Sherlock special: сыщик, доктор, игры костюмеров

01 января 2016, 12:01
Версия для печати Версия для печати

В 0.01 2 января, спустя всего минуту после начала премьерного показа на BBC One, Первый канал покажет россиянам новогодний спецвыпуск сериала «Шерлок». Постер фильма «Безобразная невеста» представляет знаменитую парочку, облаченную в одежду викторианской эпохи – действие «готического хоррора», как охарактеризовали премьеру ее создатели, возвращается в аутентичные конандойлевские времена.

На смену гаджетам Холмса-Камбербэтча и блогу Ватсона-Фримена возвращаются карманные часы на цепочке и рукописный дневник, а вместо привычного кэжуала любимые герои облачены в гораздо более подходящие для настоящих джентльменов чинные сюртуки. Накануне премьеры Sherlock special «Фонтанка» решила вспомнить, какими видели Шерлока Холмса и доктора Ватсона создатели наиболее запомнившихся экранизаций.

Некоторыми впечатлениями с нашим изданием также поделился художник Марк Каплан, работавший над первыми фильмами из знаменитого сериала режиссера Игоря Масленникова.

«Голубой карбункул», 1979

Редчайший для телевидения образец детектива-мюзикла был запущен в производство студией «Беларусьфильм» примерно в те же сроки, что ленфильмовский «Холмс», и вышел в эфир всего на два месяца раньше. Кстати, написать музыку в обоих случаях доверили Владимиру Дашкевичу. Но на этом совпадения заканчиваются. «Карбункул» стал первой полнометражной работой художника Александра Верещагина, и его творческое содружество с режиссером ленты Николаем Лукьяновым принесло достаточно странные плоды.

Начнем с выбора актеров. В роли Холмса выступил литовец Альгимантас Масюлис, знакомый всему Советскому Союзу в первую очередь по галерее образов гитлеровских офицеров («Чужое имя», «Сыны отечества», «Щит и меч», «Человек в штатском», «Дума о Ковпаке», «Судьба», «Крепость» и т.д.). Его верного спутника сыграл Эрнст Романов, который спустя 34 года вернется в российскую экранизацию «Шерлока Холмса» 2013 года в роли судьи Брэдшоу. Оба артиста оказались чересчур возрастными для экранизации: если следовать замыслу Конан Дойля, то Холмсу на момент начала приключений стукнуло всего 27 лет, Ватсон был двумя годами старше. Масюлису же к выходу картины на экраны было уже 48 лет, Романову – 43 года, причем последнему к тому времени уже пришлось сыграть благородных старцев в лентах «На всю оставшуюся жизнь» и «Собака на сене».

Так или иначе, главные герои оказались предельно далеки от образа молодых и полных сил мужчин.

- Здесь они очень пожилые, особенно Шерлок Холмс, – говорит Марк Каплан. – И я не понимаю цилиндра. Откуда он? На всех иллюстрациях в прижизненных изданиях Конан Дойля Холмс – в своей знаменитой кепке.

Несмотря на то, что этот фильм музыкальный, визуализация главных героев далека от традиций легкого жанра. Они в прямом смысле «застегнуты на все пуговицы». Одеяние Шерлока Холмса, вполне уместное на официальном приеме, органично дополняется пусть несколько более легким в плане цвета, но все равно казенного вида ватсоновским пальто. Правда, в соответствии одежды эпохе сомневаться не приходится.



Фото: кадр из фильма

- На киностудии было информбюро, где работали толковые и очень образованные люди, – продолжает Марк Каплан. – Художнику оставалось не выходить за хронологические рамки. Вы оставляли заявку и вам давали подборку материалов: как выглядел кэб, какие были ткани, что должно стоять на столе. И у вас в руках оказывалось огромное количество материала, из которого вы выуживали то, что было нужно – и по архитектуре, и по интерьерам. Если возникал какой-нибудь вопрос, можно было обратиться к той или иной коллекции. Профессионалы знали, как повесить ламбрекены, какая упряжь должна быть у кабриолета. Сейчас по-другому: например, «Аватар» снимался по совсем другим технологиям.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979 – 1986

Наши, ленинградские Холмс и Ватсон очень многими признаются эталонным воплощением героев на экране. А Василий Ливанов в 2006 году даже стал почетным членом Ордена Британской империи. Тем не менее, возрастная тень легла на знакомые всем образы и в этой экранизации: на момент начала съёмок Ливанову исполнилось 44 года, Виталию Соломину – 38 лет.

- Образ – дело режиссера и ответственность принятия решения лежит на нем, – рассказывает Марк Каплан. – Кроме того, у меня было огромное количество материала. Я видел копии прижизненных изданий Конан Дойля, журналы той эпохи. На этой картине я работал с очень хорошим оператором Юрием Векслером. В соответствии с теми возможностями, что были, мы решили быть лаконичны. Два сдержанных англичанина. Должны быть туман и дождь. И мне кажется, что эта формула была правильной.



Фото: кадр из фильма

В итоге перед нами, действительно, предстают истинные джентльмены в классическом восприятии начитанного советского зрителя. На Холмсе знаменитая Deerstalker hat – шляпа охотника на оленей с двумя козырьками и «ушами» по бокам. Первым сыщика обрядил в нее иллюстратор Фредерик Стиль в девяностые годы 19 века. Стоит отметить, что за городом, в сельской местности, Холмс вполне мог ее носить – что абсолютно исключалось в Лондоне, требовавшем от джентльмена ношения либо цилиндра (пусть этот факт и оспаривается художником фильма), либо котелка-дерби. Кстати, именно в нем предстает Ватсон-Соломин. Причем, для изображаемого времени черный котелок уже несколько старомоден: к концу 19 века этот головной убор в основном был более актуальной коричневой или горчичной расцветки. А вот пальто доктора, напротив, – в модную мелкую и вдобавок светлую клетку, что двумя десятками лет ранее выглядело бы вызывающим.

Шерлок Холмс, 2009

Лента Гая Ричи в свое время вызвала много споров, показав викторианский Лондон без прикрас, почти натуралистическим образом. И снова мы сталкиваемся с возрастным несоответствием: Роберту Дауни-младшему – Холмсу во время съёмок 44 года, Джуду Лоу – Ватсону исполнилось 36. Но именно этот образ доктора пришелся Марку Каплану наиболее по душе.

- Фильм снят роскошно, с грандиозно придуманным и воссозданным с помощью компьютера старым Лондоном. Это вне конкуренции. Здесь шикарнейший Ватсон, очень точный. С Холмсом они угадали меньше. Он, конечно, слишком американизированный: ушла флегма, английская сдержанность. И немножко пошла «Оклахома».



Фото: кадр из фильма

Художником по костюмам в ленте выступила оскароносная Дженни Беван («Комната с видом», «Анна и король», «Разум и чувства», «Король говорит!»). В интервью она признавалась: «Наш Холмс имеет помятый и неряшливый вид, словно его вещи валяются на полу. А может, он одевается в сомнительного вида лавке, расположенной чуть ли не в трущобах?» На этом фоне классический твид Ватсона является беспроигрышным вариантом.

Шерлок, 2010 – …

Наконец, мы имеем возможность хоть в каком-то проекте увидеть в роли Холмса подходящего по возрасту актера. 33 года Бенедикта Камбербэтча на момент выхода первого сезона сериала – просто отлично! Но Мартину Фримену в роли Ватсона все равно от 38 лет – как ни верти, а постановщики никак не хотят увидеть доктора молодым человеком. Марк Каплан предлагает отнестись к этой парочке, как и создатели – с иронией.

- Мне кажется, такой подход – это хорошо и свежо. Они имеют на это право. Но опять обращу внимание на детали. Смотрите, какая скамейка – настоящая. Мы, снимая наш фильм, не могли выезжать ни в какой Лондон, все строили и снимали в павильонах «Ленфильма». А это, конечно, скамейка откуда-нибудь из Риджентс-парка.



Фото: кадр из фильма

С образами героев все просто, достаточно внимательно вчитаться в титры. Знаменитое пальто Холмса – Belstaff, твидовое, не боится воды (1350 фунтов), костюм – компании Spencer Hart (от 495 фунтов), сорочки от Dolce & Gabbana (150 – 460 фунтов), знаменитый шарф куплен у Paul Smith (от 123 фунтов).

На этом фоне Джон Ватсон выглядит проще. Его пальто фирмы A.P.C. стоит около 400 фунтов, свитер – ручной вязки, куртка Haversack (725 фунтов) А джинсы вообще из коллекции UNIQLO (от 35 фунтов) – любой желающий может прикупить в одном из центровых петербургских торговых центров.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

 

 

 

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>