Светлана Алексиевич прочла в Стокгольме свою нобелевскую лекцию

08 декабря 2015, 01:50
Версия для печати Версия для печати

Россия «упустила шанс, данный ей в 1990-е годы». Выбирая между силой и достоинством, она предпочла силу, и это обрекло страну на повторение печального опыта Советского Союза.

С таким заявлением выступила лауреат Нобелевской премии – 2015 по литературе Светлана Алексиевич. Она 7 декабря прочитала в Стокгольме свою нобелевскую лекцию.

В выступлении Алексиевич сплетались несколько тем. Во-первых, литератор рассказывала о «красной» империи – такой, какой сама видела ее с конца 1980-х годов до сегодняшнего дня. СССР нобелевский лауреат воспринимает как страну «палачей и жертв», где «зло все время подглядывало за нами». Алексиевич обильно цитировала собственные дневники, где описывала переживания от чернобыльской трагедии, войны в Афганистане, рассуждала о Великой Отечественной.

Во-вторых, Алексиевич с симпатией говорила о советских людях и опыте общения с ними. Это привело писательницу к рассуждению о собственном творческом методе.

– Меня интересует маленький человек. Маленький большой человек, так я бы сказала, потому что страдания его увеличивают. Он сам в моих книгах рассказывает свою маленькую историю, а вместе со своей историей и большую… Я писала историю через рассказ никем не замеченного ее свидетеля и участника, – подчеркнула Алексиевич. – Мой учитель Алесь Адамович, чье имя хочу назвать сегодня с благодарностью, тоже считал, что писать прозу о кошмарах XX века кощунственно. Тут нельзя выдумывать. Правду нужно давать, как она есть. Требуется «сверхлитература». Говорить должен свидетель.

Напомним, Нобелевскую премию по литературе белорусский писатель Светлана Алексиевич получила в октябре 2015 года с формулировкой: за «ее многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время». Алексиевич, профессиональный журналист, работает в жанре документалистики. Писатель проснулась знаменитой в середине 1980-х после выхода очерковой книги «У войны не женское лицо». Позже она выпустила книги «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд».

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>