Светлана Алексиевич прочла в Стокгольме свою нобелевскую лекцию

Россия «упустила шанс, данный ей в 1990-е годы». Выбирая между силой и достоинством, она предпочла силу, и это обрекло страну на повторение печального опыта Советского Союза.
С таким заявлением выступила лауреат Нобелевской премии – 2015 по литературе Светлана Алексиевич. Она 7 декабря прочитала в Стокгольме свою нобелевскую лекцию.
В выступлении Алексиевич сплетались несколько тем. Во-первых, литератор рассказывала о «красной» империи – такой, какой сама видела ее с конца 1980-х годов до сегодняшнего дня. СССР нобелевский лауреат воспринимает как страну «палачей и жертв», где «зло все время подглядывало за нами». Алексиевич обильно цитировала собственные дневники, где описывала переживания от чернобыльской трагедии, войны в Афганистане, рассуждала о Великой Отечественной.
Во-вторых, Алексиевич с симпатией говорила о советских людях и опыте общения с ними. Это привело писательницу к рассуждению о собственном творческом методе.
– Меня интересует маленький человек. Маленький большой человек, так я бы сказала, потому что страдания его увеличивают. Он сам в моих книгах рассказывает свою маленькую историю, а вместе со своей историей и большую… Я писала историю через рассказ никем не замеченного ее свидетеля и участника, – подчеркнула Алексиевич. – Мой учитель Алесь Адамович, чье имя хочу назвать сегодня с благодарностью, тоже считал, что писать прозу о кошмарах XX века кощунственно. Тут нельзя выдумывать. Правду нужно давать, как она есть. Требуется «сверхлитература». Говорить должен свидетель.
Напомним, Нобелевскую премию по литературе белорусский писатель Светлана Алексиевич получила в октябре 2015 года с формулировкой: за «ее многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время». Алексиевич, профессиональный журналист, работает в жанре документалистики. Писатель проснулась знаменитой в середине 1980-х после выхода очерковой книги «У войны не женское лицо». Позже она выпустила книги «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд».
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

«Дело не закрыто». Что случилось с домом легендарного композитора Олега Каравайчука?
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
04 июля 2025, 08:30
-
29 июня 2025, 20:28