
Голодные игры: Сойка — золотая ручка

«Голодные игры» кончились. Капитолий пал, во всем мире воцарились свобода и демократия. Китнисс Эвердин по прозвищу Сойка-пересмешница, символ сопротивления, привела повстанческие войска к победе. И все это поклонники фильма уже и так знают, потому что прочли роман Сьюзен Коллинз. И делить финальную часть пополам было не самым продуктивным решением. Все так. Проблем у фильма – не перечесть. Но удивительно, что «Играм» это прощаешь.
Начнем с проблем. Действия во второй финальной части – по минимуму, да и «десять отличий» от первой найти мудрено. Отсутствие сюрпризов — так себе претензия. А в сравнении с тем, на что «Игры» изначально замахивались и были способны («Звездные войны» и «Властелин колец» наших дней) «Сойка-3» действительно производит эффект пшика вместо взрыва. Даже самые выгодные элементы саги — Дональд Сазерленд, Вуди Харельсон, Джулианна Мур и Филип Сеймур Хоффман в главных ролях; умелая работа со стилем; необычный для экшна ритм и драматургия — здесь перестают работать. Выдающиеся актеры страшно пучат глаза и патетически произносят текст. Противопоставление индустриального ада повстанцев и ампира буржуазного Капитолия стирается. Драматургический авангард оборачивается нелепостями — там, где, по логике жанра, должны звучать фанфары и мелькать героические крупные планы, действие, толчется на одном месте. Меланхоличная развязка саги — Сойка после победы повстанцев отбывает на покой и еще минут двадцать бродит по полям – и вовсе вызывает только недоумение.
Видео YouTube Trailers GO.ru
Особенно обидно даже не за сагу — ну, бывает, что сдуваются хорошие истории — а за режиссера Френсиса Лоуренса, который тащил эпопею на своих плечах, придумывая все новые неожиданности и трюки. Что Лоуренс – мастер яркого и бойкого экшна, стало ясно еще после его дебюта, «Константина». Что он умеет наполнять действие актуальным содержанием (хоть сейчас в диссертацию аспиранта-политолога) — после «Я — легенда», киноэссе о том, что будет после конца света. Но именно в «Играх» он в полный рост показал все эти достоинства — а еще собственное умение выдерживать ритм, строить повествование, элегантно использовать политические аллюзии. И вот именно там, где все эти искусства, казалось бы, должны расцвести — война угнетенных повстанцев с буржуа-узурпаторами из Капитолия вполне располагает — на Лоуренса словно находит ступор. Действие буксует, шпильки в адрес актуальной политики звучат топорно, крупные планы выдающихся актеров — ни к селу, ни к городу.
Этот сумбур только усиливает странновато решенное присутствие на экране покойного Филиппа Сеймура Хоффмана. Актера не стало во время съемок, роль Плутарха — одна из важнейших в сюжете саги, так что пришлось выкручиваться. Говорили, что будут использовать рабочие моменты съемок. На деле же герой попросту исчезает — о нем припоминают («Как там Плутарх?»), кое-где вклеивают пару крупных планов (выглядят они душераздирающе), но в целом связанная с ним линия тоже остается неразрешенной и скомканной.
Но самое странное — даже не то, что финал оказался таким смятым, да еще разбитым на две серии. Удивительно, что эмоции «такую песню испортил» – нет как нет. Извинить все недостатки финальной битвы можно только за масштаб и значительность всей саги в целом. «Игры» – действительно авангард от массового жанра. Перемены, которые они внесли в канон блокбастера, еще предстоит оценить — начиная от отсылок к римской античности и заканчивая принципиальной работой с серьезными, «неэкшновыми» актерами. Лоуренс, какое бы оцепенение на него не находило, действительно превратил увлекательную серию книжек про жестокие игры, закончившиеся революцией и гражданской войной, в принципиально новое зрелище. Яркое, умное, в меру изысканное. Такими, похоже, «Игры» в памяти и останутся. Не недоразумением, а большой переменой в истории массового кино. Лишним доказательством того, что поэт Бродский был прав: величие замысла — действительно главное.
Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36