Молодежная премия «Прорыв»: Отожгли!

06 февраля 2013, 15:35
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге в четвертый раз вручили молодежную театральную премию «Прорыв». В академическом зале Театра имени Комиссаржевской режиссеры церемонии погружали зрителей в темноту, жгли, оглушали и терзали слух. Все было сделано вопреки стандартному ритуалу церемоний. Единственное, без чего не обошлись: лучшие были вручены заветные статуэтки.

Позвольте, позвольте я прочту стих: «Наступила тьма и снова грустно, наступила тьма и снова пусто...» Таким закадровым текстом в стиле капитана Лебядкина из «Бесов» Достоевского начиналась церемония. Подобными «стихами» она и была наполнена до завершения.

Грустно на премии «Прорыв» не было, эпатажная церемония в очередной раз удивила пришедших формой. Молодой режиссерский дуэт, работавший над постановкой действа под крылом всеми признанного теперь уже мэтра Андрея Могучего (и в свои 50 не утратившего ни драйва, ни умения взрывать мозг нестандартными решениями), тоже мог бы побороться за приз «Прорыва» за оригинальность постановки. Мизансцена проста: статуэтки и пакеты с подарками по центру. В правом углу рояль с экспрессивной пианисткой, готовой в порыве душевного надрыва выломить педали, и безмолвным конферансье.

Зрители сперва окунаются с головой полную тьму. На сцене пустота. В зале тишина и сдержанные, а затем и откровенные смешки. Улыбающийся на тот момент еще дважды, а спустя сорок минут уже трижды победитель «Прорыва» режиссер Дмитрий Волкострелов включился в процесс: достал мобильник и начал пускать лучи света, по залу подхватили и засветилось то в одном углу партера, то откуда-то с балкона под дружный искренний смех. Вообще-то такого сценарий не предполагал. Импровизация. Однако совершенно отражающая смысл всего действа. Черноту на занавесе тоже начал разъедать свет, превратив его в огромный экран с двадцатью «живыми» портретами молодых номинантов и одним «взрослым» — премированным в почетной номинации «За поддержку молодых» — народным художником России, главным художником БДТ им. Товстоногова, Эдуардом Степановичем Кочергиным.

Ведущий церемонии - «за кадром», у него очень громкий и резкий голос, навязчиво предлагающий прочесть стих по поводу очередного победителя. Это «трэшовое» решение – явное желание молодых свести счеты с традиционным пафосом подобных церемоний. Никаких «вручантов», речей и поклонов – сопливые «приветы маме, папе, любимой девушке» у сегодняшней молодежи тоже моветон. Стих, имя, пробежка победителя на сцену, стремительные шаги «статиста-конферансье» со статуэткой, поклон, улыбка, краткий и остроумно обыгранный рекламный блок. Следующий.

За спинами молодых претендентов — которые заняли первые семь рядом – разместилась так называемая театральная общественность. Там - напряженная тишина, порой недовольное бурчание, но на этот раз никто не встал и прочь не вышел, как это было на предыдущей церемонии, где в пику функционерам хоронили российское искусство. Однако многие не скрывали своего непонимания и несогласия с зашкаливающим новаторством в церемониале.

Единственным отступлением от лаконичного сценария стало награждение лучшего молодого актера драматического театра. Кирилл Варакса (роль Пархи в спектакле «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Этюд-театра, режиссер Евгения Сафонова) шел на сцену, стягивая с себя одежду. В итоге статуэтку он получал в самодельной футболке посвященной другой победительнице, получившей спецприз номинационного совета Анне Донченко. И ей же прочел стих - «Балладу о прокуренном вагоне» из «Иронии судьбы». Это уж была читая импровизация абсолютно вразрез с церемонией. Но молодой человек слишком настаивал на том, чтобы сделать личную историю всеобщим достоянием. Анна, сидевшая в зале, мужественно вынесла испытания. Но в полутьме казалось, что она рыдает.

Что же до полного списка лауреатов то он оказался немного короче запланированного. Лучшего художника жюри решило не награждать. В номинации "Лучший молодой режиссер драматического театра" победителями стало трио: Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский и Александр Вартанов за постановку в театре POST спектакля "Shoot/Get Treasure/ Repeat" по циклу пьес Марка Равенхилла. Лучшей актрисой стала Дарья Румянцева, сыгравшая в спектакле «Такого театра» «Время и семья Конвей» Кей Конвей, лучшей актрисой второго плана стала Ирина Саликова за мужскую роль Самуила Яковлевича Глостера в спектакле "Лир" в театре "Приют комедианта". Из менеджеров победителем выбрали генерального продюсера лаборатории «ОN.Театр» Милену Авимскую, организовавшую конференцию "Американская драматургия: новые открытия" и устроившую Всероссийский фестиваль-лабораторию "ON.Театр.ru".

Хотя в самом начале казалось, что метафора режиссеров церемонии понятна: из тьмы в свету, к завершению же оказалось, что все несколько не так. Занавесь-экран, где на протяжении всей церемонии «жили» лица героев премии – улыбались, удивлялись, внимательно и выразительно оценивали зал, - охватило пламя, а «закадровый» голос оглушительно провозгласил, что "Сегодняшнюю театральную жизнь в Петербурге можно охарактеризовать одним словом - "огонь". Рокочущее слово, повторяясь раз за разом, в конце концов превратилось в команду. «Огонь!». Экран охватило пламя, которое бушевало минут пять. Словом, отожгли.

Текст и фото Ксении Потеевой, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>