Светлана Алексиевич прочла в Стокгольме свою нобелевскую лекцию
Россия «упустила шанс, данный ей в 1990-е годы». Выбирая между силой и достоинством, она предпочла силу, и это обрекло страну на повторение печального опыта Советского Союза.
С таким заявлением выступила лауреат Нобелевской премии – 2015 по литературе Светлана Алексиевич. Она 7 декабря прочитала в Стокгольме свою нобелевскую лекцию.
В выступлении Алексиевич сплетались несколько тем. Во-первых, литератор рассказывала о «красной» империи – такой, какой сама видела ее с конца 1980-х годов до сегодняшнего дня. СССР нобелевский лауреат воспринимает как страну «палачей и жертв», где «зло все время подглядывало за нами». Алексиевич обильно цитировала собственные дневники, где описывала переживания от чернобыльской трагедии, войны в Афганистане, рассуждала о Великой Отечественной.
Во-вторых, Алексиевич с симпатией говорила о советских людях и опыте общения с ними. Это привело писательницу к рассуждению о собственном творческом методе.
– Меня интересует маленький человек. Маленький большой человек, так я бы сказала, потому что страдания его увеличивают. Он сам в моих книгах рассказывает свою маленькую историю, а вместе со своей историей и большую… Я писала историю через рассказ никем не замеченного ее свидетеля и участника, – подчеркнула Алексиевич. – Мой учитель Алесь Адамович, чье имя хочу назвать сегодня с благодарностью, тоже считал, что писать прозу о кошмарах XX века кощунственно. Тут нельзя выдумывать. Правду нужно давать, как она есть. Требуется «сверхлитература». Говорить должен свидетель.
Напомним, Нобелевскую премию по литературе белорусский писатель Светлана Алексиевич получила в октябре 2015 года с формулировкой: за «ее многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время». Алексиевич, профессиональный журналист, работает в жанре документалистики. Писатель проснулась знаменитой в середине 1980-х после выхода очерковой книги «У войны не женское лицо». Позже она выпустила книги «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд».
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 6–8 сентября: «Дары осени», «Яблочный полдень», новый театральный сезон и фестиваль кино из Китая
Новости
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
- 04 сентября 2024 - Форум объединенных культур в Петербурге начнется с лекции патриарха Кирилла
- 04 сентября 2024 - Константин Эрнст заявил, что «в футболе всегда выигрывают команды из католических стран» и объяснил почему
Статьи
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
01 сентября 2024, 19:24
-
29 августа 2024, 18:41