Волшебные книги на новогодние праздники: обзор «Фонтанки»

02 января 2016, 14:00
Версия для печати Версия для печати

«Фонтанка.ру» заботится о душевном спокойствии своих читателей. Для тех, кто еще до праздников устал следить за военной операцией в Сирии, колебаниями курса рубля и ценами на нефть, а теперь уже начал уставать праздновать – наш постновогодний обзор волшебных книг. В фокусе – новые сочинения Нила Геймана и Терри Пратчетта, устройство снежинки, занимательное человековедение от гномов и фей, эпическая битва за утку. Самые изнурённые читатели получат возможность вернуть детство и помазюкать фломастером в антистрессовых раскрасках.

Нил Гейман. Дева и веретено

Принцесса накануне своего 18-летия укололась веретеном и заснула. Спасать её отправляется… нет, не прекрасный принц, а королева с командой гномов. В результате некоего количества приключений и одной сценки, которую не одобрили бы сторонники депутата Виталия Милонова, выясняется, что принцесса – не та, за кого себя выдаёт, а мораль сказки – вообще слабо соотносится с сюжетом. Главная идея Геймана – свобода выбора есть всегда. У каждого человека. Правда, к этой мысли порой приходишь окольным путём.

Книжка рекомендуется фанатам Геймана, автора книг «Американские боги» и «Звёздная пыль», тонкому социальному наблюдателю и обладателю чёрной иронии. Ещё «Дева» понравится любителям книг с красивыми картинками. Иллюстрации выполнил Крис Ридделл, и они завораживают. Для остальных цена удовольствия может не оправдаться: чтение займёт от силы один зимний вечер.

Цитата: – А сколько в городе обычно живёт народу? Я имею в виду, человеческого народу, – поинтересовался вдруг самый маленький гном.
– По-разному, – ответила королева. – У нас в королевстве не больше двадцати, ну, тридцати тысяч человек. Этот город будет покрупнее наших. Ну, тысяч пятьдесят… А что?
– Просто все они, кажется, идут за нами.

Марк Кассино и Джон Нельсон. Снег. Зимнее чудо

Тот, кто сказал, что детские книги предназначены для детей, серьёзно ошибся. По-настоящему, дети – лишь благовидный предлог, чтобы потихоньку закрыться в комнате, сесть на диван, укутаться пледом, запастись горячим чаем и тайно, преступно наслаждаться чтением.

Знаете ли вы, что, чтобы снежинка появилась на свет, обязательно нужен кристалл соли, частица вулканического пепла или цветочная пыльца? Что снежинки бывают не только звёздочками, но иногда принимают форму пластинок и столбиков? Подозреваете, как число лучей снежинки связано с поведением молекул воды?

Материал для книги собирал школьный учитель физики Джон Нельсон. Он пятнадцать лет посвятил изучению ледяных кристаллов, которые выращивал в маленькой лаборатории. Профессиональный фотограф Марк Кассино сопроводил текст снимками. Однажды он обратил внимание на кристаллики льда на лобовом стекле своей машины и с тех пор провел много часов в холодном гараже, фотографируя их.

Цитата: «Снежинка – это письмо с небес, написанное тайными иероглифами».

Макс Фрай. Сказки старого Вильнюса. Том IV

Макс Фрай – псевдоним писательницы Светланы Мартынчик, ставшей популярной благодаря фантазийной саге о городе Ехо. Вильнюс – столица Литвы.

Они встретились в конце 2000-х и полюбили друг друга с первого взгляда. Фрай переехала из Москвы в литовскую столицу и пишет «Сказки старого Вильнюса» – цикл книг, посвященный древним улицам города.

На каждой находится место чему-нибудь удивительному. Из четвертого тома «Сказок», например, выясняется, как предотвратить теракт, болтая в Facebook, и что делать, если в доме то появляется, то исчезает таинственный незнакомец. По качеству сюжетов первым трём томам книжка проигрывает – фантазия Фрай не безгранична. Этот недостаток окупается славной болтовней автора «обо всём и ни о чём, но – приятно». Так что читаешь не ради результата, а ради процесса.

С традиционным жанром фэнтези произведение имеет мало общего. Скорее, оно о том, как тонка граница между реальностью и волшебством, и как её легко ненароком пересечь.

Цитата: «Иногда можно позволить себе быть откровенным – при условии, что откровенность будет похожа на обычный человеческий трёп. В последнее время я преуспел в этом искусстве».

Светлана Дорошева. Книга, найденная в кувшинке

Вы когда-нибудь пытались посмотреть на себя со стороны? Нет, не в зеркало – оно не подойдёт. А так, чтобы увидеть и внешность, и поведение, и манеры, и отношения с начальником, и привычку нервно грызть ручку, когда пишешь? Это невозможно, скажут психологи.

Но Светлана Дорошева это сделала. Не только по поводу себя, а в отношении всего человеческого рода. В «Книге, найденной в кувшинке» о homo sapiens рассказывают гномы, эльфы, феи и другие волшебные существа.

Головокружительно-прекрасные иллюстрации, выполненные самим автором, не должны обманывать. Книга – именно для взрослых, что подтверждается пометкой «18+» на обложке. Сцены насилия или безудержного секса искать не стоит – дело в том, что дети просто не способны понять замысел Дорошевой, который местами приближается к философскому исследованию, местами – к изысканной филологической игре.

Из книги можно узнать, почему сердце – рубиновое (а какое ещё, если оно красное и всё время грозит разбиться?), как выглядит лифт, который в самые опасные моменты увозит его в пятки, и отчего Бенджамин Франклин, изображенный на 100-долларовой купюре, – никакой не президент, а могущественный колдун.

Цитата: «Есть много доказательств тому, что люди существуют. Эти свидетельства слишком неоспоримы, чтобы пренебречь ими с той же лёгкостью, с какой мы пропускаем мимо ушей новости о секте клубничных жаб или заговоре иллюминированных светляков шипа и розы».

Терри Пратчетт. Финт

Вновь книга от автора фэнтези, которую фэнтези не назовешь. «Финт» – исторический роман с приключениями, немного наивным сказочным сюжетом и счастливым концом.

Главный герой, 17-летний паренек Финт, рыскает в поисках сокровищ в лондонской канализации. Одной тёмной грозовой ночью он спасает от верной смерти золотоволосую деву. С этого события начинается восхождение Финта. Он познакомится с великим писателем Чарльзом Диккенсом, парикмахером-убийцей Суини Тоддом, премьер-министром Великобритании Бенджамином Дизраэли и даже удостоится аудиенции у её Величества королевы Виктории.

Пратчетт показывает себя не только выдумщиком, но и знатоком викторианского Лондона. В этом смысле его можно сравнить со знаменитым интеллектуалом, автором романов об истории английской столицы Питером Акройдом.

Цитата: – Я знаю, что ненавидеть дурно, – продолжала девушка, – но их я ненавижу, да! Это из-за них я не могу воспользоваться своим настоящим именем и не смею его кому-нибудь назвать. Пока я должна оставаться Симплисити, хотя не думаю, что я так уж проста.

Руне Белсвик. Простодурсен. Зима от начала до конца

История о пареньке Простодурсене из Приречной страны написана для детей. Но, как мы уже выяснили, дети – всего лишь избыточное звено во взаимоотношениях между взрослыми и детскими книгами.

Чем хорош «Простодурсен»? Он заставляет улыбаться. В нём есть тонкая ирония и экзистенциальные описания, конфликт света (в лице главного героя) и тьмы (которую олицетворяет собой скользкий типчик Пронырсен).

А ещё – норвежский писатель Руне Белсвик запечатлел эпическое сражение за утку.

Цитата: «Вдруг Простодурсена пронзила неприятная мысль: а зачем Пронырсену утка? Что он собирается с ней сделать? Когда он сказал «кинь её сюда», Простодурсен почувствовал, что дело пахнет гаденьким».

Слава Полунин, Наташа Табачникова. Алхимия снежности

Книга необходима сотрудникам офисов, ответственным работникам государственных учреждений, менеджерам среднего (и не только) звена. Людям, которые ставят печати, работают с бланками, носят портфели, занимаются саморазвитием, нанимают коучей и важно надувают щёки.



Фото: Замир Усманов/Интерпресс

Автор всемирно известного «сНежного шоу» клоун Асисяй при помощи театроведа Наташи Табачниковой рассказывает, как снова вернуть детство. И больше никогда его не забывать.

Цитата: «Когда я был маленьким, я любил прокладывать дороги в двухметровом снегу и создавать фантастические лабиринты.
Затаившись, часами я слушал жаворонка и ждал, когда он упадет с неба в свое гнездо. Знал все гнезда в лесу, знал где сколько птенцов, подолгу лежал в высокой траве, утопая в голубизне неба.
Когда я был маленьким, я построил четырехэтажный шалаш, чтобы подниматься высоко-высоко.
Когда я был маленьким, я не завязывал шнурки башмаков, ходил всегда посередине дороги и однажды сломал забор у нашего дома.
Я мечтал объехать всю Россию, увидеть прекрасный город Ленинград, стать клоуном, или библиотекарем, или лесником.
Шли годы, и все это со мной случилось: я объехал весь земной шар, жил и учился в прекрасном Питере, стал клоуном, библиотекарем своей огромной библиотеки, а дом мой стоит в лесу».
«Я решил двигаться туда, куда мало кто из клоунов ходил, запустить щупальцы клоунады в такие места, где её обычно не ждут. Мечтал о трагической, метафизической клоунаде».

Раскраски-антистресс

Устали до того, что не можете читать? Раскрашивайте. Ведущие российские издательства последовали мировому тренду и выпустили целую серию раскрасок для взрослых.

Чтобы снять стресс, можно разрисовать «Зачарованный сад», «Котиков», «Совушек», «Сокровища ацтеков», пейзажи Японии и прочие приятности.

Некоторым – нравится. Журналисту «Фонтанки» картинки смутно напоминают взгляд гипножабы из мультика «Футурама». Но – на вкус и цвет…

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>