Братья Запашные: «Новый министр культуры и его команда обратились лицом к цирку»

11 февраля 2013, 08:02
Версия для печати Версия для печати

С 8 по 24 февраля братья Запашные во дворце спорта «Юбилейный» показывают серию из 17 цирковых шоу «К.У.К.Л.А.». Все сделано с размахом: 170 артистов разных жанров, тигры, львы и другие хищники, 800 костюмов, оригинальные декорации, каскад световых, лазерных, компьютерных и пиротехнических чудес. Братья – не только артисты: Аскольд - сценарист и режиссер, Эдгард – продюсер спектакля.

Шоу «К.У.К.Л.А.» привез Цирк Запашных – независимая компания, а с ноября Эдгар стал еще и новым директором Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, и его назначение вкупе с появлением Вячеслава Полунина в Петербурге в роли худрука Цирка на Фонтанке, называют революцией в российском цирке. "Фонтанка" выяснила у братьев, каковы их прогнозы по поводу ближайшего будущего российского цирка.

- В одном из интервью вы обмолвились, что на днях встречались в Москве с Вячеславом Полуниным как два новых руководителя цирков двух столиц. Кому в голову пришла идея такой встречи – вам или Вячеславу?

Эдгард. - Он с порога попросил называть его «Славой»... Идея такой встречи моя, но не важно, кто первый, кто второй. Мы бы все равно встретились, не в Москве, так в Питере: у Полунина скоро гастроли со «Снежным шоу» в Михайловском театре, а мы как раз в эти дни выступаем в «Юбилейном». Я, конечно же, пригласил его к нам на шоу.



Фото: М.Садчиков-мл.

- Скажите, а зачем Полунину Цирк на Фонтанке? Выступает по всему миру, живет под Парижем вместе с семьей и своей цирковой командой, все у него есть, а тут одни проблемы и заморочки…

- А зачем Запашным Большой Московский цирк?!

- Это был мой следующий вопрос…

Эдгард. - Славу попросили, и, насколько я понимаю, сейчас Полунин нужен Цирку на Фонтанке больше, чем Цирк на Фонтанке - Полунину. Потому что легендарному петербургскому цирку нужно выходить из тотального кризиса, в который его загнало бывшее руководство.

Аскольд. - Альтернативы Полунину сегодня в Петербурге нет. Но главное, что политика министерства культуры по отношению к цирку изменилась. Новый министр и его команда обратились лицом к жанру, а ведь на протяжении долгого времени мы были бедными родственниками, цирки чахли и теряли авторитет, никто не помогал… Ведь мы с братом все свои шоу сделали на свои личные деньги, не взяв у государства ни рубля.

Эдгард. - Как только Полунин отстроит механизм управления Цирком на Фонтанке, сможет найти нужный контакт с властью, как на местном уровне, так и на федеральном, и в цирке закрутится жизнь, думаю, Славе может понравиться эта работа. Все зависит оттого, будут ли его бить по рукам, потому что очень много сложных задач стоит перед цирком. Не будет поддержки, так он, состоявшийся артист с мировым именем, может и психануть: «Ребята, ну если вам это не надо, то мне-то зачем?» Но не думаю, что дойдет до такого – многие его проекты доказывают, что Полунин - мудрый, опытный, ответственный, креативный руководитель, а не просто звездный клоун.



Фото: М.Садчиков-мл.

- Так как Полунин еще не устраивал пресс-конференции в новом качестве, не раскрывал карты, может быть, вы рассекретите его идеи насчет Цирка на Фонтанке?

Эдгард. - Как вы понимаете, мне он свою программу действий полностью тоже не раскрывал. Разговор был дружеский, неформальный. Слава рассказал, что посмотрел старинные картинки Цирка Чинизелли и поразился красоте: все в люстрах, в красном дереве. Полунин загорелся желанием все это восстановить! Какие-то его идеи мне показались чрезвычайно оригинальными. Например, он предложил сделать авторские, тематические грим-уборные – для дрессировщиков, жонглеров, акробатов. Я такого в цирке еще не видел… Говорил Слава и о том, что надо заняться строительством гостиницы, что невозможно создать условия для содержания животных, не получив новую территорию. Я сказал, что по своему директорскому опыту знаю: тут надо брать лопату и разгребать! От творческих вопросов до хозяйственных.

- А сами вы с «лопатой» уже сумели что-то «разгрести» в Москве?

Эдгард. - Знаете, что мне сейчас приятно? Несколько последних дней подряд, заходя в Цирк на проспекте Вернадского, я с проходной слышал звук дрели. Для меня это самая сладкая мелодия - серьезно! Ремонт идет полным ходом – сверлят, ломают, крушат, бегают с чертежами. Вот вчера на конюшне выдалбливали кафель, который еще Брежнева помнит… Но мы в ремонте не увязли: 2 марта премьера новой программы «Времена», которая будет идти полгода.

- Почему бы полгода спустя не привезти вашу программу в Цирк на Фонтанке?

Эдгард. - Такие варианты мы со Славой как раз и обсуждали. Надо наладить взаимный контакт. Я спросил Полунина: «Ведь у вас наверняка есть на примете артисты мирового класса, которых вы бы хотели показать в России?» Он ответил: «Конечно, есть, и главное, они с удовольствием приедут и ко мне в цирк, и к вам!» Я заговорил об обменных программах, на что Слава ответил: «Если я захочу, даже не в качестве обмена, а просто так, показать программу в вашем цирке, с удовольствием это сделаю». У нас и в мыслях нет препятствовать друг другу, ревновать, как бывало у прежних руководителей цирков двух столиц. Наоборот, мы с большим удовольствием будем сотрудничать и радоваться успехам друг друга.



Фото: М.Садчиков-мл.

- Признайтесь честно, как цирковых продюсеров вас не раздражает активность Цирка Дю Солей на российском рынке?

Эдгард. - Честно скажу – нет. После того, как к нам приехали Майкл Джексон, Мадонна - и не по одному разу, - почему бы Цирку Дю Солей не появиться на нашем рынке? Мы знали, что это произойдет, ждали их даже раньше, но жираф большой, ему видней, как себя вести. И канадцы не хозяйничают, а нормально и спокойно ведут себя на рынке, борются за своего зрителя и составляют достойную конкуренцию. Удачи им!

Аскольд. - Не стоит забывать, что Дю Солей использует ресурс российских исполнителей до 60-70 процентов, не скрывая этих цифр. И вообще на Западе в любом престижном шоу вы найдете не меньше 30 процентов русских исполнителей, причем, как правило, они там лучшие! Глупо сегодня включать патриотизм, «воевать с Дю Солей», потому что они иноземцы.

В новых условиях российскому цирку нужно научиться самому создавать и показывать проекты на уровне мировых стандартов, чтобы простые зрители и специалисты имели возможность выбрать, оценить, понять, кто есть кто. И тогда мы будем тоже ездить за границу не поодиночке, а с шоу, спектаклями, и нас будут с удовольствием там принимать. Поэтому мы с братом так активничаем, создаем новые шоу, идем вперед, тратим все свои сбережения, берем огромные кредиты, чтобы показать всем наши возможности!

- Аскольд, а как выглядит «К.У.К.Л.А.» в контексте мировых цирковых шоу?

- Мы не самые лучшие, в мире много достойных программ. Что касается истории Цирка Запашных, то это действительно наше лучшее шоу. С каждым годом, с каждым новым шоу идем вперед, учась на собственных достижениях и ошибках. Стараемся создать продукт мирового уровня, никак не ниже.

- Помочь вернуть любовь зрителей российским артистам могло бы и телевидение, но на ТВ-просторах днем с огнем не сыщешь цирковых чудес. Нет российского цирка и в сериалах, кино… Между тем, новый фильм «Cirque du Soleil: Сказочный мир в 3D» собрал в российском прокате 8 миллионов долларов, подтвердив горячий интерес нашей публики к цирковому жанру.

Эдгард. - Насколько мне известно, Первый канал готовит проект «Цирк со звездами 3». Было бы хорошо, так как первые два проекта, как бы их ни критиковали, помогли популяризации цирка (братья Запашные были в жюри «Цирка со звездами». – Прим. Авт.), как и проект «Король ринга» помог популяризации бокса (Эдгар был участником «Короля ринга» и победил там).

Телеканал «Россия» недавно попросил нас принять участие в цикле программ о том, как готовятся животные для работы в цирке. К нам также обратились документалисты с предложением сделать полуторачасовой документальный фильм по дрессуре. И будьте уверены, в этом фильме мы покажем не только российских специалистов, но и западные школы, чтобы объяснить зрителям, что цирк может быть разным - и без животных, как Дю Солей, и с хищниками, как у Запашных.

В сентябре этого года мы с братом будем сниматься в телевизионном фильме, историческом сериале Алексея Пиманова о жизни Маргариты Назаровой, звезде советской кинокомедии «Полосатый рейс». Эта знаменитая актриса цирка и кино, дрессировщица тигров, кстати, родом из Царского Села… Главную героиню сыграет актриса Ольга Погодина, а меня пригласили на роль ее супруга. Надеюсь, получится яркий ТВ-продукт.

Что касается кино, то мы с братом не хотим расставаться с проектом «К.У.К.Л.А.» и думаем о том, чтобы снять по его мотивам художественную картину или полнометражный мультфильм.

Михаил Садчиков

Фото Михаила Садчикова-мл.

Куда пойти 3 — 5 мая: личный взгляд на Родченко, «Женщины Есенина» на сцене Михайловского и цветение сакуры

В выходные после двухдневной рабочей недели можно дать себе еще один шанс отдохнуть, если не получилось на первых майских. В город, как по заказу, приезжают сразу несколько московских проектов, в Ботаническом саду в разгаре сезон цветения, а в кинотеатрах идут картины о лабиринтах памяти.

Статьи

>