
Киберискусство как напоминание о смерти

Девятый «Киберфест» в Эрмитаже прощается с аналоговой культурой. На нем рубят топором пианино, показывают битые кинескопы и скучают о нецифровом времени. Правда, с прошлого года в Эрмитаже можно увидеть только малую долю «Киберфеста», придуманного петербурженками Анной Франц и Мариной Колдобской. В 2014-м основная площадка переместилась в Берлин, в этом году – в Боготу. Однако и в Питере есть, чем впечатлиться.
Фестиваль медиаискусства «Киберфест» мало отличается от обычной выставки. Вместо рам с полотнами – видеоэкраны. Только посетители задерживаются на десяток секунд подольше – надевают наушники, следят с полминуты за видео и проходят дальше.
К приходу Энта Дикинсона большая часть посетителей уже усвоила предложенный медиа-арт. Несколько десятков человек толклись в коридоре, демонстрируя силу притяжения стола с вином и печеньками.
Англичанин прошел к пианино. Он играл, а проектор за ним демонстрировал, как это же пианино разносят в щепки топор и циркулярная пила. Такой параллельный концерт виртуозной игры на пианино шуруповертом. Нервирующие звуки строительных инструментов вплетались в привычную музыку.
У Дикинсона вообще своеобразный вкус к музыке. На выставке есть еще два видео, на которых он методично разламывает пианино, скрупулезно снимая звук погибающего инструмента.
- Вы сколько пианино разбили? – спрашиваю автора.
- Три.
- А в чем смысл?
- Не знаю.
- Просто так, то есть?
- Наверное, это переход от жизни к смерти… Хотя да, я просто получаю удовольствие от процесса.
Но смерть – это в точку. Смерть прошлой, аналоговой жизни просвечивает сквозь весь «Киберфест». Китаец Лей Лей собрал анимацию из пленок, найденных на окраине Пекина. Тысячи снимков должны были переработать и выделить из них нитрат серебра.
Даже куратор выставки поддалась эстетике вымирающего аналога. Анна Франц демонстрировала видео на цифровом экране, вставленном в разбитый кинескоп. Собственно эта работа и попала на афишу выставки.
Даже загадочное видео норвежца Свена Палссона с бегущим в темноте человеком можно истолковать, как нынешнюю торопливую жизнь, большую часть которой мы проводим в виртуальной реальности. Из визуальных впечатлений остаются только парковки, строительные заборы и вечные задворки непонятно какой парадной жизни.
Оторвалась от земли только англичанка Никола Рэй. Она дала зрителям свободу. В космической инсталляции можно поиграть на треугольнике и сгенерировать самим абстрактный визуальный ряд.
Впрочем, выставка – еще не весь «Киберфест». Интересующихся ждут мастер-классы с непредсказуемыми названиями «Будущие жертвоприношения второстепенных богов» или «Субъективация звука».
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
05 июля 2025, 23:26
-
04 июля 2025, 08:30