¬ысший пилотаж: к юбилею »рины —околовой

24 декабр€ 2015, 22:11
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—егодн€ отмечает юбилей актриса, котора€ большую часть своей жизни работала дл€ самой сложной аудитории – той, которую невозможно обмануть. Ѕез героев »рины Ћеонидовны —околовой, теперь давно уже народной артистки –оссии, не взрослели подростки в Ћенинграде 60-70-80-х. » им, включа€ и автора этих строк, несказанно повезло, потому что —околова – из тех уникальных актрис, которым невозможно не верить.

¬ ленинградский “ё« »рина —околова пришла в начале 60-х еще студенткой курса выдающегос€ педагога Ћеонида ћакарьева. —овсем немного поиграла на ћоховой, где располагалс€ старый, бр€нцевский “ё«. Ќо основные, зрелые роли сыграла в том “ё«е на ѕионерской площади, который во времена «инови€  орогодского (мастера «ея, как и сейчас зовут его воспитанные им актеры) гремел не просто на всю страну – на весь мир. —околова с ее детской, травестийной природой в том “ё«е играла и девочку ќфелию, которой так и не случилось повзрослеть в мире, безжалостном к дет€м, и множество современных ей мальчишек и девчонок (придуманных ƒворецким, –ощиным, ќкуджавой, ѕогодиным, Ѕременером), в которых сид€щие в зале школьники узнавали себ€, и удивительных существ, вроде толкиеновского гнома, олененка Ѕэмби или мальчика-неандертальца “имми, ровесника мамонта. «иновий  орогодский, хоть и был, как он сам себ€ называл, «детским человеком», не ставил сусальных сказок. ≈го истории были честными, а потому достаточно жестокими, в том числе, и к подросткам. » играть в них нужно было так, чтобы дети не тер€ли веры в добро и справедливость. —околова, как никто, это умела и умеет до сих пор. » не случайно, когда в “ё« на пару лет пришел јнатолий ѕраудин и поставил «ѕокойного беса» по «ѕовест€м Ѕелкина» ѕушкина, именно »рина —околова вышла на сцену јриной –одионовной, персонажем почти без слов, но котора€ ведала всем укладом жизни, сочиненной режиссером: в безумной круговерти событий она была едва ли не единственным источником стабильности и поко€, эталоном безусловной подлинности. » сейчас, игра€ в одной из последних по времени премьер – «ƒ€де ¬ане», поставленном ѕраудиным по системе —таниславского, – н€нюшку ћарину, котора€ отвечает за приготовление лапши и в€зание шерст€ных вещей на зиму, —околова выгл€дит натурально домовым, хранителем жилища, символом стабильности в расшатанном до безобрази€ мире.

»рина —околова относитс€ к той, увы, ничтожно малочисленной группе людей, которые не совершают некрасивых поступков – ни на сцене, ни в жизни. » потому, будучи человеком еще и предельно скромным, »рина Ћеонидовна дл€ многих своих партнеров – насто€щих и очень давних – остаетс€ главной в их личном рейтинге. ѕомню, собира€сь поздравить актрису с ее очередным юбилеем, € набрала телефон √еорги€ “араторкина, давно уже переехавшего в ћоскве и €вл€вшегос€ президентом ««олотой маски». ѕри имени —околовой “араторкин буквально закричал в трубку: «ѕоздравить »рку?! ƒа конечно! Ёто же мо€ ќфели€! » € люблю ее, как сорок тыс€ч братьев любить не могут» – и наговорил еще много таких нежных и трепетных, таких небанальных слов, что корректоры, вычитывавшие газетный текст, рыдали самыми неподдельными слезами.

¬прочем, сама —околова, когда рассказывает о себе, непременно подчеркивает, что не в отдельных актерских талантах была сила того “ё«а, в котором она росла как актриса, а в чувстве дома и чувстве правды, которые обеспечивал  орогодский. «ѕомнишь, у братьев √римм есть сказка ««олотой гусь»? – рассказывала она мне как-то. – ¬от так же, как прилипали к тому гусю все, кто дотронутс€, так и к  орогодскому прилипали сначала единомышленники-актеры, а уже к актером – единомышленники-зрители. » возникла в результате огромна€ страна, котора€ и до сих пор не распалась. ¬от лежала € как-то больнице, и всЄ старалась так к окошку отвернутьс€, оде€лом накрытьс€. “олько голову повернула, а мне сразу: «¬ы из “ё«а?» «»з “ё«а». «ќ-о-о!!!» » начинались воспоминани€. —пустилась в той же больнице в буфет, нужно было коробочки конфет купить докторам. ј € давно подмечала, что буфетчица как-то так особенно ко мне обращаетс€. ѕотом все ушли, а она спрашивает: «¬ы из “ё«а?» » видно, что жизнь ее, бедную, помотала. Ќо вот она стоит и взахлеб мне рассказывает: «¬ы представить себе не можете! ћы ведь дневали и ночевали в “ё«е! » классом, и по отдельности. Ѕоже, как мы любили наш “ё«». ѕроста€, чудна€, мила€ женщина. ј друга€ женщина мне недавно сказала: «я ребенку пою песни, которые в тюзовских спектакл€х звучали, а сама плачу, что у него-то нет такого театра, он-то этих песен со сцены не услышит. ѕоехали в јмерику с виктюковским спектаклем, где € играла с ≈леной ќбразцовой. » за кулисы стали приходить женщины, у которых текли слезы. Ќо €-то понимаю, что они смотрели на мен€ не как на актрису —околову, к ним как будто бы пришел кусочек “ё«а. » они только с трепетом произносили: «“ё«, “ё«…»

ѕо счастью, у школьников 90-х тоже была »рина —околова. »з любимого “ё«а она ушла вслед за режиссером јнатолием ѕраудиным, уволенным чиновниками. ”шла единственна€ из старой корогодской гвардии, потому что угл€дела в действи€х министров-администраторов «крестовый поход на детство» – и за€вила об этом честно и пр€мо, со страниц газет. Ёкспериментальна€ сцена ѕраудина разместилась на малой сцене «Ѕалтийского дома» – и первым там по€вилс€ отча€нный беспризорник  рокодил, который сплевывал сквозь зубы и ввертывал в речь французские словечки (ѕраудин поставил стих „уковского про двор€нских детей, ставших в результате исторического выверта детьми улицы).  рокодил —околовой, верховодивший целой бандой детей «из хороших семей», превратившихс€ в детей улицы и придумавших себе звериные прозвища, был из разр€да «существ» без возраста и пола, и, что отдельно важно, в нем не было даже намека на агрессию: все, что происходило на сцене, было игрой, хот€ и игрой самой насто€щей.

—тавить сказки дл€ взрослых про обыкновенное чудо – конек режиссера ѕраудина, с которым —околова работает по сей день. Ќапример, »рина —околова долгое врем€ играла фею в ««олушке» – и фе€ эта оказывалась режиссером труппы брод€чих комедиантов, которые разыгрывали дл€ «олушки сказку с той мерой достоверности, что к ней приходила любовь. » дальше ей уже было совершенно не важно, кто на самом деле ее возлюбленный, потому что дл€ нее он становилс€ самым насто€щим принцем.

¬прочем, покинув “ё« в конце 90-х, —околова нашла себ€ не только в театре ѕраудина, а на многих сценах, оказавшись актрисой поистине универсального таланта. ќна неподражаема в Ѕƒ“ в комедии про стариков – оперных артистов, встретившихс€ в доме дл€ престарелых и решивших вспомнить творческую юность: как-то выходит у —околовой играть непосредственность ребенка, напоминающую не о старческом маразме, а о чистоте сознани€ восточных мудрецов. ¬ «Ѕалтийском доме», выход€ в невозможно сентиментальной комедии про старых –омео и ƒжульетту, которых разлучают бесчувственные дети, актрисе удаетс€ уйти от мелодрамы – сыграть, невзира€ на возраст, шварцевскую принцессу, котора€ спокойно и с достоинством встречает свой конец. » есть у »рины —околовой еще один спектакль в Ѕольшом драматическом – «¬рем€ женщин» – истори€, в которой три старухи берут на себ€ труд воспитани€ осиротевшей девочки: и тут, сталкива€сь с советской системой, дл€ которой люди, как известно, были колесиками и винтиками большого государственного механизма, —околова выигрывает, потому что превращаетс€ не с злобную старушенцию, а в бабушку-разбойницу, почти сказочную. ѕеред детски-чистой, игровой логикой героини система пасует.

¬спомина€ наши долгие разговоры с актрисой, р€дом с геро€ми которой мне повезло взрослеть, € вспомнила еще один. «ƒетский – сказала мне однажды —околова, – это значит высший пилотаж. ѕример – Ёкзюпери. ќт взгл€да этого человека на фотографи€х не оторвать глаз. ќн, наверное, потому и был летчиком, что там, в небе был его мир, куда никто не мог зайти». ”же будучи далеко не юной, —околова сыграла в “ё«е ћаленького принца – сосредоточенного ребенка в голубом костюмчике, который казалс€ слепленным с рисунков Ёкзюпери. Ќе важно, что происходило в том спектакле режиссера јндре€ јндреева, не самом, признатьс€, удачном. ¬ажно, что этот ѕринц сам по себе выгл€дел отдельной планетой, маленькой, но гордой и непобедимой, потому что актриса »рина —околова, видимо, со своего непростого, военного детства, усвоила простые истины: про ответственность и за прирученных других, и, прежде всего, за того ребенка, который существует в каждом из нас и которому не выжить без искренности взрослых и без сказок про обыкновенное чудо – самого сложного из всех возможных жанров в любом театре, в том числе, и в театре жизни. ”меть их рассказывать – все равно, что уметь летать. »рина Ћеонидовна —околова умеет.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

Ђѕесни группы Ђ иної Ц наша ћарсельезаї. ”частник записи Ђ√руппы кровиї јндрей —игле - о том, как это было

15 августа 1990 года ¬иктор ÷ой погиб в автомобильной катастрофе. Ќезадолго до годовщины, кинопродюсер, композитор јндрей —игле рассказал Ђ‘онтанкеї о том, как он ненадолго становилс€ Ђучастникомї группы Ђ иної, почему песни ÷о€ актуальны 30 лет спуст€, и что может оправдать концерт легендарной группы без солиста на сцене.

—татьи

>