От «хамелеона» до Командора: памяти Дэвида Боуи

11 января 2016, 16:49
Версия для печати Версия для печати

8 января легендарный британский музыкант, продюсер, художник и актёр Дэвид Боуи выпустил новый альбом Blackstar и отметил своё 69-летие. А спустя два дня в его официальном сообществе на Facebook появилась информация: «Дэвид Боуи умер сегодня в окружении своей семьи после 18 месяцев мужественной борьбы с раком». Фигура Боуи овеяна мифами и невероятными фактами, из которых складывается легендарный образ «хамелеона рок-музыки». «Фонтанка» собрала их в памятном материале.

Клинок Боуи

Настоящее имя музыканта – Дэвид Роберт Джонс. Свой псевдоним романтичный Боуи взял в 1966 году в возрасте 19 лет , в честь героя Техасской революции Джима Боуи, именем которого также назван тип охотничьих ножей. Но брутальным революционером Дэвид Боуи так и не стал. И в то же время его театрализованные, иногда трансвестированные образы, его эпатажные выступления в форме шоу, его эксперименты с текстами и ритмами наносили сокрушительные удары по стереотипам общественного сознания. Его крашеные волосы, обтягивающие наряды, дерзкие эксперименты в области психоделического фолка, соула, индастриал, глэм-рока (многие эксперты именно Боуи называют создателем этого экстравагантного стиля) на самом деле были борьбой музыканта за право человека на поиски себя. 

Мужчина или женщина?

На протяжении своей карьеры музыкант постоянно экспериментировал с образами, не раз менял облик, а однажды даже создал вымышленного персонажа, сочетающего мужские и женские черты, по имени Зигги Стардаст, который стал ключевой фигурой его концептуального альбома 1972 года «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars». По сюжету альбома, Стардаст – это человекоподобное существо, рок-мессия, который хочет спасти мир с помощью музыки. После выхода этого альбома Дэвид обращается к журналистам с просьбой называть его исключительно Зигги.

Музыкальные способности — удовлетворительные?

В школьном хоре вокальные способности Дэвида вызывали скепсис: педагоги оценивали их как «удовлетворительные», а игру на флейте характеризовали как «лучше средней». Что, однако, не помешало ему впоследствии стать выдающимся мультиинструменталистом. Список подвластных ему инструментов впечатляет: саксофон, электрогитара и двенадцатиструнная гитара, клавишные, фортепиано, клавесин, губная гармоника, синтезатор, меллотрон, стилофон ксилофон, вибрафон, кото (японская цитра), ударные, перкуссия. К слову, будучи от природы левшой, Боуи всегда играл на гитаре как правша.

Разноцветные глаза

В 15-летнем возрасте будущий музыкант чуть не ослеп: во время драки из-за девушки друг Андервуд ударил Дэвида в глаз. Зрение удалось сохранить, но травмированный зрачок поменял цвет. Кстати, этот случай никак не повлиял на мужскую дружбу – спустя годы Андервуд делал иллюстрации к пластинкам Боуи.

Неудачник и циркач

Сегодня Дэвид Боуи входит в топ-10 самых успешных артистов в истории поп-музыки Великобритании. Но путь его на мировой музыкальный Олимп не был простым. Поначалу, пытаясь реализоваться как музыкант, Боуи сменил несколько групп, но его релизы не попадали в чарты. Тогда он на два года забросил музыкальное творчество и увлёкся цирковым искусством – изучал пантомиму, театральный авангард, учился создавать образы и характеры из себя самого. Всё это пригодилось ему позже.

Звездный час

В интервью Боуи признавался, что хотел славы, но не знал, как её достичь. Его звезда удачи взошла в 1969 году: в песне «Space Oddity» он обыграл название фантастического фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (история майора Тома — астронавта, заблудившегося в космосе). Это был первый настоящий успех: песня вошла в пятёрку лучших в британском хит-параде. В Америке «зелёный» свет Боуи был дан в 1975 году – благодаря синглу «Fame» (написанному в соавторстве с Джоном Ленноном), и альбому «Young Americans», стиль которого сам певец охарактеризовал как «пластиковый соул». 

"Space Oddity" 1972 from David Bowie on Vimeo.

 

Шедевр за 24 часа

В 1981 году совместно с Queen Боуи сделал сингл «Under Pressure», который, по словам Фредди Меркури, был записан всего за сутки. Это не помешало ему стремительно взлететь на первое место в британских чартах.

Пришелец, гоблин и вампир

Боуи оставил в искусстве след не только как музыкант, но и как актёр. Так, в фильме «Человек, который упал на Землю», он исполнил роль инопланетянина Томаса Джерома Ньютона (за которую получил кинопремию «Сатурн»), в картине «Прекрасный жиголо, бедный жиголо» сыграл роль прусского офицера Пауля фон Призгодски, вернувшегося с войны, хотя его считали погибшим, в «Голоде» он предстал в главной роли вампира Джона, в «Лабиринте» был королём гоблинов Джаретом. Как видно, в кино он по-прежнему оставался верен себе – оригинальный, непредсказуемый и не «от мира сего».

Публика и акустика в Кремлёвском дворце – ужасные

Дэвид Боуи трижды посещал наши края. Два раз бывал в СССР во время «холодной войны»: в 1973 и 1976 годах. Путешествуя на поезде по Транссибирской магистрали, он так описывал свои впечатления о Сибири: «Я и подумать не мог, что в мире еще остались такие пространства нетронутой дикой природы. То, что представилось моим глазам, было подобно проникновению в другие времена, в другой мир, и произвело на меня мощнейшее впечатление. Было довольно странно сидеть в поезде, который сам по себе является продуктом современных технологий, и путешествовать сквозь места, настолько чистые и не испорченные человеком». А в 1996 году он встречался с поклонниками в своём номере отеля в Москве, после чего выступал с концертом в Государственном Кремлёвском Дворце. Акустика и публика ему ужасно не понравились.

Две семьи

Музыкант был дважды женат. Первая жена, модель Анджела Барнетт, увлекалась модой и оказала значительное влияние на визуальный стиль Боуи. Их жизнь в браке не была ровной. В этот период у Боуи появились проблемы с наркотиками, а общественность бурно обсуждала его сексуальную ориентацию: в 1972 году в одном из интервью музыкант признался, что он гей, а спустя четыре года заявил, что бисексуален. У Анджелы и Дэвила родился сын Джоуи, впоследствии ставший кинорежиссером. Спустя десять лет после развода Боуи познакомился со своей второй женой — моделью сомалийского происхождения Иман Абдулмаджид. Для церемонии бракосочетания Дэвид Боуи написал музыку сам. А, вспоминая впоследствии свою первую встречу с будущей женой, он говорил, что выбирал имена будущим детям в первый же вечер. В 2000 году у супругов появилась дочь – Александрия Запа Джонс.

Боуи The Best

Боуи умудрялся лидировать в самых престижных мировых рейтингах. Так, согласно опросу Би-би-си «100 величайших британцев» в 2002 году Боуи занял 29-е место. По версии журнала Rolling Stone, шесть его альбомов входят в список «500 величайших альбомов всех времён», а сам он попал на 39-е место в списке «100 величайших исполнителей рок-музыки всех времён» и на 23 место в списке «100 величайших вокалистов всех времён». В его «копилке» остались награды от «Грэмми» и BRIT Awards до Командора ордена Искусств и литературы (Франция).

 

Светлана Жохова, «Фонтанка.ру»

 

 

 

 

 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>