
Молодежная премия «Прорыв»: Отожгли!

В Петербурге в четвертый раз вручили молодежную театральную премию «Прорыв». В академическом зале Театра имени Комиссаржевской режиссеры церемонии погружали зрителей в темноту, жгли, оглушали и терзали слух. Все было сделано вопреки стандартному ритуалу церемоний. Единственное, без чего не обошлись: лучшие были вручены заветные статуэтки.
Позвольте, позвольте я прочту стих: «Наступила тьма и снова грустно, наступила тьма и снова пусто...» Таким закадровым текстом в стиле капитана Лебядкина из «Бесов» Достоевского начиналась церемония. Подобными «стихами» она и была наполнена до завершения.
Грустно на премии «Прорыв» не было, эпатажная церемония в очередной раз удивила пришедших формой. Молодой режиссерский дуэт, работавший над постановкой действа под крылом всеми признанного теперь уже мэтра Андрея Могучего (и в свои 50 не утратившего ни драйва, ни умения взрывать мозг нестандартными решениями), тоже мог бы побороться за приз «Прорыва» за оригинальность постановки. Мизансцена проста: статуэтки и пакеты с подарками по центру. В правом углу рояль с экспрессивной пианисткой, готовой в порыве душевного надрыва выломить педали, и безмолвным конферансье.
Зрители сперва окунаются с головой полную тьму. На сцене пустота. В зале тишина и сдержанные, а затем и откровенные смешки. Улыбающийся на тот момент еще дважды, а спустя сорок минут уже трижды победитель «Прорыва» режиссер Дмитрий Волкострелов включился в процесс: достал мобильник и начал пускать лучи света, по залу подхватили и засветилось то в одном углу партера, то откуда-то с балкона под дружный искренний смех. Вообще-то такого сценарий не предполагал. Импровизация. Однако совершенно отражающая смысл всего действа. Черноту на занавесе тоже начал разъедать свет, превратив его в огромный экран с двадцатью «живыми» портретами молодых номинантов и одним «взрослым» — премированным в почетной номинации «За поддержку молодых» — народным художником России, главным художником БДТ им. Товстоногова, Эдуардом Степановичем Кочергиным.
Ведущий церемонии - «за кадром», у него очень громкий и резкий голос, навязчиво предлагающий прочесть стих по поводу очередного победителя. Это «трэшовое» решение – явное желание молодых свести счеты с традиционным пафосом подобных церемоний. Никаких «вручантов», речей и поклонов – сопливые «приветы маме, папе, любимой девушке» у сегодняшней молодежи тоже моветон. Стих, имя, пробежка победителя на сцену, стремительные шаги «статиста-конферансье» со статуэткой, поклон, улыбка, краткий и остроумно обыгранный рекламный блок. Следующий.
За спинами молодых претендентов — которые заняли первые семь рядом – разместилась так называемая театральная общественность. Там - напряженная тишина, порой недовольное бурчание, но на этот раз никто не встал и прочь не вышел, как это было на предыдущей церемонии, где в пику функционерам хоронили российское искусство. Однако многие не скрывали своего непонимания и несогласия с зашкаливающим новаторством в церемониале.
Единственным отступлением от лаконичного сценария стало награждение лучшего молодого актера драматического театра. Кирилл Варакса (роль Пархи в спектакле «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Этюд-театра, режиссер Евгения Сафонова) шел на сцену, стягивая с себя одежду. В итоге статуэтку он получал в самодельной футболке посвященной другой победительнице, получившей спецприз номинационного совета Анне Донченко. И ей же прочел стих - «Балладу о прокуренном вагоне» из «Иронии судьбы». Это уж была читая импровизация абсолютно вразрез с церемонией. Но молодой человек слишком настаивал на том, чтобы сделать личную историю всеобщим достоянием. Анна, сидевшая в зале, мужественно вынесла испытания. Но в полутьме казалось, что она рыдает.
Что же до полного списка лауреатов то он оказался немного короче запланированного. Лучшего художника жюри решило не награждать. В номинации "Лучший молодой режиссер драматического театра" победителями стало трио: Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский и Александр Вартанов за постановку в театре POST спектакля "Shoot/Get Treasure/ Repeat" по циклу пьес Марка Равенхилла. Лучшей актрисой стала Дарья Румянцева, сыгравшая в спектакле «Такого театра» «Время и семья Конвей» Кей Конвей, лучшей актрисой второго плана стала Ирина Саликова за мужскую роль Самуила Яковлевича Глостера в спектакле "Лир" в театре "Приют комедианта". Из менеджеров победителем выбрали генерального продюсера лаборатории «ОN.Театр» Милену Авимскую, организовавшую конференцию "Американская драматургия: новые открытия" и устроившую Всероссийский фестиваль-лабораторию "ON.Театр.ru".
Хотя в самом начале казалось, что метафора режиссеров церемонии понятна: из тьмы в свету, к завершению же оказалось, что все несколько не так. Занавесь-экран, где на протяжении всей церемонии «жили» лица героев премии – улыбались, удивлялись, внимательно и выразительно оценивали зал, - охватило пламя, а «закадровый» голос оглушительно провозгласил, что "Сегодняшнюю театральную жизнь в Петербурге можно охарактеризовать одним словом - "огонь". Рокочущее слово, повторяясь раз за разом, в конце концов превратилось в команду. «Огонь!». Экран охватило пламя, которое бушевало минут пять. Словом, отожгли.
Текст и фото Ксении Потеевой, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 18–20 июля: Ночь музыки в Гатчине, фестиваль уличных театров «Елагин Парк» и сериал в кино
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 18 июля 2025 - В Александровском дворце показывают после реставрации еще три зала парадной анфилады — отсюда царская семья отбывала в ссылку
- 17 июля 2025 - Драма о семье экстрасенсов и фантастика про бандитов из 1990-х. Минкульт рассказал, на съемки какого кино даст субсидии
- 17 июля 2025 - Умер режиссер фильмов «Завтра была война» и «Мастер и Маргарита» Юрий Кара
- 16 июля 2025 - Вышел тизер финального сезона «Очень странных дел» — надвигается последняя битва, а с ней и тьма
- 16 июля 2025 - В Сети вышел сериал о 90-х «Путешествие на солнце и обратно». Режиссер рассказал «Фонтанке», как прошли согласования
Статьи
-
16 июля 2025, 00:03Еще со школьных времен мы привыкаем к спискам летнего чтения — но это как тихий час в детском саду: бесит, только пока обязательно, а потом вспоминается в мечтах. Кто бы уложил нас сейчас посреди дня вздремнуть на час! Кто бы заставил летом вместо работы читать медленную, великолепную прозу, похожую на нагретый солнцем мед! Теперь никто, придется самим как-то справляться. И давайте признаемся: сил на Толстого, Джойса и Пруста мало у кого хватит, да и половина лета уже позади, так что можно выбрать что-нибудь менее объемное. Например, шесть недавно вышедших книг с захватывающим сюжетом и теплой атмосферой.
-
05 июля 2025, 23:26
-
11 июля 2025, 08:30
-
04 июля 2025, 08:30