В тени свадьбы Собчак: Первые романы «чеховской серии» Лениздата

09 февраля 2013, 13:24
Версия для печати Версия для печати

В минувшем году команда Максима Крютченко возродила «Лениздат». Руководителем направления современной русской прозы стал писатель, бывший главред «Лимбус-пресс» Павел Крусанов. Новый «Лениздат», разумеется, имеет с советским титаном немного общего.

Это редкий по нынешним временам боец «в среднем весе» - ведь произошедшее слияние под одной короной крупнейших игроков на книжном рынке АСТ и Эксмо оставило место под солнцем только маленьким издательствам. Да и то на обочине. Так что возрождение старинного бренда в нынешнем формате было шагом смелым до рискованности. Впрочем, по отношению к современной литературе «Лениздат», по всей видимости, собирается придерживаться именно стратегии небольших авторских проектов. Что предполагает открытие и публикацию новых (или же недавних, но хорошо забытых) авторов. Это представляется разумным, так как соперничать с АСТ-Эксмо за литературных звезд – занятие почти безнадежное. Таким образом можно предположить, что лениздатовская серия современной русской прозы под названием «Улица Чехова» представляет своего рода свежий взгляд, новую тенденцию, тем более что обе вышедшие на сей момент книги, несмотря на возрастную разницу авторов, обнаруживают определенное родство подхода. Разумеется, это во многом связано с фигурой редактора Крусанова – сам по себе один из лучших отечественных стилистов, он явно руководствуется прежде всего критерием качества текста, отводя идеологии и актуальности место на втором плане. Но дело не только в этом – чуть ниже я постараюсь объяснить, что одним «Лениздатом» эта «смена вех» не ограничивается. Думается, что нарождающуюся ситуацию в русской прозе можно назвать разочарованием или, если угодно, отрезвлением после бурного романа беллетристики с политикой, или же драки с де-факто сложившимся в обществе порядком вещей.

Как сборник Олега Постнова «Антиквар», так и дебютный роман Вадима Левенталя «Маша Регина», вышедшие в «чеховской» серии «Лениздата» намеренно ускользают от традиционных вопросов «кто виноват» и «что делать». Обоих авторов – и маститого, хоть и редко публикующегося, а потому не слишком заметного Постнова, и тридцатилетнего левака, колумниста «Известий» Левенталя, в литературной практике, по большому счету, волнуют совершенно вневременные и остро частные истории. Для обоих, в пику названию серии, характерна скорее не чеховская, а набоковская линия «детство – пробуждение/и преступления страсти – небытие». Быт, будь то личный или социальный, публичный, служит лишь своеобразной метафорой глубинных движений психики. Эта «белая», или европейская линия русской прозы, думается, не случайно возобновляется именно сейчас. Как бы то ни было, она также связана с переживанием определенного исторического момента, который можно сформулировать как «время оставило нас на потом» - была такая песня у неплохой петербургской рок-группы, название которой, увы, ничего не скажет читателю. После кратковременного царствования «нового реализма», литературы прямого действия, которая пыталась спасти мир, заменить собою вырождающуюся журналистику, кажется, наступил тот род безжалостного в своей ясности похмелья, когда осознаешь, что все, что от тебя зависит, и то в небольшой степени, – это твоя частная, внутренняя жизнь. Выросло и возмужало поколение более или менее талантливых детей не слишком успешных или попросту слишком честных родителей, которое вволю побилось лбом о стену имущественной сегрегации, погомонило на площадях, даже покидалось яйцами в одиозных чиновников. Ими – или для них – и пишется эта новая литература, похожая на тихое окно в себя, и через себя – в мир. Литература пристальная, медленная, упорная и подлинная, как смятые цветы на обочине.

Серия «Лениздата», разумеется, лишь сковырнула корочку – подобных текстов появляется все больше. Так, в этом году я как номинатор премии «Нацбест» решила выдвинуть на соискание рукопись того же ряда – роман самарского прозаика Леонида Немцева «Две Юлии». Любовная история, происходящая в неторопливом волжском городе, где великой реке и молодым людям абсолютно наплевать, какой там царь на Москве. Книга закончена несколько лет назад, но характерно, что своего читателя она, скорее всего, найдет именно сейчас. В тот момент, когда трубы не то чтобы замолчали, но превратились в досадный фон. И новости официальной политики представлены граничащими с идиотизмом законами, а новости протестного движения – свадьбой Ксении Собчак.

Наталья Курчатова, «Фонтанка.ру»

Игры без разума. На экранах — драма Мишеля Франко «Память» о встрече двух травмированных душ

На майских праздниках на экраны вышел фильм «Память» режиссёра Мишеля Франко с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом в главных ролях. За свою игру Сарсгаард на прошлогоднем венецианском кинофестивале был удостоен «Кубка Вольпи». Но получилось ли у создателей фильма сказать о знакомом сюжете что-то новое — и запомниться?

Статьи

>