«Шпионский мост»: основы государства и права от Стивена Спилберга

04 декабря 2015, 21:25
Версия для печати Версия для печати

Вышедший на экраны фильм «Шпионский мост» не из числа тех лент, которые захватят внимание всей семьи. Спилберг здесь не повелитель динозавров и инопланетян, а рассказчик довольно серьезной истории. Не такой трагичной, как в «Списке Шиндлера», но все равно очень важной. В «Шпионском мосту» режиссер популярно напоминает зрителю о том, как важно уважать конституцию. Нет, лучше так – уважать Конституцию. С большой буквы.

Донести на первый взгляд очевидные истины мэтру Голливуда взялись помочь сценаристы – харизматичные братья Итан и Джоэл Коэны со своими фирменными мизантропическими хиханьками. Но, несмотря ни на что, у Спилберга все равно получилось и задать важные вопросы и ответить на них.

История обмена на берлинском мосту Глинике советского разведчика Рудольфа Абеля на сбитого американского летчика-шпиона Фрэнсиса Пауэрса с дополнительным условием освобождения из застенков в ГДР студента Фредерика Прайора документальна. И главный герой картины – адвокат Джеймс Донован, которого играет Том Хэнкс – известен также тем, что способствовал освобождению уймы людей во времена кубинских событий 1962 года. Именно героя Хэнкса Спилберг сделал образцом идеального гражданина, на которых держится любое правовое государство.

На экране воссоздана атмосфера холодной войны – все более напоминающая наши дни. Американское общество, напичканное байками о советской угрозе, морально готовится к худшему и с восторгом следит за процессом над задержанным ФБР советским резидентом. Компетентные органы, стремясь соблюсти юридические формальности (дело-то ясное: все закончится электрическим стулом), приглашает адвоката по страховым делам Донована защищать Абеля. Так надо – нельзя же без адвоката. Но Донован неожиданно для всех и отчасти для себя самого (повторюсь – дело ясное, это важно для понимания посыла всей картины) начинает защищать клиента по-честному, соблюдая и букву, и дух закона.

Разумеется, адвокат встречается с непониманием коллег и официальных лиц – от судьи до сотрудника ФБР. А также со шквалом ненависти со стороны обычных граждан: защищать шпиона Советов, которые хотят смерти американцев и их детей – немыслимо! Но если обвиняющие взгляды попутчиков в общественном транспорте и стрельба в окна доновановского дома для главного героя более-менее предсказуемы, то основы государственного устройства американскому «особисту» адвокат растолковывает с немалым замешательством.

Сотрудник ФБР пытается понять: «Зачем защищать Абеля по-настоящему? Понятно, что вы следуете сборнику ваших правил, но…» И герой Хэнкса его прерывает: «Вы по происхождению немец, я – ирландец. Но что нас делает американцами? Сборник правил, который называется конституцией».

Диалог имеет все шансы на пафосное исполнение. Но Том Хэнкс гениальный актер, и произносит эти правильные слова абсолютно естественно, не вызывая нигилистических ухмылок зрителя и ощущения, что нам преподносят очередное «бла-бла-бла».

Общество, готовое снисходительно и свысока относиться к собственной конституции, рано или поздно деградирует. И картина такого саморазрушения демонстрируется Спилбергом. После того, как стараниями адвоката Абель приговаривается к тюремному сроку, а не к смерти, чинно сидящие на заседании американцы превращаются в орущую толпу, готовую распять не только советского шпиона, но и Донована, и любого, кто посмеет противопоставить общественному настроению границы правового поля и требования соблюдения закона. Этот эпизод делает «Шпионский мост» актуальным не только для американского проката.

Ну, а в остальном в ленте все как бы очень предсказуемо. Плохие советские. Людоеды-штази. Расстрел перебежчиков у Берлинской стены (эпизод рифмуется с картиной безмятежных американских подростков, пересекающих спортивные препятствия в бруклинских переулках). Бравый и несломленный летчик Пауэрс, который ничего не сказал в застенках КГБ (на самом деле – сказал). Но свободный художник всегда в силах уйти от клише, в том числе и патриотических. И Спилберг уходит: каким бы великолепным не был Том Хэнкс в роли адвоката Донована, но британец Марк Райленс просто блистает в образе Рудольфа Абеля. Лиричный и одновременно несгибаемый интеллектуал, честный солдат своей страны, не выдавший ни одного секрета, стоик («Вам грозит электрический стул! Вас не беспокоит? – А что, это поможет?») вызывает симпатию едва ли не большую, чем главный герой. В общем, мастерство и на динозаврах не пропьёшь.

Посмотреть «Шпионский мост» было бы неплохо. На особое удовольствие можно не рассчитывать – как нельзя испытать его при просмотре того же «Списка Шиндлера». А вот понять, какими принципами должен руководствоваться настоящий гражданин, может и получится.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>