Ђ—амый лучший деньї с „уриковой, Ќагиевым, Ѕо€рским: Ѕудет горько

25 декабр€ 2015, 16:58
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ последний предновогодний уикенд на экраны выходит «—амый лучший день».  омеди€ от автора «√орько!» ∆оры  рыжовникова. — ƒмитрием Ќагиевым, »нной „уриковой и ћихаилом Ѕо€рским. “ех, кто рассчитывает на очередную «народную комедию», ждет самый главный новогодний облом. «ƒень» – самый беспощадный и одновременно самый мастерский отечественный фильм последнего времени.

 ак все началось? Ќачалось все с того, что гаишник ѕет€ ¬асютин в исполнении шоумена ƒмитри€ Ќагиева познакомилс€ с красивой девочкой ќлей, королевой бензоколонки. √лавна€ женска€ роль досталась любимой актрисе  рыжовникова, невесты из «√орько!», ёлии јлександровой. Ћюбовь любовью, но не все же по вс€ким лодочным станци€м это самое, надо же и нормально, по-людски начать жить. Ќу, ѕет€ подарил своей этой королеве колечко и обещал прийти к ней на работу. «накомить с мамой и официально делать предложение. “ак бы все наверн€ка и было, если бы в этот день ѕет€ не нес дежурство, и в его ƒѕ—-ную тачку не впилилась в дупель пь€на€ поп-звезда.  отора€ нашего ѕетюню охмурила, затащила в свой дом, напоила вод€рой и заставила петь Ћепса в караоке.

«ƒень» остаетс€ комедией ровно первые полчаса. ѕока развиваютс€ описанные событи€. ¬се, что происходит дальше — совсем друга€ истори€, и вовсе не про угар и веселуху, а про €дерное похмелье от этой радости.  рыжовников после «√орько» получил звание «современного √айда€» и «автора комедий дл€ современного зрител€». ¬ «ƒне» становитс€ €сно, что никакой это не продолжатель добрых традиций советской комедии, а совершенно самосто€тельный художник. ћастерство и чувство формы у этого режиссера вполне гайдаевского уровн€ — но маловато упоени€ этой формой. Ћиризм и человеколюбие – вполне р€зановские (¬асютин почти из той же деревни, что ѕодберезовиков, ƒеточкин и ќгурцов), но в сотни раз мрачнее. Ёкспериментаторский дух – ƒанелии (мастера цветовой партитуры и безупречного мастера композиции), но без его фирменной грузинской нежной меланхолии.

 

¬идео YouTube Bazelevs

 рыжовников — режиссер, безусловно, актерский. ¬ «√орько!» он открыл троицу новых лиц, привел в кино ту же јлександрову, јлександра ѕал€ (феноменального лысого гопника) и яна ÷апника (он в «ƒне» по€вл€етс€ ненадолго). ¬ новогоднем фильме о женитьбе он берет высоту, до сих пор невиданную — дарит выдающимс€ актерам партии космического масштаба.  онечно, в первую очередь это „урикова в роли деспотичной мамаши. Ћет тридцать, если не больше, ее в кино преступно использовали в амплуа «ѕрости мен€, ¬асенька, дуру грешную». ѕь€на€ тетка с ведром из «Ўирли-ћырли», казалось, так и останетс€ отныне ее печальной участью. ¬ «ƒне» ей выпадает суперсчастливый билет — о роли мамы Ћюбы кажда€ больша€ актриса могла бы мечтать. » „урикова выдает то, о чем все давно забыли — жирно рисует портрет домашнего тирана, хоз€йки придорожного шалмана, у которой под п€той весь белый свет. “акого уровн€ игры на российском экране не видали очень и очень давно.  роме того,  рыжовников (вполне ожидаемо) возвращает на экран большого артиста, а не фрика в щл€пе, Ѕо€рского. ƒл€ всесоюзного ƒ'јртань€на это всего-то втора€ человеческа€ роль в кино, после всеми давно забытого «—таршего сына» ¬итали€ ћельникова (его феноменальный —ильва ошарашивает до сих пор). ¬ «ƒне» он не скачет, не фехтует, но здорово, €рко и с драйвом перевоплощаетс€ в старого потасканного барбоса, бат€ню-¬асютина, который тоже не прочь спеть Ћепса, т€пнуть водочки и склеить телку. —ерьезна€ роль – несосто€вшейс€ ѕетиной тещи – досталась-таки и ≈лене яковлевой, вышедшей, наконец, из занудного образа вечной девочки  аменской.

Ќо, конечно, главное открытие здесь — собственно, Ќагиев. ѕлох, конечно, шоумен, который не хочет быть актером, но нагиевские амбиции пока исчерпывались комикованием и приклеиванием себе усов и носов.  рыжовников сочинил дл€ него не просто ѕетю — лузера-ƒѕ—ника, великовозрастного оболтуса, но роль предельной сложности, которую артист (теперь уже очевидно, что артист, не шоумен) выт€гивает на ура.

„то до мастерства  рыжовникова-режиссера, то комеди€ комедией, но тут есть, к примеру, отличный кунштюк: громадна€, неверо€тно сложна€ сцена, сн€та€ одним планом, одним дублем, на одном движении камеры, котора€ держитс€ на точнейших, по секундам расписанных действи€х в кадре. ќтлично продуман визуальный строй — весь фильм строитс€ как череда фантастической красоты пейзажей: речек, рощиц, оврагов, полей. » вписанных в эти есенинские виды раздолбанных тачек, пь€ных рыл и вонючих шашлыков.

Ќо главное, что открывает в  рыжовникове «—амый лучший день» – талант драматурга. —амо новаторское определение — караоке-комеди€ — тому свидетельство. “ут и вправду голос€т — и Ћепса, и «ћама Ћюба, давай-давай», и «ќдин раз в год сады цветут», и частушки. » это не превращает действие в собственно мюзикл. —корее, в брехтовский зонгшпиль, где песни остран€ют действие, комментируют его. » с каждым комментарием, с каждой сценой, с каждым кадром «ƒень» всЄ серьезнеет и мрачнеет. ≈сли искать литературные аллюзии, больше всего «ƒень» напоминает «ощенко: смешные только по формальному признаку сцены, всЄ более €вно от начала в финалу обнаруживают жуткую, безнадежную, душераздирающую суть, в них, если вгл€детьс€, нет ничего, кроме бессили€ и горечи от человеческой жалкости.

ћатримониальные шуточки  рыжовникова точно так же перерастают в предельно серьезное высказывание о свинстве, изжить которое – невозможно. ќн выстраивает этот переход из€щно и легко, без менторского тона и проповедей. ѕросто показывает, как счастлива€ и немного дурацка€ жизнь может превратитьс€ в убогую, не достойную человеческого существа. ’эппи-энд, обставленный как бред сумасшедшего, насмотревшегос€ индийского кино, с пл€сками и рефреном «—пасибо за сына и за дочь», только подчеркивает, что выхода нет. ј есть одна только дурна€ бесконечность.

 омедиограф  рыжовников демонстрирует реальность, балансиру€ на грани пародии и абсурда. » получаетс€ это у него гораздо круче и ловчее, чем у тонкого лирика и художника «в€гинцева. «Ћевиафан» по сравнению с «ƒнем» – книжка министра ћединского, духовна€ скрепа. „то, в общем, логично. ¬се тосковали по хорошей комедии. ’отели нового √айда€, –€занова. ј на проверку оказалось, что сегодн€шн€€ «хорошо сделанна€ комеди€» про нашу жизнь как она есть – самое горькое, что можно себе вообразить.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру»

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

ћедитаци€ на тему мести: философи€ ћакиавелли в бешбармак-вестерне Ђ√олиафї

¬ прокат выходит Ђ√олиафї јдильхана ≈ржанова Ч казахстанско-российска€ копродукци€, участвовавша€ в конкурсной программе ЂЌовые горизонтыї 79-го ¬енецианского кинофестивал€.  артина была удостоена премии независимых италь€нских кинокритиков Bisato d'Oro в категории ЂЋучший актерї за работу Ѕерика јйтжанова и ƒани€ра јлшинова, сыгравших главные роли.

—татьи

>