностудии «Лендок» на Крюковом канале
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
Статьи
-
03 июня 2025, 10:02Начало лета несёт продолжения самых топовых телепроектов последних лет: новые сезоны нью-йоркской исторической драмы «Позолоченный век», ресторанного драмеди «Медведь» и южнокорейского триллера «Игра в кальмара». Из заметных новинок — комедия «Король гольфа» с Оуэном Уилсоном, боевик «Последний отсчёт» с Дженсеном Эклсом и российский экшн из Вьетнама «Высокий сезон».
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
26 мая 2025, 22:29