Актуальные куклы желают познакомиться

19 ноября 2015, 23:58
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге открылся фестиваль актуальных кукол «БТК-фест», который продлится до 24 ноября. Проект этот родился в недрах Большого театра кукол, который давно перестал быть «театральным детским садом», а превратился в любопытнейший театр-лабораторию с афишей для всех возрастов. «БТК-фест» собирает таких театральных художников, в чьих руках «куклой», способной играть самые невероятные роли и менять представление о мире вокруг, становится практически любой предмет. «Фонтанка» предлагает путеводитель по обширной фестивальной афише.

В этом году фестиваль имеет полное название «БТК-фест: Театр актуальных кукол. Russian case». Это означает, что программу из двух десятков спектаклей организаторы намерены представить не только обычным зрителям, но и профессиональным продюсерам из Европы, Америки и ближнего зарубежья. По словам арт-директора «БТК-феста», театроведа и режиссера Анны Ивановой-Брашинской, организаторам очень хотелось бы понять, насколько российский кукольный театр – в самом широком понимании слова «кукла» – может быть интересен театру мировому, может быть им востребован. «Сейчас наш кукольный театр в мире практически не представлен, – говорит Анна. – Мы надеемся, что это только оттого, что его попросту не знают. Именно поэтому в нашей афише обширно представлена русская тема – сказки и классические сюжеты, но ими дело не ограничивается: мы пригласили очень любопытные спектакли из провинции – из Архангельска, Пензы, Челябинска, Екатеринбурга, Хабаровска. Отдельная группа спектаклей фестиваля предназначена для малышей – буквально с грудного возраста: это целое направление в русском театре, которое сейчас активно и интересно развивается. Еще одно тематическое направление – мировые легенды в русской интерпретации: тут и история Дон Жуана, и «Ричард III» в постановке Николая Коляды, и еще один неожиданный взгляд на Шекспира, который предлагает петербургский Большой театр кукол, и многое другое. Подчеркну, что это вовсе не значит, что мы собрали афишу для зарубежных театральных менеджеров – главной нашей целью было привезти и показать то, чего в Питере еще не было».

Для того, чтобы потенциальные зрители могли сориентироваться в обширной афише фестиваля «Фонтанка» распределила спектакли по четырем разделам.

С русским акцентом

В этом условном разделе представлены сказки – для детей, для взрослых, сочиненные классиком или сегодняшними взрослыми для сегодняшних детей, чтобы поведать им о трагическом прошлом доступным, эмоциональным языком.

Самая классическая из сказок, не считая «Колобка» Большого театра кукол, который был показан в первый день, но остается хитом здешнего репертуара (тут Колобок – клубок ниток, а всё зверье создано из вязаных вещиц: шарфиков, варежек, носочков), – это «Как журавль к цапле свататься ходил» (20 ноября, в 11.00 и 13.00). Команда петербургского фольклориста и режиссера Светланы Озерской, которая славится кропотливой работой с той национальной традицией, что называется устным народным творчеством, замечательным образом вплетает эту традицию в театральный контекст, или, наоборот, делает театральную прививку музыкально-песенной среде. И вот уже тряпичные коврики становятся лесной поляной, на которой и появляются вязаные и валяные куклы. В спектакле при этом занятны две актрисы, три музыканта и четыре музыкальных инструмента: гусли, жалейка, фиддл (народная скрипка) и акустическая гитара.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Как журавль к цапле свататься ходил"

Фото: Предоставлено организаторами

Сказочную историю «Ваня» сочинил белорусский режиссер Алексей Лелявский, который с 1986 года руководит кукольным театром в Минске, по заказу петербургского камерного театра Karlsson Haus. И это получилась совсем не детская история (фестиваль ее даже маркирует 16+) про то, что русские корни – это миф, а в реальности, чтобы до корней докопаться, надо убить дракона в себе. Впрочем, дракон в спектакле – самый настоящий, огромный, половина действия спектакля происходит внутри него, а при этом спектакль весь умещается на «подмостках» в пару метров длиной, и с десятком кукол управляется единственный артист.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Ваня"

Фото: Предоставлено организаторами

Еще один сказочный спектакль – «Облачко в пироге» (20 ноября, в 14.00 и 17.00), который приедет из Хабаровска, вообще-то собран из английских народных сказок. Но его персонажи – бабушка, дедушка и кот-хулиган – уютные, домашние и совершенно узнаваемые, точно сошли со страниц старых детских книжек. При этом бабушкой управляют сразу три артиста, так что эта кукла выглядит местами даже живее человека.

На премьеру «Пиковой дамы» театра «Кукольный формат», который год назад обрел, наконец, дом на Пушкинской улице, 19, петербуржцам стоит сходить непременно, даже и вне зависимости от фестиваля, поскольку изящные марионетки, созданные режиссером и художником Анной Викторовой, не просто рассказывают на сцене сюжеты, а встраиваются в некий метатекст, но непременно петербургский, который объединяет историю, легенду, реальных персонажей и их фантазии, а также ироничный взгляд создателей спектакля на героев, город и самих себя.

Еще одна российская история, плотно связанная с нашим городом – уникальный спектакль «Ленинградка» (24 ноября, 19.00). Он родился в упоминавшемся уже театре Karlsson Haus десять лет назад, а теперь возрожден в московском Театре кукол им. Образцова, которым теперь руководит один из создателей спектакля Борис Константинов. Спектакль вдохновлен рассказом реальной блокадной девочки (а теперь, понятно, старушки): ее мать погибла в бомбежку, а она перетащила свои игрушки в огромный платяной шкаф – и выжила в придуманном ею сказочном мирке, где не последнюю роль сыграл лупоглазый домовой Тимофеич.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Ленинградка"

Фото: Предоставлено организаторами

Экран, натянутый между сценой и залом, за счет освещения работает прямо-таки магически. Всё, что на него проецируется – снег, вода, мессершмиты в небе – кажется, заполняет квартиру. Иногда он и вовсе становится волшебным кристаллом и показывает зрителям, скажем, дно Ладоги, где, словно в детской песочнице, лежат кажущиеся игрушечными грузовички с хлебом.

Всемирная литература в российской интерпретации

Все в большей или меньшей кукольные степени истории этого условного раздела рассчитаны на взрослых людей – и помечены «16+». Кроме одного, о котором речь – ниже.

«Песнь песней» (20 ноября, 19.00) главного режиссера БТК Руслана Кудашева не рассказывает и даже не цитирует знаменитую библейскую легенду – она пытается предъявить зрителю образы, адекватные тому безусловному чувству, которое воспел Соломон. Причем, некоторые из этих образов – гораздо красноречивее слов. Потоки крови и зерен, белые полотна, замок и ключ, лепестки роз – разумеется, алые… Какие-то метафоры попадают в десятку, некоторые кажутся затасканными, но разговор о любви в целом складывается. А главное, спектакль доказывает, что любой объект на сцене может сыграть ту роль, которая нужна создателям.

Сцена из  спектакля
Сцена из спектакля "Песнь песней"

Фото: Предоставлено организаторами

Об этом же свидетельствует и второй спектакль БТК«Шекспир – лаборатория» (24 ноября, 15.00): некогда учебная работа, которую нынешняя молодежь, составляющая костяк труппы, выполняла под руководством режиссера Яны Туминой. Заданием было: выбрать любой эпизод из любой известной трагедии Шекспира – и передать его суть без слов, задействуя любые предметы.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Шекспир-лаборатория"

Фото: Предоставлено организаторами

Есть и еще одна интерпретация Шекспира – «Ричард III» (23 ноября, 19.00) екатеринбургского «Коляда-театра». Так случилось, что сроки «БТК-феста» совпали с гастролями в Петербурге театра, созданного драматургом и режиссером Николаем Колядой. «Ричард III» в гастрольную афишу не попал из-за многонаселенности: на сцену выходят 34 человека. Историю шекспировского тирана-извращенца Коляда помещает в общество, где нет ничего, кроме физиологии – и она, как и положено, отвратительна (так что зрителей из числа пуристов просьба не беспокоиться). Впрочем, это не исключает появления на сцене картин неземной красоты, созданных из подручных средств фантазией художника, роль которого по обыкновению исполняет сам Коляда.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Ричард III"

Фото: Предоставлено организаторами

В архангельском «Дон Жуане в Венеции» (22 ноября, 19.00) историю легендарного соблазнителя рассказывают три куклы-маски: Арлекин, Коломбина и Пьеро. Однако настроенчески спектакль отсылает к традициям русского балагана.

А пензенский театр «Кукольный дом» везет в Петербург спектакль, получивший в 2014 году главную кукольную «Золотую маску». Режиссер Владимир Бирюков перенес действие пьесы «Убить Кароля» (23 ноября, 14.00 и 17.00) польского классика абсурда Славомира Мрожека в позднесоветскую эпоху. Из радиоприемника в кабинете окулиста доносится нечленораздельная речь Леонида Ильича, еще откуда-то рычит Высоцкий. История на троих заключается в том, что молодой человек приводит пожилого к глазному врачу, чтобы тот подобрал ему очки, которые помогут старику отыскать и убить некоего Кароля. Кабинета герои до финала так и не покидают.

«Далеко-далеко» (22 ноября, 14.00 и 17.00) Большого театра кукол – единственный спектакль данного раздела, на который ждут не только взрослых, но и школьников, начиная с 12 лет. В основе театральной истории Анны Ивановой-Брашинской – «Дикие лебеди» Андерсена. Необычен спектакль тем, что он в значительной степени создан средствами пластического или, как его принято называть в Европе, физического театра. Братья, превращенные в лебедей, говорят с сестрой без слов – и эта энергия тел, рук, глаз дорогого стоит. Это честная и красивая история любви, которая категорически показана людям в подростковом возрасте.

Ноль плюс

В последние два-три года в России появилось особое направление кукольного театра – «бэби-театр». Оно объединяет спектакли, которые рекомендованы публике в буквальном смысле с грудного возраста. Ну, во всяком случае, год от роду – это просто-таки идеальный зритель, а два-три – уже продвинутый, бывалый. «БТК-фест» представит несколько таких произведений. Что отдельно замечательно, за создание подобных спектаклей берутся, в основном, очень молодые люди, буквально вчерашние студенты.

Вот, например, «Творческое объединение 9» – это выпускники московских творческих вузов – режиссеры, актеры, художники, композиторы. Их «Муха-цокотуха» (22 ноября, 11.00 и 13.00) стилизована под ярмарку начала XX века, куда зрителей приглашают на чаепитие. Куклы в стиле модерн, созданные петербургским мастером Фани Синичкиной, доставят отдельное эстетическое наслаждение родителям.

«Я делаю мир» (24 ноября, 11.00 и 13.00) – бумажная сказка для самых маленьких, которую в театре «Домик Фани Белл» сочинила Александра Ловянникова, молодой театральный художник из Москвы, – причем, сочинила с учетом возрастной психологии зрителей. Зрительские места – цветные пуфики – размещаются внутри огромного голубого шатра. Первая часть – рождение Земли и цивилизации: мир из бумаги творится на глазах детворы руками двух артистов. Часть вторая – игровой мастер-класс по созданию собственной бумажной истории, в которую потом можно и дома с родственниками поиграть.

«Сказки из маминой сумки» (23 ноября, 11.00 и 13.00) – произведение молодого режиссера Марфы Горвиц. Суть его в том, что все герои возникают из того набора предметов, который и в самом деле отыщется в любой сумке: щетки для волос становятся семейством ёжиков, бутыльки с дозатором – пингвинами, ножницы – галками и так далее.

А вот «Лиликанские версии волшебных сказок» (21 и 22 ноября) – работа мэтров кукольного театра, создателей театра «Тень» Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума. Эта семейная пара – два феноменальных сочинителя не просто спектаклей, целых волшебных миров. Лиликане, как рассказывают Майя и Илья – это куклы, которые играют в Лиликанском Большом Академическом Народном Театре Драмы, Оперы и Балета, а вилипуты – люди (так их зовут лиликане). В Москве в театре «Тень» работает Лиликанский Королевский Театр, куда люди могут только через окошечко заглянуть. На петербургом фестивале зрителей внутрь театра пустят, но это все равно будет особенный театр в салоне микроавтобуса. Там расположится единственная бархатная театральная ложа, из которой можно будет увидеть сразу несколько миниспектаклей про принцев, принцесс и драконов продолжительностью от 5 до 15 минут.

«Снеговик» (21 ноября, 11.00 и 13.00) Театра кукол им. Сергея Образцова – изумительной красоты зрелище, за которое художник Евгения Шахотько и актер Евгений Нечаев получили «Золотые маски». Сугробы сверкают разноцветным огоньками, как в сказах Бажова, круг небосвода движется – и солнце сменяется луной, а день ночью, паровозик из санок катится с горы, домик поворачивается вокруг оси, обнаруживая уютные рождественские интерьеры – малыша в люльке, даму, играющую на пианино, господина с газетой и кухоньку с дремлющей ключницей. А в центре кухни царит печка, в которую в финале истории пламенно влюбится заглавный герой.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Снеговик"

Фото: Предоставлено организаторами

Другие миры

Совершенно очевидно, что научная фантастика для кукольного театра – благодатная почва. Роботы – это ведь и есть гигантские куклы прежде всего. В программе «БТК-феста» два спектакля – что характерно, по произведениям двух абсолютных классиков мировой фантастики: Станислава Лема и Рэя Брэдбери.

Лемом, а точнее, его известным рассказом «Сказки роботов о настоящем человеке» (21 ноября, 14.00 и 17.00) заинтересовались Слава Исаев и Мария Литвинова, которые 12 лет назад создали театр «Трикстер». Взглядом на человека глазами роботов сюжет, разумеется, не исчерпывает. Дело заканчивается любовью и метаморфозами. И все это – в стиле «стимпанк». В Москве этот спектакль, идущий на площадке продвинутого во всех смыслах театра «Практика», пользуется большой популярностью у зрителей, начиная от 12 лет.

На этот же возраст рассчитана «Экспедиция» (21 ноября, 19.00), поставленная в Челябинском государственном театре кукол им. В. Вольховкого Анной Ивановой-Брашинской. В основе истории – повесть «Третья экспедиция» из известных всему миру «Марсианских хроник» Брэдбери.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Экспедиция"

Фото: Предоставлено организаторами

Как все помнят, земляне, прилетевшие на красную планету в поисках исчезнувших товарищей, обнаруживают на ней своих умерших близких. «Космос разговаривает с людьми на «кукольном языке»; он воспроизводит прошлое людей в куклах, но делает это по своей логике – способ их управления, масштаб и материал, из которого они сделаны, непредсказуемы – ни для участников Экспедиции, ни для зрителей», – говорится в аннотации от театра.

...А кроме того, 21 и 22 ноября с 11-00 до 17-00 в фойе БТК будет открыта Фабрика мультфильмов — развлекательно-образовательная площадка, на которой дети и взрослые смогут не только увидеть, как делаются мультфильмы в разных техниках, но и поучаствовать в их создании: придумать историю и персонажей, нарисовать их, слепить или собрать, потом одушевить своих героев и озвучить уже готовый фильм.

В фойе будут работать 4 мастерские: пластилиновой анимации, меловой анимации, оптических игрушек, кукольной анимации.

Дополнительную информацию ищте на сайте фестиваля.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Пять новых книг, герои которых живут в Петербурге. Кем и как населяют город молодые писатели?

За свои три века Петербург стал самым литературным городом России — действие каких книг тут только ни разворачивалось! «Страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад — Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, а по Разъезжей бродит Достоевский», — написал Самуил Маршак. Одна беда: все это было давно. А кто рискует писать о Петербурге прямо сейчас — и что из этого получается? Собрали пять разных книг этого года, где город на Неве — полноправный участник сюжета.

Статьи

>