В ребрендинге Кунсткамеры поучаствует Джеймс Бонд

09 декабря 2015, 03:50
Версия для печати Версия для печати

Старейший российский музей – Кунсткамера – решил стать самым современным. В 2016 году он запустит революционное мобильное приложение, опубликует 3D-панорамы экспозиций и начнет просвещать посетителей в модном формате видеолекций. Цель ребрендинга ценой в 7 миллионов рублей – привлечь «поколение Y»: интеллектуальную молодежь, выросшую в эпоху интернета. В обновлении косвенно поучаствовал даже агент 007.

– Ой, нас же здесь заспиртуют! – с шутливым испугом щебечет подруге юная журналистка, поднимаясь по ступеням Кунсткамеры.

Именно такие фразы стали причиной ребрендинга, которым старейший музей России занимается уже год. Сотрудники устали повторять: Кунсткамера – не только заспиртованные уродцы. Да и те важны не как страшилки, а как напоминание о первых шагах российской науки. Кроме анатомических материалов в Кунсткамере есть богатейшая этнографическая коллекция – больше миллиона экспонатов, собранных в Америке и Африке, Японии и Китае, на Ближнем и Среднем Востоке такими известными учеными, как, например, Миклухо-Маклай. Но об этом знают немногие. Да и полное название заведения – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – сможет вспомнить далеко не каждый.

Деньги на ребрендинг – 7 миллионов рублей – Кунсткамера в начале 2015 года получила от благотворительного фонда Владимира Потанина. Первые результаты появились осенью. Тогда Кунсткамера создала группы «ВКонтакте» и Facebook , продемонстрировала новый логотип – синюю или оранжевую плашку, на которой выделяется белый силуэт музея.



Фото: студия "Проектор" (Митя Харшак, Артем Рулев, Ярослав Иванов)

Однако в администрации уверяют: это только верхушка айсберга. Самые серьезные изменения посетители смогут оценить в 2016 году. Для журналистов карты открыли заранее, устроив презентацию новинок.

Скрытое послание

Во-первых, у музея полностью изменится визуальный стиль, сообщает замдиректора Кунсткамеры Юлия Купина. Дама выступает в круглом зале музея, где фотографии верблюдов и коллекция тюркских тюбетеек органично соседствует со слайд-проектором:

– Редизайн – это не только логотип. В единой манере оформят и указатели, и афиши выставок, и внутреннюю документацию, и подарки в сувенирной лавке.

В основе нового стиля – все те же цветные плашки с белым, то есть «прозрачным» силуэтом музея. Благодаря этой прозрачности в очертания Кунсткамеры можно «вписать» все, что угодно – например, старинные гравюры. Это вполне соответствует девизу заведения: «Все знания о мире в одном здании».



Фото: студия "Проектор" (Митя Харшак, Артем Рулев, Ярослав Иванов)

К тому же, здесь есть тайное послание, объясняет руководитель дизайн-студии «Проектор» Митя Харшак:

– Известная всем оболочка музея скрывает больше, чем кажется. Мало кто знает, что в экспозиции выставлен только 1% фонда.

По музею с Джеймсом Бондом

Не заблудиться в Кунсткамере поможет мобильное приложение, разработанное компаниями «КАМИС» и Maugry, говорит руководитель мультимедийных проектов «КАМИС» Ирина Копылова. Она уверена: эта программа насколько современная, что аналогов нет ни в одном российском музее.

– Приложение будет работать для iPhone, iPad и устройств на Android. Оно поддерживает навигацию внутри помещения. То есть посетители при помощи Bluetooth-маячков и QR-кодов смогут определить, где находятся, – объясняет Копылова. Она идет с журналистом «Фонтанки» по залу «Африка». IPhone эксперта показывает карту, на которой видны мы – в виде движущейся стрелки. На иконки экспонатов можно кликнуть, чтобы почитать или послушать информацию о них. Приложение одновременно является аудиогидом, уточняет заведующая отделом информационных технологий музея Татьяна Богомазова.

– Восемь пилотных аудиороликов записал Валерий Соловьев – актер, чьим голосом говорит Джеймс Бонд в русском переводе в четырех последних фильмах, – отмечает Богомазова. – Мы надеемся, что Соловьев продолжит работать над проектом.

Музей не исключает, что для записи роликов создаст маленькую звукозаписывающую студию. А чтобы гостям было удобно пользоваться приложением, откроет для них wi-fi.

Кунсткамера изнутри

Для тех, кто живет далеко от Кунсткамеры, но хочет попасть нее, создадут виртуальный 3D-тур. В него войдет 70 круговых панорам, отснятых в музейных залах. Между ними можно будет «ходить», менять точки осмотра, приближать экспонаты, а некоторые из них – даже осматривать изнутри.



Фото: студия "Проектор" (Митя Харшак, Артем Рулев, Ярослав Иванов)

– Например, в башне Кунсткамеры есть зал со знаменитым академическим глобусом (глобус диаметром 3,1 метра Петру I подарил Голштинский герцог Карл Фридрих в 1717 году – прим. ред.), – отмечает Ирина Копылова. – Даже если вы попадете туда, то не сможете оценить всю красоту экспоната – внутреннюю роспись, изображения звездного неба. На 3D-панораме все это видно.

У Кунсткамеры уже существуют аккаунты в Instagram, Google+, Twitter, Youtube и дополнительный сайт – y.kunstkamera.ru. Английская буква Y в названии появилась не случайно.

– Поколение Y – это первое поколение, чьи ценности и интересы сформировались в эпоху интернета. Сегодня в России таким людям от 18 до 35 лет. Они свободны и открыты для новых знаний, – поясняют в музее.

Сейчас на сайте размещен только промо-ролик, но до конца 2015 года портал наполнится научно-популярными лекциями от сотрудников Кунсткамеры. Причем это будут не просто записи выступлений, а скорее, небольшие фильмы на этнографические темы.

– Мы пригласим пользователей не только в общедоступные залы, но и в закрытые лаборатории и фонды, где хранятся уникальные памятники, где совершаются открытия. Ученые расскажут, как исследовать памятники, зачем собирать коллекции, что происходит в научных экспедициях, и почему это важно, – говорит Юлия Купина.

Главный акцент в фильмах будет сделан на человеческие истории. Именно личность ученых поможет зрителям переварить непростой материал, полагает директор просветительского проекта «Лекториум» Яков Сомов, готовивший ролики.

– Мы хотели показать, как человек живет, как он работает. Вот он очки поправил… Будь мы телевизионщиками мы бы выхолостили, но видеолекции – более свободный формат.

Большая часть проанонсированных проектов заработает в середине 2016 года, полностью ребрендинг Кунсткамеры завершится к концу 2016-го.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Полюбите нас черненькими: в театре «Мастерская» поставили «Превращение» Кафки. Каким оказался новый спектакль?

Главный режиссер театра «Мастерская» Роман Габриа радикально изменил знаменитый сюжет Кафки. Его герой, мелкий коммивояжер Грегор Замза, однажды утром не превращается в жука спонтанно, а устраивает протестный перформанс, надевая поверх себя панцирь насекомого. Зрителю же время от времени предлагается подняться на сцену и поучаствовать в действии: выглядит это как аттракцион, но выбор каждому предложен самый серьезный.

Статьи

>