Открылась выставка картин художника "Шерлока Холмса и доктора Ватсона"

26 декабря 2015, 04:26
Версия для печати Версия для печати

Одним из самых ярких – в прямом смысле – событий культурного декабря стала выставка живописных работ голландско-французского художника Марка Каплана, которая в эти дни проходит в галерее «Ленинград Центра». Необычные, наполненные светом работы Каплана хорошо известны во многих странах – от США до Сингапура и Японии. Но в России они выставляются впервые. Между тем художник близок нашему городу, как мало какой другой актуальный европейский мастер.

Марк Каплан – представитель петербургской династии художников, тесно связанной с кинематографом. Его родители, Исаак и Белла Каплан, в качестве художников-постановщиков работали над такими картинами, как «Старик Хоттабыч», «Три толстяка», «Дама с собачкой», «Белое солнце пустыни». А сам Марк Каплан показал нам маленький румынский городок из «Безымянной звезды» и мир Шерлока Холмса и доктора Ватсона. С 1980 года художник начал работать в Нидерландах, где сразу стал востребованным: постановки спектаклей чередовались с работой арт-директором голландского телевидения.

- Я уехал в феврале и уже через месяц выпустил небольшой балет в Голландии. И почти сразу же стал получать много предложений, связанных с театром и кино. Моя подготовка художника, которую я получил на постановочном факультете, созданном Акимовым, очень пригодилась – я не успевал переходить от одного проекта к другому. И я всегда писал, это было моим желанием. Когда мои работы стали хорошо продаваться, я просто перестал заниматься чем-нибудь другим – живопись доставляет мне огромное физическое удовольствие.

Сейчас Марк Каплан живет и творит во французском Провансе, в окрестностях Сан-Тропе.

- Я несколько лет находился между Голландией и Парижем и летом готовил новые программы к сезону. А в сентябре мы с женой ездили на юг – по маленьким французским дорогам. И все это страшно полюбили. А потом увидели, что в том месте, где мы часто бываем, продается земля. Я купил участок на холме, построил там мастерскую. В нашей деревне триста душ, оттуда далеко до автобанов и аэропортов. Естественно, все знакомы. Свой мясник, своя булочница. Но летом триста душ превращаются в тридцать тысяч. И на сезон мы там никогда не остаемся. А вот зимой там замечательно – хоть все рестораны и отели закрыты. Спокойно.

Понятно, что прованские пейзажи и воздух сами по себе являются отличными вдохновителями для творчества. Но, думается, что успех работ Марка Каплана у зрителя объясняется также и своеобразным взглядом художника на искусство, его отрешенностью от «текущего момента».

- Рассуждая о современности в живописи, мы становимся на зыбкую почву. Если выкинуть понятие времени – кто умер, а кто жив – то все становится по-другому. Живопись – это не газета, которая на следующий день устаревает. Не книга. И даже не фильм. Она вне времени. Поэтому я не очень вижу себя внутри этого, как принято говорить, мейнстрима. Кроме того, все идет к абстракции. Другое дело, что этим можно манипулировать и в итоге делать непонятно что. Подлинное искусство или нет, выясняется, когда две работы висят рядом. Всё становится очевидным. Помню свои впечатления, когда я, только приехав на Запад, увидел работы Хаима Сутина. Передо мной была сложнейшая, симфоническая, если хотите, техника. И знакомство с творчеством этого художника стало для меня огромным толчком и откровением. Я пытался понять, как это сделано. Вообще, для меня поиск формы – намного увлекательнее, чем поиск сюжетов.

Выставка продлится до 12 января.

Фонтанка.ру

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Вызывали для допроса в инквизицию». Как Петр приучал Россию к скульптуре — рассказывает выставка в Эрмитаже

До 13 ноября в Эрмитаже, в Арапском зале проходит выставка скульптуры из коллекций Петра Великого. Экспозиция — небольшая, пара десятков работ. Но она окутана шекспировскими страстями: счастливыми историями обретения считавшихся утраченными скульптур, допросом автора по обвинению в связях с потусторонними силами, встречей с таинственными восточными животными и спрятавшимся за портретом императора мавром.

Статьи

>